Театр и дети |
вс., 10.03.2013 |
Авторы:
Т.В. Глебова, Л.И. Половикова,
воспитатели старшей группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР,
А.А. Пташинская, учитель-логопед
МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки», г. Салехард
Театр для детей является увлекательным запоминающимся зрелищем, который вызывает у них живой интерес, самому участвовать в представлениях.
Основная цель, которую ставят педагоги, занимаясь с детьми, - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности дошкольников широки. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Мы работаем в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. К нам приходят дети; гиперактивные и пассивные, общительные и замкнутые, со слаборазвитой моторикой и мимикой. Самая сложная и большая проблема в обучении дошкольника – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром. Этому эффективно способствует театрализованная деятельность.
Главная цель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи научить ребенка связно и выразительно говорить, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Нам помогает решать эти задачи театрализованная деятельность.
Работая в этом направлении, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Развивать интерес к прослушиванию сказок, стихотворений, текстов, просмотр иллюстраций в книгах, мультипликационных фильмов, прослушиванию аудиозаписей.
- Развивать речь, обогащать словарный запас и активизировать его;
- Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов;
- Учить владеть выразительными средствами, передавая образ персонажа; мимика, жесты, движения, эмоции;
- Воспитывать в детях отзывчивость, дружбу, доброту, правдивость и трудолюбие.
В нашей работе мы используем потешки, игры-загадки, речевые игры, стихи диалоги: А. Барто «Жил на свете самосвал», Е. Трутнева «Ёлка», Б. Заходер «Заяц белый» и т.д. В течение дня играем в коммуникативные игры «Звери к нам играть пришли», «Яблонька», «Коршун» и т.д.
Наши дети очень любят смотреть и участвовать в спектаклях, в кукольных театрах. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомых и любимых кукол: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. Основная цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театрализованными играми – это развитие творческих и индивидуальных способностей, развитие диапазона и тембра голоса, темпа и ритма речи, координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры, мелодической организации высказываний, восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений. В процессе театральной деятельности дети знакомятся с народным творчеством, фольклором, со сказками, с трудом и бытом людей.
К таким мероприятием дети совместно с педагогами и родителями разучивают стихи, потешки, чистоговорки, загадки, речевые игры, участвуют в театрализациях сказок.
Участие детей с речевыми нарушениями в театрализованных играх помогают раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащают новыми эмоциями, учат выполнять совместные правила и действия. В игровой форме дети закрепляют ранее полученные знания и навыки звукопроизношения.
Дети учатся передавать и сопереживать эмоциональные состояния героев: радость, печаль, гнев, страх, удивление, огорчение, восторг. Во многих произведениях, на различном материале, близком понимании детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь друзьям. В то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение. В ходе игры дети «проживают» различные эмоциональные состояния, учатся переживать, таким образом, происходит расширение круга понимаемых эмоций. Это способствует закреплению общих речевых навыков и умений детей произвольно использовать средства интонационной выразительности в связной речи.
Педагоги нашей группы совместно с родителя изготовили героев сказок из различных материалов: картонных конусов, цилиндров, бутылочек из-под йогуртов, пряжи и ткани, салфеток, природного материала, папье-маше. К подготовке кукольных персонажей, декораций привлекаются дети. Тем самым отрабатывают навыки мелкой моторики. Так в группе появились разные виды кукольных театров. Это театр магнитных картинок: «Лиса и заяц», пальчиковый театр «Репка», бутылочный театр «Волк и семеро козлят»
, театр из салфеток «Снегурочка
, плоскостные картонные театры: «Золушка», «Кот в сапогах», ниточный театр по сказке ненецкого писателя И. Истомина «Черный и белый»
, «Соломинка, Пузырь и Лапоть»
, конусный театр «Кот, дрозд и петух»
, театр масок «Три медведя». Куклы этих театров яркие, легкие, интересные, удобные в управлении.
Для подготовки определенного театра проводится предварительная работа. Чтение сказки, описание героев и их характеров, заучивание текста.
Большую работу над звукопроизношением, темпом ритмической стороны речи, интонацией, мимикой проводит учитель-логопед совместно с воспитателями группы, которые готовят дошкольников для участия в драматизациях. Особый интерес к театральным постановкам вызывает костюмированные представления, где наилучшим образом проявляются творческие и индивидуальные особенности. Дети исполняют эти роли с интересом и желанием .
Привлечение родителей к участию в играх драматизациях дает им возможность оценить и обобщить речевые особенность своего ребенка, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка и развития его речи.
Таким образом, проводимая работа по театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности детского сада показала:
- дети стали более общительными, уверенными в себе, научились преодолевать робость (освоили невербальное средство общения);
- речь детей стала связной, выразительной, расширился их словарный запас;
- научились выражать свои чувства, стали более эмоциональнее;
- у детей значительно улучшилась память, качество произношения, речь;
- развились творческие способности.
Театр положительно влияет на эмоциональную окраску речи, раскрепощает дошкольников в общении, помогает в усвоении программного материала.
Используемая литература:
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театра картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – 3-е изд., перераб. – М., Просвещение, 1982. – 191 с., ил. 8 л. Ил.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3/2011, статья «Играем в сказку», стр. 67-69.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 4/2002, статья «В театр кукол «живая рука», стр. 18-20.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000937- 0000939, дата отправки 14 марта 2013 г., № квитанции 62502659111095
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf