Среда, влияющая на творческое развитие детей дошкольного возраста |
пн., 28.10.2013 |
автор:
Евенко Елена Викторовна
Воспитатель I категории
педагогический стаж 26 лет
МБДОУ ЦРР - д/с «Танюша»
Сургутский район, г.п. Федороский
I этап. Целеполагание.
По мнению А.И.Леонтьева [4] , среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности.
Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда.
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта), разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т.п.
Становление творческих качеств начинается в дошкольном детстве. Из исследований Л.С. Выготского [2], Д.Б. Эльконина [4], Л.И. Божович [1] следует, что период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для развития различных видов творческой деятельности – игры, драматизации, и, следовательно, для развития творческих качеств личности.
Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Актуальность я считаю в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель: определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в группе.
Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому были проведены специальные беседы и лекции для родителей, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям была рекомендована специальная литература по этой проблеме.
Задачи:
- Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
- Определить уровень развития коммуникативных способностей.
- Провести диагностику изучения игровых интересов и предпочтений детей дошкольного возраста в играх-драматизациях.
- Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, диалогическую речь, коммуникативные навыки.
- Воспитывать любовь к театрализации.
- Развивать интерес к театрализованным способностям, желание активно познавать и действовать с театрализованными объектами.
Методы:
- Наглядности (наблюдение, рассматривание, демонстрация моделей, иллюстраций)
- Практические (игры, моделирование, показ сказок)
Словесные (рассказы, художественное слово, обсуждение, беседы)
Раздел программы |
Формы и методы работы |
Игровая деятельность |
Хороводные игры «Ворон», «Плетень», «Бояре». Сюжетно-ролевая игра «Играем в театр», «Костюмер» Показ с детьми кукольного театра «Круть-Верть», «Гуси-лебеди». |
Познавательное развитие |
Экскурсия в МАУК «Премьер». Знакомство с архитектурными объектами (театра). Моделирование детьми «Театра будущего». Встреча с интересными людьми – народным самодеятельным хореографическим коллективом «Сударушка» |
Речевое развитие |
Составление творческих рассказов на тему: «Театр – это радость, театр – это необычный мир!» Беседа «Здравствуй, театр!» Чтение художественной литературы сказки В. Бианки «Теремок», П. Тенисова «Хвостатый хвастунишка», знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» |
Продуктивная деятельность |
Рисование любимых сказок. Изготовление атрибутов к определенным сказкам. |
Физическое развитие |
Игры «Угадай, что я делаю?», «Едем на поезде», игра-загадка «Зеркало». |
Театрализованная деятельность |
Инсценировка сказок «Теремок», «Кораблик», «Хвостатый хвастунишка» |
Работа с родителями |
Беседа «О важности театра» Литературная викторина по любимым сказкам Папка-передвижка «Сказка, сказка приходи» Консультация «Поход в театр» |
Используемая литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:1968 – с. 5
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. СПб.: Союз, 1972.
3. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. М.: 1998 – с. 346
4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Избранные психологические труды. М: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002213 ШПИ 62502666132090 дата отправки 31.10.13
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf