Интеграция образовательных областей в рамках образовательной деятельности «Познание» (окружающий мир) |
вт., 12.02.2013 |
Автор:
Якимова Елена Федоровна,
воспитатель
МАДОУ Тюменского муниципального района
Созоновский детский сад "Колокольчик"
Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития.
На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
В детском саду ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом.
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы. Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к происходящему. В результате формируются начала экологического сознания.
Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством. Формируются начала духовности как свойства сознания.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Для этого в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса. Согласно Федеральным государственным требованиям программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Благодаря принципу интеграции, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Необходимо отметить, что принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней:
Интеграция содержания образовательной области
Виды интеграции образовательной области «Познание» |
|
Образовательная область |
Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
«Безопасность» |
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. |
«Социализация» |
Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. |
«Труд» |
Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате. Развивать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). |
«Физическая культура» |
Формировать правильную осанку. Приучать к выполнению действий по сигналу. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками |
«Чтение художественной литературы» |
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. |
«Художественное творчество» |
Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. |
«Музыка» |
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). |
«Здоровье» |
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. |
«Коммуникация» |
Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. |
В первой младшей группе «Цыплята» при организации образовательной деятельности по теме «Кто в аквариуме живет», я решала задачи нескольких образовательных областей: «Познание» - закрепить умение наблюдать за рыбками в аквариуме, учить узнавать на иллюстрациях рыб;
«Музыка» - развивать интерес к музыке, желание слушать классическую музыку; «Физическая культура» - формировать выразительность движений, умение передавать простейшие движения.
«Коммуникация» - активизировать словарь детей, приучать их к ответам на более сложные вопросы («какой?», «где?»), формировать умение слушать небольшие рассказы воспитателя;
Дети, слушая спокойную классическую музыку, рассматривали поделку-аквариум и картинки с изображением рыб, разговаривали о рыбках, сравнивали их между собой (большая-маленькая), принимали активное участие в подвижной игре «Как плавают рыбки».
Замечено, что интегрированная деятельность более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих мероприятиях; у детей проявляется особая широта интересов — что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Интеграция образовательных областей, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения - дети учатся свободно высказать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-либо; у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. Мы сделали свой выбор в пользу ребенка!
Необходимо обратить свое внимание на процессы интеграции образовательных областей, дающие возможность решать большой спектр задач из различных областей развития параллельно, что позволит сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности воспитанников, продолжить поиск новых форм и моделей образовательной работы.
Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.
Таким образом, дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция, как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.
Все это поможет нам выстроить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Конспект образовательной деятельности в 1 младшей группе «Познание» (окружающий мир).
Тема: «Кто живет в аквариуме?»
Цели: 1. дать представление о рыбке как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками);
2. учить внимательно, слушать и рассматривать рыбку, отмечать ее особенности (имеет хвостик, плавники, глаза, рот, живет в воде), отвечать на вопросы;
3. развивать интерес к живой природе, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Музыкальное сопровождение: классическая музыка «Шум воды».
Материалы и оборудование: поделка – аквариум с золотой рыбкой, фланелеграф, картинки с изображением рыб, игрушки в виде большой и маленькой рыбок.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Звучит музыка «Шум воды». Воспитатель, собрав ребят, зовет их посмотреть что-то очень интересное: «Вот наш уголок природы, тут есть аквариум, а в нем кто-то живет! Вместе посмотрим, кто там живет?
2. Основная часть. Наблюдение за рыбкой.
Воспитатель: Кто живет в аквариуме?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Рыбка, какая?
Дети: Красивая, маленькая.
Воспитатель: Эта рыбка называется «золотая», потому что она яркого цвета, золотого. Какого цвета рыбка?
Дети: Золотая.
Воспитатель: Что делает рыбка в аквариуме?
Дети: Живет, плавает, прячется под листик, ест корм.
Воспитатель: Нужно ли кормить рыбку?
Дети: Да.
Воспитатель: Рыбка живая, ей надо есть, чтобы жить, быть здоровой, красивой. А вода в аквариуме должна быть чистой?
Дети: да.
Воспитатель: Рыбка должна жить в чистой воде, тогда она будет здорова. Мы должны кормить рыбку, менять воду в аквариуме, чтобы в ее доме было чисто.
Физкультминутка
Подвижная игра «Как плавают рыбки»
Воспитатель предлагает детям показать, как плывут рыбки: сложить две ладони и сделать волнообразные движения корпусом вперед, вверх, вниз (сесть на корточки). Затем один ребенок по показу воспитателя имитирует кормление рыбок, а остальные дети показывают, как рыбки ловят корм: хлопки ладонями в разных направлениях.
3. Рассматривание рыбок.
Воспитатель выставляет на фланелеграф рыбку (картинка или игрушка). Детям показывает и называет голову, рот, глаза, хвост.
Рассмотрев рыбок, дети потихоньку отходят от фланелеграфа, берут в руки игрушечных рыбок или картинки с их изображением и показывают голову, хвост, глаза, рот у рыбок; рассказывают, кто живет в аквариуме, как рыбки плавают, как они едят, куда прячутся.
4. Игра «Сравнение рыбок».
Цель: упражнять детей в установлении сходства и различия между животными, имеющими одинаковое название «рыбы», учить употреблять слова «большой», «маленький».
Воспитатель: Какие здесь рыбки?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Покажите самую большую рыбку.
Дети показывают дельфина.
Воспитатель: Это дельфин. Расскажите, какой дельфин?
Дети: Дельфин большой, у него большая голова, большой хвост.
Воспитатель: Какая рыба поменьше дельфина?
Дети находят карася.
Воспитатель: Это карась. Расскажите, какой карась?
Дети: Карась поменьше дельфина, у него тоже есть голова, рот, хвост, глаза.
Воспитатель: Каких рыбок мы рассмотрели, как они называются?
Дети: Больших, маленьких.
Воспитатель: Покажите большую рыбку и маленькую рыбку.
5. Итог занятия.
Воспитатель предлагает детям подойти еще раз к аквариуму и рассказать о рыбке.
«Рыбка живет… (в аквариуме). Она называется… (золотая). Она яркая… (желтая, красивая). В аквариуме она… (плавает, ест корм, прячется под листик). Когда рыбка плывет, она шевелит… (плавниками, хвостом). Рыбку надо… (кормить). В аквариуме надо менять… (воду)».
Далее дети могут самостоятельно понаблюдать за рыбкой.
6. Список литературы
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 23.11.2009г. №655).
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 г. №666.
- Требования СанПиНа «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо от 14.03.2000г.№ 65/23-16) с введением дополнений и изменений в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.10.09г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000888, дата отправки 14 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075565
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Елена | 10.09.2014 09:26 | # | ||
Материал интересный, но педагог не правильно выбрал пример "большой рыбки" - дельфин НЕ РЫБА! это млекопитающее животное. |