Применение игры, как средства формирования лексико-грамматического строя речи, в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

  вт., 10.12.2013

Автор:

Уфимцева Галина Васильевна,

воспитатель

МАДОУ "ЦРР - детский сад №5

"Рябинка" г.Салехарда

Актуальность опыта.

- дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают колоссальные трудности в оформлении грамматического строя речи, что нарушается в лексических затруднениях, ошибки связаннее со слабостью лексических дифференцировок, ошибки грамматического структурирования, связности, последовательности изложения, смысловые пропуски, нарушение синтаксической связи; бедность и однообразие используемых средств фразовой речи, пропуски слов;

- формирование грамматически правильной речи старших дошкольников с ОНР необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, сто он совершенно не мыслим без грамотного, свободного владения ребёнком речи;

- необходима интеграция комплексной коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательном процессе жизнедеятельности детей.

ИМП-2

Теоретическая интерпретаций опыта.

Сущность опыта.

Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.        Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

         В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка, у детей с ОНР:

Это неправильное употребление:

-   окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

-   падежных и родовых окончаний количественных числительных;

-   окончание глаголов в прошедшем времени;

-   предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения, выражается в пропуске   членов   предложения, неправильном   порядке   слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

В свободной речи детей данного уровня преобладают простые нераспространенные предложения. Часто встречаются аграмматизмы. Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

1. Неправильное согласование числительных с существительными:

2. Неправильное согласование прилагательных с существительными:

3. Неправильное употребление глагола:

4. Нарушение согласований в числе:

5. Неправильное употребление падежных окончаний:

6. Неправильное употребление предлогов, союзов (пропуски, замены, недоговаривание).

7. Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании.

8. Большое число ошибок приходится на образование относительных  прилагательных.

 Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения и формирования лексико-грамматических средств языка недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Здесь на помощь приходит воспитатель. В связи с этим  всю работу по формированию грамматически правильной речи в рамках одной лексической темы я  планирую как на специальных занятиях так и в процессе разнообразной практической деятельности (игровой, свободной, совместной, в ходе режимных моментов). Основной аспект ложится на игру и игровые упражнения. С целью развития речи в группе для работы с детьми, и для родителей создана картотека и рекомендации по проведению игр  в домашних условиях.

Сущность опыта состоит в том, что формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации).

Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит не синхронно, соответственно обучение  должно проходить поэтапно.

При этом учитывается следующее:

- вся работа носит коррекционную направленность;

- применяемый материал выбирается в соответствии с особенностями детей конкретной группы и с постепенным усложнением;

- работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанном в годовом плане. в это время она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциация осуществляется в течение всего последующего обучения.

- создать условия для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики.

Использование игр и упражнений в коррекционной работе с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи.

Известно, что игра ведущий вид деятельности и  как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Коррекционная работа  становится более эффективной при применении различных игр и упражнений  с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению,  использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения.

Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного  подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Эффективность формирования грамматических навыков зависит от следующих условий:

- систематического проведения:

- размещения игр и упражнений в порядке возрастающей сложности;

- подчиненности заданий выбранной теме;

- вариативности упражнений.

Игры и игровые упражнения с использованием картинок - помощников.

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» - говорил  К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе.  С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

- укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание;

- знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями;

- согласование прилагательных с существительными разных родов;

- правильное употребление местоимений «он, она, они»;

- образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел;

- у детей закрепляется  навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам.

- расширяется и обогащается  словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

Теоретическая (методологическая) база опыта:

Л.С. Выготский «Мышление и речь»; учение Р.Е. Левиной о трёх уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведённый А.Н. Гвоздевым.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».

Новизна.

  • теоретические вопросы логопедии становятся доступны воспитателям групп компенсирующей направленности;
  • осуществление комплексного планирования в рамках лексико-тематического цикла;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с лексико-тематическим планированием;
  • игры и упражнения являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо.

Технология организации коррекционной работы воспитателя в дошкольном учреждении по развитию речи.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. 


 


Понедельник


Вторник


Среда


Четверг


Пятница


Утро


- активизирование общения (рассказывание из личного опыта решение проблемных ситуаций)

-   индивидуальная работа по развитию речи (грамматический строй речи)

- индивидуальная работа по ФЭМП

-мало- подвижная игра


- составление рассказов по картине (серия картин)

- дидактическая игра (ознакомление с окружающим)
 дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика

- подвижная игра

- индивидуальная

работа по развитию мелкой

 моторики рук


-игры-эксперименты

- развивающие игры (на развитие психологических процессов)

- мало-подвижная игра

- разучивание стихов и сценариев

- театрализованные игры (настольная, пальчиковая)

 

индивидуальная работа по развитию речи (грамматический строй речи)


- беседы (социальная нравственная характеристика)

-развивающие игры (логическое мышление, воображение)

- подвижная /игра

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика

- дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование


- беседы по ОБЖ (проблемные ситуации)

- игры и забавы (народные хороводные)

- конструктивные игры

-индивидуальная работа по

развитию речи (грамматический строй речи)


Про-

гул-

ка


- наблюдение (погода)

- подвижные игры

- коллективный труд

по уборке участка

- индивидуальная работа по развитию движений


- наблюдение (неживая природа)

-подвижные игры

- индивидуальная работа по развитию движений

- трудовые поручения


- наблюдения (растения)

- подвижные игры

-подвижные игры (природа)

- индивидуальная работа по развитию движений


- наблюдение (труд взрослых)

- подвижные игры 

- труд

- игры с выносным материалом

- индивидуальная  работа по развитию движений              


- наблюдения (животные, птицы)

- подвижные игры

- индивидуальная работа по

развитию движений

- труд подгруппой


Вечер


- сюжетно-ролевая игра

- дидактическая игра по обучению элементам грамоты

- индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим

- дидактическая игра по ФЭМП

- опытническая деятельность


- индивидуальная работа по ИЗО (лепка и обыгрывание предметов)

- подвижная игра-эстафета
 составление рассказов по картине (серия картин)
- индивидуальная работа по развитию фонематического слуха, элементов звуков, анализа слов 

дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование

Творческая мастерская
- драматизация сказок (мини-спектакли)

-дидактические игры (внимание, память, моторика рук)

-индивидуальная работа по ФЭМП

-работа с художественной литературой

дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование


- индивидуальная работа по ИЗО (художественная творческая деятельность)

- подвижная игра

- дидактическая игра (на активизацию словаря)

-индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук 

- дидактическая игра на ознакомление с окружающим миром


-хозяйственно-бытовой труд

-индивидуальная работа на развитие памяти, внимания, мышления

-конструирование и обыгрывание построек

- индивидуальная работа по ФЭМП
театральный час:
- музыкально-спортивное развлечение

 

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов в группе компенсирующей направленности, была выработана следующая модель комплексной педагогической технологии формирования  речи  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

ИПМ-4

Краткое описание составления планирования коррекционной работы воспитателя.

- определяется лексическая тема и речевые цели на неделю в соответствии с общеобразовательными и коррекционными целями текущего периода обучения;

- совместно с логопедом расписывается план специальных занятий воспитателя по развитию речи, определяется набор лексического материала по формированию лексико-грамматических категорий;

- подбор текста (стихотворения, загадки, небольшие рассказы для пересказа);

- подбор речевых игр, сюжетно-ролевая игра её цели и содержание диалогов;

- подбор игр и упражнений по развитию ВПФ. Особое внимание уделяется развитию мышления, речеслуховой памяти, пространственному и временному восприятию.

ИПМ-5

Продуктивность опыта.

Ожидаемые результаты

Воспитатель

Дети

- осуществление совместной деятельности с ребёнком;

- теоретические вопросы логопедии становятся доступны и понятны;

- разработка и пополнение картотек для коррекции речи;

-  систематический обмен опытом;

- возможность проследить динамику речевого развития детей в структуре грамотного оформленного рассказа.

 

- обеспечение достаточной речевой практика как основы усвоения важных закономерностей языка, освоение языка как средства общения;

Коррекционное формирование включение в «речевой арсенал» детей языковых средств для построения связных высказываний;

- подготовка к процессу школьного обучения, который совершенно не мыслим без свободного владения ребёнком связной речью;

- пересказ текстов по опорным картинкам обеспечивает предварительное обучение составления плана устного и письменного высказывания в школе.

 

Трудоёмкость опыта.

- разработка комплексно-тематического планирования по лексическим темам;

- разработка конспектов занятий по коррекционной направленности;

- подбор картинного материала, игр и упражнений ( в соответствии с лексической темой), текстов для заучивания и пересказа соответствующих уровню речевого развития детей;

- необходимость работы по адаптированию художественных текстов.

Перспективы.

Опыт работы может быть применён как воспитателями коррекционных групп так и педагогами общеразвивающих групп.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2002.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СПб., 2007
  3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М., 2000.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – спб.: детство-пресс, 2004.
  6. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Альбом дошкольника. – М.: гном и Д, 2003.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002266, штрих код (№ квитанции) 62502669050155  Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 14321
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.