Профилактика акустической дисграфии у дошкольников

  ср., 15.01.2014

Автор:

Павлова Татьяна Геннадиевна

Учитель-логопед

Вторая квалификационная категория

Педагогический стаж 10 лет

МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Северное сияние»

Сургутского района, п. Нижнесортымский

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей  "Северное сияние" п. Нижнесортымский Сургутского района ХМАО-Югра Тюменской области

     При недостаточном фонематическом слухе и фонематическом восприятии процесс становления устной речи, как следствии процесс письма, затруднены. Таким образом, механизм возникновения акустических дисграфий обуславливается недостатками фонематического слуха и восприятия.

    Нарушение речевого слуха отрицательно влияют на такие процессы, как понимание устной речи, использование экспрессивной речи, как следствие формирование речи.

    Суть артикуляторно-акустичекой формы состоит в том, что ребенок имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме, иными словами, пишет так как произносит.

    Акустическая форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам.

При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

На письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:

-звонкие –глухие (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш) смотредь вместо смотреть;

-свистящие- шипящие (С-Ш, З-Ж, и т.д.) сутка вместо шутка;

-ротовые соноры (Р-Л) палаход вместо пароход;

-аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-С) ташка вместо чашка;

-также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».

    Нарушение фонематического слуха ведет- к нарушениям фонематического восприятия, отсюда- страдают фонемы близкие по акустическим признакам и в результате- дефекты звукопроизношения близкие по акустическим значениям (свистящим и шипящим), близкие по артикуляторным значениям (звонким- глухим, твердым- мягким) и все это ведет к нарушениям письма.

Цель коррекционной работы: развитие фонематического слуха и восприятия.

    На занятиях с дошкольниками я провожу следующую работу по развитию фонематического слуха и восприятия.

1) Учу различать речевые и не речевые звуки, используя игры на развитие слухового внимания:

- «Шумящие коробочки» (разнообразное содержание коробочек: скрепки, соль, горох и т.д.);

    

- «Кто как кричит?» (включаем магнитофон и узнаем голоса животных);

- «Кто тебя позвал?» (узнай по голосу);

- «Угадай по звуку» (определение предмета по характеру звука: ложечка в стакане, бубенчик, шуршащая бумага);

2) Упражнение на различение речевых звуков «Поймай звук (А)» (называем ряд гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (А).

3) Знакомство с терминами:  «Звук», «Буква», «Слово» правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по разному, слова могут быть длинными и короткими. Объясняю, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.       

При знакомстве со звуками я использую наглядный материал: «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Объясняю, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.  

Для обозначения гласных звуков используем красную фишку.

При произнесении согласных звуков нам мешают губы, язык и зубы.

Воздух может проходить из носа т.е. носовые звуки или рта т.е. ротовые звуки (на схеме воздух обозначается стрелочкой).

Он бывает холодным (обозначаем снежинкой) и горячим (обозначаем солнышком).

Также согласный звук может быть звонким (колокольчик) и глухим

 (перечеркнутый колокольчик). Это мы можем определить закрывая ладонями уши или прикладывая тыльную сторону ладони к гортани.

Определяем твердость и мягкость звука т.е. разница в положении средней части языка (твердые звуки- это орешек, мягкие звуки- подушечка).

Твердые согласные обозначаем синей фишкой, мягкие согласные зеленой фишкой. Этот наглядный материал подходит для подгрупповой работы.

Для индивидуальной работы я использую «Разрезные схемы». 

Таким образом ребенок видит разницу звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости и я объясняю, что и буквы обозначаются по разному, знакомлю с образами букв, подкрепляю зрительным анализатором. Буквы прописываем, вырезаем, лепим, дописываем недостающий элемент буквы.

Учу ребенка, как правильно произносится звук и буква, например звук (Б), а буква «БЭ».

4) Самостоятельно произносим слова, интонационно подчеркивая в них  нужные звуки;

5) Учу различать на слух гласные и согласные звуки на уровне звуков, слогов, слов. Для этого использую дидактическую игру «Звукоцветик».   

Отрывая лепесток определенного цвета, ребенок называет соответствующий звук;

6) Самостоятельно выделяем слова с заданным звуком (отобрать картинки со звуком (С);

7) Учу звуковому анализу и синтезу слов Дид. игра «Звуковое лото»;

8) Определение места звука в слове Дид. игра «Паровозик»                        

Дид.игра «Звуковой домик»

Если звук в начале слова кладем картинку в первый вагончик, если в середине, то в средний, если в конце, то в последний вагончик в игре «Звуковой домик» играем по такому же принципу.

9) Анализ несложных слов по схеме и модели Дид. пособие «Подбери слово к схеме».    

Дана схема, ребенок  подбирает из ряда картинок подходящую картинку к данной схеме.

    Таким образом, используя представленные задания, пособия на логопедических занятиях, я решаю очень важную задачу- профилактику акустической дисграфии у дошкольников. Надеюсь, данный опыт будет полезен учителям и воспитателям.

Список литературы:

Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку у дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки/ Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. - СПб.: Издательство Лань, 1999 - (Учебники для вузов. Специальная литература)

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

Гербова В.В., «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». - М.: Просвещение, 1984.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1985.

Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/ под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.

Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М.: Аквариум, 1995.

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для учащихся дошк. пед. уч-щ/ Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1976.

Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Просвещение, 1994.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972.

Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994.

Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002321

Штрих код (№ квитанции) 62502670051691  Дата отправки 22 января 2014 г.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7557
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.