Игра –это серьезно |
сб., 10.11.2012 |
Автор: Дубровина Клара Мингалимовна Воспитатель детского сада «Катюша» МАОУ «Дубровинская СОШ» Ярковского района |
Нелегко увидеть истинную ценность того, что дается готовым или стоит малых трудов. Лишь теряя, мы способны оценить дар, который привыкли считать своим неотъемлемым достоянием и поэтому не замечать. Одним из таких удивительных подарков является детство. С раннего детства взрослые знакомя ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему определенный опыт знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми.
Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью играть, задача взрослых, в частности воспитателей, заключается в том, чтобы помочь детям открыть в них силы для игры. Научить их специальным правилам- пониманию и взаимности, тому, что у каждого есть право участвовать в игре. Игра, мечты и фантазии украшают жизнь и наполняют ее смыслом. Потому, что когда ребенок играет, он превращает действительность в нечто иное. Ведь эта способность видеть в мыслях мир в иной перспективе является основой всей интеллектуальной действительности. Может быть, именно игра является источником всего созидаемого. Игра в дошкольном возрасте- ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребенка, с ее помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития.
Особенность раннего возраста- сильнейшая идентификация себя со взрослыми, стремление действовать как они. А это уже первый шаг к ролевой игре. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребенок учится развивать ролевую игру. В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения. В средней группе ролевое поведение детей уже сформированы основные игровые умения. В средней группе ролевое поведение детей усложняется. Первоначально это происходит в играх, где действия партнеров должны дополнять друг друга, так как они связаны функциональными отношениями типа: врач-больной, продавец-покупатель, воспитатель-дети, капитан-матрос.
Сюжетно- ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Однако в целях формирования правильных взаимоотношений я стараюсь целенаправленно руководствоваться играми, воспитывать желание играть рядом не мешая друг другу, воспитывать желание играть вместе, Ведь процесс взаимодействия детей направленный на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата- это общение. Именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
Например: играем в «Дочки- матери» Яна берет на себя роль матери, а остальные три девочки- ее дочки. Яна: Я-мама, вы- мои дочки. Идите гуляйте, я буду обед варить, не трогайте ничего (она отталкивает всех от стола) Яна не дает ничего делать девочкам, грубо оттесняет их от стола. Моя задача осторожно вмешаться в ход игры, я предлагаю Яне: «А может дочки тебе помогут? Сходят в магазин, помоют посуду или помогут тебе готовить? Яна понимает, что она себя неправильно повела и тут же предлагает вместе готовить.
Руководствуясь сюжетно- ролевыми играми я стараюсь, чтобы дети играли дружно и согласованно выполняли действия т.к формирование положительных взаимоотношений осуществляется, прежде всего в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе.
Но я не всегда навязываю детям свои сюжеты и правила игры. Я стараюсь стимулировать творческую активность детей в игре, игры по собственному замыслу. Наблюдая за ними со стороны и помогая им советом, например: «Какой вежливый у нас продавец, но он должен продавать товар всем, а не только тем, кто дает ему свои игрушки поиграть» или «Конечно хорошо, что воспитатель с детьми занимается, но детям и поиграть хочется» Особое внимание уделяю застенчивым детям.
Я стараюсь обучать умению играть, включаю их в игры наиболее доброжелательных и общительных ребят. Также держу в поле зрения детей излишне активных, легковозбудимых, своевременно незаметно переключаю их к более спокойным играм.
Привлекают детей театрализованные игры, игры-драмматизации. Театрализованные игры в отличие от сюжетно- ролевых предполагают наличие зрителей (сверстники, родители, младшие дети) В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точно воспроизводить идею художественного произведения.
С детьми нашей группы мы показали малышам сказки «Курочка-ряба», «Репка», настольный театр «Теремок», «Красная шапочка». Действуют ли дети от лица персонажа- игрушки или сами исполняют ту или иную роль, в любом случае я ставлю перед ними посильные задачи- передавать черты характеров персонажей: лиса- хитрая, курица- заботливая, медведь- неуклюжий и т.д.
Я учу детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, не перебивая слушать товарища, говорить, обращаясь к нему, выполнять движения соответственно содержанию сказки.
