Формирование категории словообразования названий профессий у детей с ОНР III уровня

  сб., 07.12.2013

Автор:

Шустова Анна Георгиевна,

воспитатель

1 квалификационной категории

МАДОУ д/с №118 города Тюмени

В настоящее время в связи с учётом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема формирования грамматических средств речи, а именно словообразования, занимает важнейшее место в современной логопедии, т.к. становление и развитие этих процессов происходит с задержкой по срокам.

В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нём ряд базовых операций: Операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и «включение» словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Поэтому овладение словообразованием родного языка признаётся всеми исследователями важным этапом в речевом и когнитивном развитии ребёнка.

Актуальность данной проблемы несмотря на её освещение в специальной литературе не теряет своей проблематики и требует дальнейшего изучения. Дети 5-6 летнего возраста представляют особый интерес для исследования, поскольку словообразовательные умения и навыки детей являются показательными в плане их готовности к школьному обучению.

Проблемой исследования является то, что в традиционной программе рассматриваются типовые профессии, но на современном этапе появились профессии, которые образованы от иностранных слов и детьми трудно усваиваются и проговариваются в речи. Поэтому были разработаны упражнения для усвоения и запоминания новых профессий.

Целью исследования является изучение состояния словообразовательного процесса (названия профессий), разработка и апробирование педагогических приёмов, направленных на преодоление общего недоразвития речи путём формирования процессов словообразования лексики (профессиональной) и модификации.

Задачи:

- изучение литературы по проблеме исследования и разработка рекомендаций по проблеме в теории и практики логопедии;

- выявление основных трудностей формирования словообразования у данной категории детей;

-разработка приёмов формирования словообразования как одного из важнейших средств коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

 

Замена слов другими близкими по ситуации или внешним признакам, использование обобщающих понятий, в основном бытового характера. Экспериментальное исследование показало, что низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с ОНР, объясняется несформированностью когнитивных и речевых предпосылок. Исходя из этого, предлагается использовать специальные игры и упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор.

В логопедии делается акцент на развитие словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых, эффективных научно-обоснованных путей развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Педагогу, работающему с детьми с общим недоразвитием речи, важно знать законы словообразования. Дети с нормальным речевым развитием часто занимаются словотворчеством. Педагогу необходимо понять, где заканчивается словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов словообразования.

Как в норме, так и в паталогии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторон у грамматических средств.

      

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель-учительница) или (ехал-уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии. Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребёнок учится вычленять части слова. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребёнку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность и переключиться с одного объекта на другой.

Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, истощаемостью, что ведёт к различного рода ошибкам в выполнении заданий.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднение в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:

Недостаточная координация, замедленность и неловкость движений, застревание в одной позе. Из выше перечисленного следует, что интересующая нас проблема словообразования, и его развития может протекать аномально. Такая патология относится к характеристике 3-го уровня развития детей с общим недоразвитием речи.

Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях  и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.

Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу, мы поставили цель эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось в несколько этапов, взаимосвязанных и логически вытекающих один из другого.

На первом этапе анализировалась научно-методическая литература по формированию грамматических средств у детей дошкольного возраста, проводились опросы воспитателей, педагогические наблюдения. Анализировалось содержание программного материала на занятиях и в повседневной жизни детей, а также изучались особенности работы воспитателя данной группы детей. 

Второй этап исследования представлял собой констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в выявлении уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В констатирующем эксперименте исследования навык образования существительных мужского рода с суффиксом –щик-, образования существительных, обозначающих профессии лиц мужского и женского рода, образования слов, обозначающих действия, умение находить и объяснять лишние слова и исправлять ошибки. Результаты исследования фиксировалось в протоколе, отбирались и анализировались материалы обследования, осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов.

На третьем этапе исследования был проведён педагогический эксперимент, направленный на разработку оптимальных форм, средств и методов коррекционно-развивающей работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Эксперимент проводился на базе МАДОУ детского сада №118 г. Тюмени.

Дети (экспериментальной группы) посещали старшую группу. Дети (контрольной группы) посещали, соответственно так же старшую группу д/с №118, в которой работала воспитатель.

В эксперименте принимало участие 20 детей 5-6 летнего возраста с ОНР, по данным ПМПК, состояние их речевой функции было приблизительно одинаковым и относилось к III уровню недоразвития по Р. Е. Левиной, на фоне псевдобульбарной дизартрии лёгкой степени.

В ходе эксперимента дети были «разделены» на контрольную и экспериментальную группы.

В соответствии с задачами, констатирующий эксперимент включал в себя выполнение детьми целого ряда заданий, позволяющих характеризовать состояние грамматического строя речи (словообразование).

Для контрольно-экспериментальных заданий были специально отобраны картинки, обозначающие предметы, действия и признаки, также использовались реальные объекты. Задания, предлагаемые детям, оценивались по разработанной бальной системе, которую предложила Т.А. Фотекова, при изучении устной и письменной речи. Особенности формирования словообразования контрольной и экспериментальной групп, показаны на граффиках.

Формирующий эксперимент.

Для изучения особенностей формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР проведено специальное исследование. Полученный результат был подвергнут количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволил установить, какие именно задания вызвали наибольшие трудности при выполнении. Оценивая качественные показатели, основное внимание уделялось анализу характера допускаемых ошибок. Обследование показало, что многие дети затруднялись в образовании существительных, обозначающих профессии лиц мужского и женского рода, были такие ошибки: «ЧИНИТ ЧАСЫ –чинильщик, часовник; ПЕРЕНОСИТ ГРУЗ –грузильщик, переносчик и т.д.».

В задании образовать существительные, обозначающие профессии женского рода с помощью суффикса –ниц-, отмечены такие ответы: «ВРАЧ – врачевательница; ПЕВЕЦ – певунья; ДВОРНИК – дворничиха и т.д.».

Задание, которое заключается в образовании современных профессий, названия которых произошли от иностранных слов, вызвали сложность в их понимании и в результате это привело к невыполнению задания. Наглядно представлены результаты словообразования экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента. Приложение к опыту работы.docx (2.89 МБ)

(Приложение, диаграмма 1, 2), а также представлены сравнительные результаты исследования (Приложение, диаграмма 3).

Одним из перспективных путей реализации целей являются проведённый констатирующий эксперимент с целью определения степени сформированности грамматической стороны речи, с достоверностью показал недостаточный уровень развития у них навыка словообразования.

Основываясь на результатах исследования, были подобраны такие педагогические методы и приёмы, реализация которых позволила бы добиться выполнения целевой установки. Формирование словообразования может быть эффективным только при совместной работе логопеда, воспитателя, узких специалистов и родителей. Методы и приёмы реализовывались в процессе обучающего эксперимента на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и в повседневной жизни детей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, что позволило выстроить последовательную систему комплексной коррекционной работы логопеда, воспитателя и узких специалистов и родителей.

Контрольный эксперимент.

При исследовании степени сформированности грамматического строя на этапе контрольного эксперимента была использована методика, описанная в работе О.Е. Грибовой. Приведём результаты исследования процессов словообразования на этапе контрольного эксперимента. (Приложение, диаграмма 4, 5; таблица 2). Итак, сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что положительная динамика в формировании словообразования прослеживается в обеих группах (Приложение, диаграмма 6). Сравнительный график исследования навыков словообразования экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента (Приложение, таблица 3, диаграмма 7).Полученные данные на этапе контрольного эксперимента показывают достаточно высокий «скачок» результатов экспериментальной группы. Дети экспериментальной группы ещё испытывают некоторые трудности при выполнении предложенных заданий, поэтому нельзя говорить, что в ходе формирующего эксперимента достигли результатов «абсолютной» нормы, но теперь можно говорить об результативности коррекционной работы. Изучив литературу по теме и исследовав особенности усвоения грамматических понятий детей с общим недоразвитием речи свидетельствует о том, что им присущи специфические ошибки и затруднения.

В ходе экспериментального исследования было установлено, что уровень грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп отличался не сильно.

В процессе экспериментальной работы были отобраны и использованы игры и упражнения. По окончании эксперимента выявился достаточно высокий рост уровня сформированности грамматического строя у детей с ОНР. Предложенные методы и приёмы способствуют формированию словообразования, что позволяет успешнее решить проблему усвоения детьми и проговаривание в речи современных профессий.

Таким образом, виден положительный рост всех составляющих компонентов грамматической стороны речи (словообразования). Полученные данные позволяют сделать выводы, что результаты исследования могут быть полезны для занятий по работе с детьми, как воспитателям так и логопедам.

Примерные варианты игр на формирование словообразования.

Игра «Разные частички».

Цель: закрепить навык составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям; формировать обобщающее значение словообразовательной морфемы; научить сравнивать между собой словообразующие модели с суффиксом –ник, -ниц.

Материал: предметные картинки: школьник – школьница.

Ход: Логопед предлагает ребёнку готовые словообразовательные уравнения: картинка «школа» + карточка-символ = картинка «школьник»; картинка «школа» + карточка-символ = картинка «школьница».

Логопед: «Какие картинки в схемах отличаются, назови их. Последние картинки не одинаковы, значит, различаются какие-то картинки в начале схемы. Посмотри, какие картинки одинаковые?»

Ребёнок показывает на схеме картинки «школа». Логопед произносит, выделяя голосом, части первой и второй схем: школь…ник, школь…ница, обращая внимание, на то, что первые части одинаковы.

Логопед: «Какая часть слов различна? Покажи место каждой части слов на схеме. Заштрихуй по – разному эти части. Назови все части первой схемы, второй схемы».

Ребёнок вместе с логопедом ещё раз называет оба слова, выделяя интонационно суффиксальные части слов. Логопед ещё раз обращает внимание ребёнка, на то, что от одного короткого слова можно образовать два длинных, для этого к короткому слову добавляются разные частички.

 Игра «-ник и –ниц».

Цель: учить дифференцировать слова и картинки двух видов: с суффиксом –ник, -ниц (а).

Материал: картинки «художник» - «художница»; «садовник» - «садовница».

Ход: Логопед предлагает рассмотреть и назвать картинки в первом ряду (художник, садовник). Предлагает ребёнку назвать повторяющиеся части слова (-ник). Затем предлагает назвать картинки второго ряда (художница, садовница). Снова уточняет какая часть речи повторяется (-ниц).

Логопед: «Как ты думаешь, почему картинки разделены?»

Логопед и ребёнок делают вывод – части слов –ник и –ниц разные, поэтому в первом ряду изображения мальчиков, во втором – девочек.

Игра «Машины на службе у людей разных профессий».

Цель: знать, какие машины и электрооборудование помогают людям разных профессий делать свою работу быстрее и качественнее; уметь отбирать картинки с оборудованием к конкретной профессии и рассказывать о том, как оно используется.

Материалы: картинки с изображением людей разных профессий и специальных машин, электрооборудования.

Правила. Ребёнку называется определённая профессия. Он должен выбрать картинку с её изображением и подобрать к ней необходимое оборудование, рассказать о его применении.

Игра «У кого какая профессия?»

Цель: развивать у детей общую моторику, расширять и активизировать словарь по теме.

Материал: картинки с профессиями, мяч.

Ход: логопед кидает мяч ребёнку и спрашивает:

-кто лечит детей?

-кто читает детям сказки в детском саду?

-кто варит еду?

-кто тушит пожары?

-кто учит детей в школе?

 

Список литературы

  1. Арушанова А. Игра: формирование грамматического строя речи. // Дефектология. 1995. №7. С.61-64.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 2004.-255С.
  3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. //Логопед. 2004. №1.С.34-40.
  4. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006.-С.48.
  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – С.197, 249-251.
  6. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрисс-пресс, 2005.-96С.
  7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.-М.,2003.-С.238.
  8. Основы теории и практики логопедии./Под редакцией Р.Е.Левиной. – М., 1986. – С.7-30.
  9. Психолого-педагогическая диагностика. / Под редакцией И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-320С.
  10. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дефектология. 2001. №4.С.68-76.
  11. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей/ М.Е.Хватцев – М., 1996.-С.5-14.
  12.  Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. – М.: АРКТИ, 1999.-120С.

Электронные образовательные ресурсы:

Сборник "Дошколята" пр-ль: «EDUCATION – MULTIMEDIA»


«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002243


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11141
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.