Педагогическая практика студентов музыкального отделения педагогического колледжа на базе детского сада

  чт., 17.01.2013

Из опыта работы музыкального руководителя

Клецко Галины Владимировны

МАДОУ ЦРР – детского сада №177 города Тюмени

На сегодняшний день педагогический опыт музыкальных руководителей в ДОУ разнообразен, имея тридцатилетний стаж работы музыкального руководителя в образовательных учреждениях, я тоже в свое время работала над темами «Музыкальное воспитание в семье», «Развитие творческих способностей детей через вокальную деятельность», «Развитие творческих способностей детей через музыкально – театральную деятельность и элементарное музыцирование» и др. Но мне хотелось бы рассказать о другом направлении в моей работе: «Педагогическая практика студентов музыкального отделения педагогического колледжа».

       Эта тема мне стала особенно интересна и актуальна, когда подросла моя дочь, и… решила как я, тоже стать музыкальным руководителем в детском саду. Подошло время ее первой педагогической практики, и я предложила ей и ее друзьям опробовать свои силы в стенах родного мне и ей детского сада, поскольку студентам педагогического колледжа музыкального отделения очень трудно было найти практику в детских садах города.

       Вот так, уже более 10 лет я являюсь руководителем практики в ДОУ для студентов музыкального отделения Тюменского педагогического колледжа № 1. А моя дочь и ее друзья являются музыкальными руководителями в детских садах города Тюмени.

   

      Целью практики и моей работы со студентами является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности, соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.

        Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности «Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения», выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. При обучении студенты проходят целый ряд различных видов практики, которые определены образовательными стандартами специального  профессионального образования РФ. Каждая из них обеспечивает  профессиональный рост будущих специалистов. От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех.  Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности музыкального руководителя в ДОУ.

       В ходе практики у студентов закрепляются теоретические, практические знания и умения,  формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере музыкального дошкольного образования.

        Во время практики я помогаю будущим педагогам  расширить знания об особенностях детей дошкольного возраста и специфике работы музыкального руководителя в разных возрастных группах детского сада.  Я стараюсь обогатить теоретические знания студентов, способствовать формированию и развитию профессиональных навыков, помогаю  пронаблюдать за коллективной,  групповой и  индивидуальной работой музыкального руководителя. Для этого я провожу консультации и практикумы: «Разбор и структура музыкального занятия в детском саду», «Виды музыкальной деятельности в ДОУ»,  «Особенности планирования музыкального руководителя в детском саду», «Составление тематических занятий», «Развлечения и праздники в детском саду с детьми дошкольного возраста», «Дополнительная образовательная услуга в ДОУ по музыкальному воспитанию», «Индивидуальная работа с детьми в детском саду» и др.

       В ходе практики у студентов формируются представления  о   подготовке и проведении развлечений и праздников в детском саду, они знакомятся со структурой музыкального занятия  в рамках программы в каждой возрастной группе. Будущие специалисты с интересом учатся:

- планировать работу музыкального руководителя в детском саду;

- вести документацию музыкального руководителя в ДОУ: перспективный план, календарный план, планирование музыкальных развлечений, планирование индивидуальных и коллективных консультаций;

 - использовать разнообразные формы, методы и приемы музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста;

- изучать личность дошкольника, его общее и музыкальное развитие в процессе организованного педагогического процесса;

 - поддерживать эмоциональные переживания детей от восприятия музыки, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, развивать активность, увлеченность детей;

- формировать у детей способность вслушиваться в музыку, чувствовать различный характер музыкальных произведений, высказываться о них;

 - формировать у ребенка элементарные навыки различения музыкальных звуков по высоте, динамике, тембру;

 - обучать детей индивидуальному и коллективному пению, постепенно развивая их певческие интонации и певческие голоса;

 - учить детей выполнять в соответствии  с разнообразным характером музыки и средствами музыкальной выразительности различные, танцевальные и образно драматизированные движения, побуждая детей на основе развития их творческих способностей к придумыванию новых вариантов движений и составлению элементарных танцевальных композиций;

 - обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах, практикант должен уметь организовать ансамбль или оркестр детских инструментов.

 - стимулировать и активизировать всю музыкальную деятельность детей посредством знаний практикантами достаточного количества произведений детского репертуара, умения хорошо читать на инструменте ноты с листа, подбирать по слуху, транспортировать, импровизировать, варьировать и сочинять музыкальные произведения в простой форме.

      Во время прохождения педагогической практики, будущие музыкальные руководители делают свои первые педагогические шаги: показывают образовательную деятельность с детьми по «Музыке», проводят  музыкальные спектакли и развлечения. С особым успехом у детей и удовлетворенности от проделанной работы у студентов педагогического колледжа музыкального отделения прошли музыкальные досуги и развлечения «Репка на новый лад», «Ванин огород», «Петрушка в гостях у детей», «Вот она какая, осень  золотая!».

       По окончании педагогической практики студенты умеют   пользоваться      простейшими      методами      педагогического исследования (наблюдение,  беседы с воспитателями и  родителями, анкетирование и т.д.), умеют работать с документацией, а главное – имеют первый опыт работы по специальности с детьми дошкольного возраста.

      Основными составляющими оценки студента за практику являются:

• выполнение плана практики;

• отношение к педагогической практике (дисциплина, корректность, исполнительность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень подготовки к практике и т. д.);

• отметки за выполнение заданий;

• умение осуществлять опытно-экспериментальные исследования;

• общий культурный уровень студента.

     Таким образом, именно педагогическая практика является тем решающим компонентом, который может не только реально оценить полученные студентом теоретическим путем знания, умения и навыки психолого-педагогических дисциплин и частных методик, но и выявить его действительную склонность к творческой педагогической деятельности. А для меня решающим компонентом является удовлетворение от проделанной работы и благодарность моих студентов и администрации Тюменского педагогического колледжа № 1.

Литература:

Шабашов Л.В. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе.

Сабинина Т.Б. Библиографическое сопровождение учебной деятельности: учебное пособие по курсу для студентов специальностей «Социально – культурная деятельность» и «Народное творчество». 

Авторы:

Клецко Галина Владимировна – музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад № 177 г. Тюмени

Зайцева Наталья Олеговна – заместитель заведующего по методической работе

Мельникова Светлана Ивановна – старший воспитатель

«Свидетельство о публикации»  Серия А №  0000867-69

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
ирина 27.04.2016 14:50 #
спасибо за опыт, очень интересно
Кристина 22.08.2022 14:29 #
Спасибо за информацию, прочитала, стало гораздо понятней, что будет на практике.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 16018
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.