Также я организую и провожу дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различии и определении формы, величины, цвета. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и анализировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них воспитывается сосредоточенность, внимание, развиваются познавательные способности. Это такие игры как «Детское домино», игры из серии «Играя учись», «Лото», «Мозаика», «Пазлы»
Игровые приемы обучения направлены, на решение дидактических задач связаны с организацией игры на занятиях. Игру на занятиях предлагает педагог и этим отличается от свободной игры. На занятиях я играю с детьми, учу их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. В таких играх применяю наглядный материал, придумываю интересные игровые моменты. Часто я прибегаю к помощи сказочных героев, например: «Буратино», «красная шапочка», «Зайчик», это могут быть как игрушки, так и картинки с изображением этих персонажей.
На занятиях по изобразительной деятельности я также применяю игры и игровые моменты. Малышу, как и любому другому человеку, кажется то, что он делает непосредственно нужно кому-то. Но кому? В каком мире могут найти применение яблоки нарисованные на бумажных тарелках, короткие мазки, изображающие траву. К счастью, такой мир существует: это удивительный мир кукол, которые ходят, друг к другу в гости, там дружат зайцы, медведи и лисы. Ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу.
Так и на мои занятия приходит, например доктор Айболит и сообщает детям, что далеко на севере заболели малыши зверята и им, очень нужны, витамины. А витаминов много содержится в фруктах, но на севере всегда зима и там фрукты не растут. Поэтому доктор Айболит просит слепить из пластилина груши, яблоки, апельсины и послать бедным больным малышам. Дети старательно лепят фрукты. Дети с огромным желанием будут лепить, рисовать, выстригать и клеить, если по окончании занятия предоставить детям возможность продолжить игру с рисунком (лепкой, аппликацией) в игровом уголке.
При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе чисел, о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
Дидактическая игра должна сохранять свойственным играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятиях. Часто на занятиях по математике я использую игру «Чудесный мешочек». Эта игра направлена на упражнения детей в счете, с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.
Например, в «чудесном мешочке» находится счетный материал, мелкие игрушки (шишки). Я приглашаю, кого то из детей и прошу отсчитать столько игрушек, сколько ударов бубна услышит ребенок или сколько предметов сколько кружков на числовой карточке. Успешность усвоения материала зависит от темпа, продолжительности занятия. Я стараюсь оценивать ответы детей спокойно, доброжелательно реагируя на ошибки детей.
Также детям будут интересны занятия по развитию речи использованием игрушек и игровых моментов. Описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек. Дети очень любят занятия, на которых мы составляем рассказ по игрушке. Они по-новому смотрят на знакомые игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием. Широко использую занятия побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажи о своей любимой игрушке».
При ознакомлении с художественной литературой дети будут лучше воспринимать чтение сказки, если его сопровождать показом на фланелеграфе, настольного или кукольного театра. Если я показываю настольный или кукольный театр, я оставляю после все в группе и предоставляю детям возможность поиграть и самим показать сказку.
Особое значение в физическом воспитании ребенка отводится подвижным играм и играм на свежем воздухе. Подвижные игры, сюжеты, роли и правила. В других предлагаются только двигательные задания. На занятиях в детском саду мы широко используем сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы, простейшие игры типа ловишки, игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами. Начиная с младшей группы я использовала такие игры как «Зайка серенький сидит», «Кот и мыши», « У медведя во бору», «Найди свой цвет». С детьми средней и старшей группы играем в игры с более сложными правилами. Например, подвижная игра «Горелки», «Охотники и зайцы», «Мышеловка», «Карусель»
Продумав и подготовив все заранее, я стараюсь провести игру с большей пользой для детей, обращая свое внимание на выполнение поставленных задач.
Занятия по речевому этикету носят занимательный, игровой характер, игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра- типичная форма жизнедеятельности. На таких занятиях дети чувствуют себя достаточно расковано, свободно говорят, смеются, двигаются.
Давайте запомним все и воспитатели и родители- что точно также, как и взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть.
Литература:
- «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» Под ред.М.А.Васильевой
- «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новоселовой
- «Игровые приемы на занятиях» Г.Г.Григорьева
- Журнал «Ребенок в детском саду», №4,2001
- Журналы «Дошкольное воспитание»,№2,4 2009
- «Учимся играя» «Веселый этикет» авт.Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000942, дата отправки 14 марта 2013 г., № квитанции 62502659111118
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf