Педагогическая практика студентов музыкального отделения педагогического колледжа на базе детского сада |
чт., 17.01.2013 |
Из опыта работы музыкального руководителя Клецко Галины Владимировны МАДОУ ЦРР – детского сада №177 города Тюмени |
На сегодняшний день педагогический опыт музыкальных руководителей в ДОУ разнообразен, имея тридцатилетний стаж работы музыкального руководителя в образовательных учреждениях, я тоже в свое время работала над темами «Музыкальное воспитание в семье», «Развитие творческих способностей детей через вокальную деятельность», «Развитие творческих способностей детей через музыкально – театральную деятельность и элементарное музыцирование» и др. Но мне хотелось бы рассказать о другом направлении в моей работе: «Педагогическая практика студентов музыкального отделения педагогического колледжа».
Эта тема мне стала особенно интересна и актуальна, когда подросла моя дочь, и… решила как я, тоже стать музыкальным руководителем в детском саду. Подошло время ее первой педагогической практики, и я предложила ей и ее друзьям опробовать свои силы в стенах родного мне и ей детского сада, поскольку студентам педагогического колледжа музыкального отделения очень трудно было найти практику в детских садах города.
Вот так, уже более 10 лет я являюсь руководителем практики в ДОУ для студентов музыкального отделения Тюменского педагогического колледжа № 1. А моя дочь и ее друзья являются музыкальными руководителями в детских садах города Тюмени.
Целью практики и моей работы со студентами является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности, соединение теоретической подготовки студентов с практическими умениями и навыками.
Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности «Музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения», выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. При обучении студенты проходят целый ряд различных видов практики, которые определены образовательными стандартами специального профессионального образования РФ. Каждая из них обеспечивает профессиональный рост будущих специалистов. От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех. Наблюдение и пробная практика направлены на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах дошкольного возраста и овладение функциями деятельности музыкального руководителя в ДОУ.
В ходе практики у студентов закрепляются теоретические, практические знания и умения, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере музыкального дошкольного образования.
Во время практики я помогаю будущим педагогам расширить знания об особенностях детей дошкольного возраста и специфике работы музыкального руководителя в разных возрастных группах детского сада. Я стараюсь обогатить теоретические знания студентов, способствовать формированию и развитию профессиональных навыков, помогаю пронаблюдать за коллективной, групповой и индивидуальной работой музыкального руководителя. Для этого я провожу консультации и практикумы: «Разбор и структура музыкального занятия в детском саду», «Виды музыкальной деятельности в ДОУ», «Особенности планирования музыкального руководителя в детском саду», «Составление тематических занятий», «Развлечения и праздники в детском саду с детьми дошкольного возраста», «Дополнительная образовательная услуга в ДОУ по музыкальному воспитанию», «Индивидуальная работа с детьми в детском саду» и др.
В ходе практики у студентов формируются представления о подготовке и проведении развлечений и праздников в детском саду, они знакомятся со структурой музыкального занятия в рамках программы в каждой возрастной группе. Будущие специалисты с интересом учатся:
- планировать работу музыкального руководителя в детском саду;
- вести документацию музыкального руководителя в ДОУ: перспективный план, календарный план, планирование музыкальных развлечений, планирование индивидуальных и коллективных консультаций;
- использовать разнообразные формы, методы и приемы музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста;
- изучать личность дошкольника, его общее и музыкальное развитие в процессе организованного педагогического процесса;
- поддерживать эмоциональные переживания детей от восприятия музыки, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, развивать активность, увлеченность детей;
- формировать у детей способность вслушиваться в музыку, чувствовать различный характер музыкальных произведений, высказываться о них;
- формировать у ребенка элементарные навыки различения музыкальных звуков по высоте, динамике, тембру;
- обучать детей индивидуальному и коллективному пению, постепенно развивая их певческие интонации и певческие голоса;
- учить детей выполнять в соответствии с разнообразным характером музыки и средствами музыкальной выразительности различные, танцевальные и образно драматизированные движения, побуждая детей на основе развития их творческих способностей к придумыванию новых вариантов движений и составлению элементарных танцевальных композиций;
- обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах, практикант должен уметь организовать ансамбль или оркестр детских инструментов.
- стимулировать и активизировать всю музыкальную деятельность детей посредством знаний практикантами достаточного количества произведений детского репертуара, умения хорошо читать на инструменте ноты с листа, подбирать по слуху, транспортировать, импровизировать, варьировать и сочинять музыкальные произведения в простой форме.
Во время прохождения педагогической практики, будущие музыкальные руководители делают свои первые педагогические шаги: показывают образовательную деятельность с детьми по «Музыке», проводят музыкальные спектакли и развлечения. С особым успехом у детей и удовлетворенности от проделанной работы у студентов педагогического колледжа музыкального отделения прошли музыкальные досуги и развлечения «Репка на новый лад», «Ванин огород», «Петрушка в гостях у детей», «Вот она какая, осень золотая!».
По окончании педагогической практики студенты умеют пользоваться простейшими методами педагогического исследования (наблюдение, беседы с воспитателями и родителями, анкетирование и т.д.), умеют работать с документацией, а главное – имеют первый опыт работы по специальности с детьми дошкольного возраста.
Основными составляющими оценки студента за практику являются:
• выполнение плана практики;
• отношение к педагогической практике (дисциплина, корректность, исполнительность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень подготовки к практике и т. д.);
• отметки за выполнение заданий;
• умение осуществлять опытно-экспериментальные исследования;
• общий культурный уровень студента.
Таким образом, именно педагогическая практика является тем решающим компонентом, который может не только реально оценить полученные студентом теоретическим путем знания, умения и навыки психолого-педагогических дисциплин и частных методик, но и выявить его действительную склонность к творческой педагогической деятельности. А для меня решающим компонентом является удовлетворение от проделанной работы и благодарность моих студентов и администрации Тюменского педагогического колледжа № 1.
Литература:
Шабашов Л.В. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе.
Сабинина Т.Б. Библиографическое сопровождение учебной деятельности: учебное пособие по курсу для студентов специальностей «Социально – культурная деятельность» и «Народное творчество».
Авторы:
Клецко Галина Владимировна – музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад № 177 г. Тюмени
Зайцева Наталья Олеговна – заместитель заведующего по методической работе
Мельникова Светлана Ивановна – старший воспитатель
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000867-69
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
ирина | 27.04.2016 14:50 | # | ||
спасибо за опыт, очень интересно |
Кристина | 22.08.2022 14:29 | # | ||
Спасибо за информацию, прочитала, стало гораздо понятней, что будет на практике. |