Профилактика акустической дисграфии у дошкольников |
ср., 15.01.2014 |
Автор:
Павлова Татьяна Геннадиевна
Учитель-логопед
Вторая квалификационная категория
Педагогический стаж 10 лет
МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Северное сияние»
Сургутского района, п. Нижнесортымский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей "Северное сияние" п. Нижнесортымский Сургутского района ХМАО-Югра Тюменской области
При недостаточном фонематическом слухе и фонематическом восприятии процесс становления устной речи, как следствии процесс письма, затруднены. Таким образом, механизм возникновения акустических дисграфий обуславливается недостатками фонематического слуха и восприятия.
Нарушение речевого слуха отрицательно влияют на такие процессы, как понимание устной речи, использование экспрессивной речи, как следствие формирование речи.
Суть артикуляторно-акустичекой формы состоит в том, что ребенок имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме, иными словами, пишет так как произносит.
Акустическая форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам.
При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
На письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:
-звонкие –глухие (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш) смотредь вместо смотреть;
-свистящие- шипящие (С-Ш, З-Ж, и т.д.) сутка вместо шутка;
-ротовые соноры (Р-Л) палаход вместо пароход;
-аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-С) ташка вместо чашка;
-также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».
Нарушение фонематического слуха ведет- к нарушениям фонематического восприятия, отсюда- страдают фонемы близкие по акустическим признакам и в результате- дефекты звукопроизношения близкие по акустическим значениям (свистящим и шипящим), близкие по артикуляторным значениям (звонким- глухим, твердым- мягким) и все это ведет к нарушениям письма.
Цель коррекционной работы: развитие фонематического слуха и восприятия.
На занятиях с дошкольниками я провожу следующую работу по развитию фонематического слуха и восприятия.
1) Учу различать речевые и не речевые звуки, используя игры на развитие слухового внимания:
- «Шумящие коробочки» (разнообразное содержание коробочек: скрепки, соль, горох и т.д.);
- «Кто как кричит?» (включаем магнитофон и узнаем голоса животных);
- «Кто тебя позвал?» (узнай по голосу);
- «Угадай по звуку» (определение предмета по характеру звука: ложечка в стакане, бубенчик, шуршащая бумага);
2) Упражнение на различение речевых звуков «Поймай звук (А)» (называем ряд гласных звуков, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (А).
3) Знакомство с терминами: «Звук», «Буква», «Слово» правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по разному, слова могут быть длинными и короткими. Объясняю, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
При знакомстве со звуками я использую наглядный материал: «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Объясняю, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.
Для обозначения гласных звуков используем красную фишку.
При произнесении согласных звуков нам мешают губы, язык и зубы.
Воздух может проходить из носа т.е. носовые звуки или рта т.е. ротовые звуки (на схеме воздух обозначается стрелочкой).
Он бывает холодным (обозначаем снежинкой) и горячим (обозначаем солнышком).
Также согласный звук может быть звонким (колокольчик) и глухим
(перечеркнутый колокольчик). Это мы можем определить закрывая ладонями уши или прикладывая тыльную сторону ладони к гортани.
Определяем твердость и мягкость звука т.е. разница в положении средней части языка (твердые звуки- это орешек, мягкие звуки- подушечка).
Твердые согласные обозначаем синей фишкой, мягкие согласные зеленой фишкой. Этот наглядный материал подходит для подгрупповой работы.
Для индивидуальной работы я использую «Разрезные схемы».
Таким образом ребенок видит разницу звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости и я объясняю, что и буквы обозначаются по разному, знакомлю с образами букв, подкрепляю зрительным анализатором. Буквы прописываем, вырезаем, лепим, дописываем недостающий элемент буквы.
Учу ребенка, как правильно произносится звук и буква, например звук (Б), а буква «БЭ».
4) Самостоятельно произносим слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
5) Учу различать на слух гласные и согласные звуки на уровне звуков, слогов, слов. Для этого использую дидактическую игру «Звукоцветик».
Отрывая лепесток определенного цвета, ребенок называет соответствующий звук;
6) Самостоятельно выделяем слова с заданным звуком (отобрать картинки со звуком (С);
7) Учу звуковому анализу и синтезу слов Дид. игра «Звуковое лото»;
8) Определение места звука в слове Дид. игра «Паровозик»
Дид.игра «Звуковой домик»
Если звук в начале слова кладем картинку в первый вагончик, если в середине, то в средний, если в конце, то в последний вагончик в игре «Звуковой домик» играем по такому же принципу.
9) Анализ несложных слов по схеме и модели Дид. пособие «Подбери слово к схеме».
Дана схема, ребенок подбирает из ряда картинок подходящую картинку к данной схеме.
Таким образом, используя представленные задания, пособия на логопедических занятиях, я решаю очень важную задачу- профилактику акустической дисграфии у дошкольников. Надеюсь, данный опыт будет полезен учителям и воспитателям.
Список литературы:
Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку у дошкольников». - М.: Просвещение, 1997.
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки/ Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. - СПб.: Издательство Лань, 1999 - (Учебники для вузов. Специальная литература)
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.
Гербова В.В., «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». - М.: Просвещение, 1984.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1985.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/ под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М.: Аквариум, 1995.
Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие для учащихся дошк. пед. уч-щ/ Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.
Развитие речи детей дошкольного возраста/ под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1976.
Селивёрстова В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Просвещение, 1994.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972.
Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994.
Филичёва Т.Б., Соболева А.Г. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002321
Штрих код (№ квитанции) 62502670051691 Дата отправки 22 января 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf