Интеграция образовательных областей в рамках образовательной деятельности «Познание» (окружающий мир)

  вт., 12.02.2013

Автор:

Якимова Елена Федоровна,

воспитатель

МАДОУ  Тюменского муниципального района

Созоновский детский сад "Колокольчик"

Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития.

На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

В детском саду ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом.

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы. Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.

Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания.

Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством. Формируются начала духовности как свойства сознания.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Для этого в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса. Согласно Федеральным государственным требованиям программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Благодаря  принципу интеграции,  возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

Необходимо отметить, что принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.

            Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней:

Интеграция содержания образовательной области

Виды интеграции образовательной области «Познание»

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Безопасность»

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.

«Социализация»

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вари­антов игр, комбинирование движений). Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, всту­пать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Способствовать формированию личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну), уступил по просьбе сверстника. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

«Труд»

Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддер­живать порядок в групповой комнате. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поруче­ния. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о рас­пределении коллективной работы, заботиться о своевременном заверше­нии совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

«Физическая культура»

Формировать правильную осанку. Приучать к выполнению действий по сигналу. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной де­ятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками

«Чтение художественной литературы»

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспри­нимать содержание произведения, сопереживать его героям.

«Художественное творчество»

Направлять внимание детей на передачу соотношения предме­тов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и от­тенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цве­там и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Закреплять умение правильно держать карандаш, фломастер; использовать их при создании изображения.
Формировать умение закрашивать рисунки карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

«Музыка»

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музы­кально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сце­нок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

«Здоровье»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию орга­низма и совершенствованию его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значе­нии физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражне­ниями на укрепление различных органов и систем организма.

«Коммуникация»

      Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
      Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точ­но отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; по­могать логично и понятно высказывать суждение.
       Способствовать развитию любознательности.
       Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подска­зывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно выска­зать свое недовольство его поступком, как извиниться.
       Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстника­ми различные ситуации. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний де­тей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явле­ниях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
      Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
      Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные при­лагательные, глаголы, наречия, предлоги.         Совершенствовать умение детей определять и называть местоположе­ние предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наре­чия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).  Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) зву­ков.      Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произ­несение слов и словосочетаний. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель). Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; уп­ражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

 В первой младшей группе «Цыплята» при  организации  образовательной деятельности  по теме «Кто в аквариуме живет»,  я решала задачи нескольких образовательных областей: «Познание» - закрепить умение  наблюдать за рыбками в аквариуме, учить узнавать на иллюстрациях  рыб;

«Музыка» - развивать интерес к музыке, желание слушать классическую музыку; «Физическая культура» - формировать выразительность движений, умение передавать простейшие движения.

 «Коммуникация» - активизировать словарь детей, приучать их к ответам   на более сложные вопросы («какой?»,  «где?»), формировать умение слушать небольшие рассказы воспитателя;

 Дети, слушая спокойную классическую музыку, рассматривали поделку-аквариум  и картинки с изображением рыб, разговаривали о рыбках, сравнивали их между собой (большая-маленькая), принимали  активное участие  в подвижной игре «Как плавают рыбки».

Замечено, что интегрированная деятельность  более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих мероприятиях; у детей проявляется особая широта интересов — что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Интеграция образовательных областей, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка;  в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения - дети учатся  свободно высказать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-либо;  у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. Мы сделали свой выбор в пользу ребенка!

Необходимо обратить свое внимание на процессы интеграции образовательных областей, дающие возможность решать большой спектр задач из различных областей развития параллельно, что позволит сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности воспитанников, продолжить  поиск новых форм и моделей  образовательной работы.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом  режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности  взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для  освоения ребенком той или иной области знаний  (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей  решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Таким образом, дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция, как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Все это поможет нам выстроить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

 Конспект образовательной деятельности в 1 младшей группе «Познание» (окружающий мир).

Тема: «Кто живет в аквариуме?»

Цели: 1. дать представление о рыбке как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками);

2. учить внимательно, слушать и рассматривать рыбку, отмечать ее особенности (имеет хвостик, плавники, глаза, рот, живет в воде), отвечать на вопросы;

3. развивать интерес к живой природе, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Музыкальное сопровождение: классическая музыка «Шум воды».

Материалы и оборудование: поделка – аквариум с золотой рыбкой, фланелеграф,    картинки с изображением рыб, игрушки в виде большой и маленькой рыбок.

Ход занятия

1.      Организационный момент.

 Звучит музыка «Шум воды». Воспитатель, собрав ребят, зовет их посмотреть что-то очень интересное: «Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, а в нем кто-то живет! Вместе посмотрим, кто там живет?

2.      Основная часть. Наблюдение за рыбкой.

Воспитатель: Кто живет в аквариуме?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: Рыбка, какая?

Дети: Красивая, маленькая.

Воспитатель: Эта рыбка называется «золотая», потому что она яркого цвета, золотого. Какого цвета рыбка?

Дети: Золотая.

Воспитатель: Что делает рыбка в аквариуме?

Дети: Живет, плавает, прячется под листик, ест корм.

Воспитатель: Нужно ли кормить рыбку?

Дети: Да.

Воспитатель: Рыбка живая, ей надо есть, чтобы жить, быть здоровой, красивой. А вода в аквариуме должна быть чистой?

Дети: да.

Воспитатель: Рыбка должна жить в чистой воде, тогда она будет здорова. Мы должны кормить рыбку, менять воду в аквариуме, чтобы в ее доме было чисто.

Физкультминутка

Подвижная игра «Как плавают рыбки»

Воспитатель предлагает детям показать, как плывут рыбки: сложить две ладони и сделать волнообразные движения корпусом вперед, вверх, вниз (сесть на корточки). Затем один ребенок по показу воспитателя имитирует кормление рыбок, а остальные дети показывают, как рыбки ловят корм: хлопки ладонями в разных направлениях.

3.      Рассматривание рыбок.

Воспитатель выставляет на фланелеграф рыбку (картинка или игрушка). Детям показывает и называет голову, рот, глаза, хвост.

Рассмотрев рыбок, дети потихоньку отходят от фланелеграфа, берут в руки игрушечных рыбок или картинки с их изображением и показывают голову, хвост, глаза, рот у рыбок; рассказывают, кто живет в аквариуме, как рыбки плавают, как они едят, куда прячутся.

4.      Игра «Сравнение рыбок».

Цель: упражнять детей в установлении сходства и различия между животными, имеющими одинаковое название «рыбы», учить употреблять слова «большой», «маленький».

Воспитатель: Какие здесь рыбки?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: Покажите самую большую рыбку.

Дети показывают дельфина.

Воспитатель: Это дельфин. Расскажите, какой дельфин?

Дети: Дельфин большой, у него большая голова, большой хвост.

Воспитатель: Какая рыба поменьше дельфина?

Дети находят карася.

Воспитатель: Это карась. Расскажите, какой карась?

Дети: Карась поменьше дельфина, у него тоже есть голова, рот, хвост, глаза.

Воспитатель: Каких рыбок мы рассмотрели, как они называются?

Дети: Больших, маленьких.

Воспитатель: Покажите большую рыбку и маленькую рыбку.

5.      Итог занятия.

Воспитатель предлагает детям подойти еще раз к аквариуму и рассказать о рыбке.

«Рыбка живет… (в аквариуме). Она называется… (золотая). Она яркая… (желтая, красивая). В аквариуме она… (плавает, ест корм, прячется под листик). Когда рыбка плывет, она шевелит… (плавниками, хвостом). Рыбку надо… (кормить). В аквариуме надо менять… (воду)».

Далее дети могут самостоятельно понаблюдать за рыбкой.

6. Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009г. №655).
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 г. №666.
  4. Требования СанПиНа «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо  от 14.03.2000г.№ 65/23-16) с введением дополнений и изменений в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.10.09г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования».
  5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  6. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
  7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

 «Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000888,  дата отправки 14 февраля 2013 г.,     №  квитанции  62502658075565 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Елена 10.09.2014 09:26 #
Материал интересный, но педагог не правильно выбрал пример "большой рыбки" - дельфин НЕ РЫБА! это млекопитающее животное.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 16485
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.