Музыкально – ритмическое развитие детей, как способ приобщения к своей национальной культуре

  сб., 06.10.2012

Автор работы:

Осоткина Елена Ивановна

воспитатель I квалификационной категории

структурное подразделение Покровский детский сад

«Аленький цветочек» МАОУ «Покровская СОШ им. В. П. Соколова»

 

«Россия, Русь  - душа моя,

Люблю тебя и восхваляю.

И детям, что вокруг меня

Любовь к тебе я прививаю!

(Пустоварова И.Г.)

          Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Народ искал свои собственные методы воспитания, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.                                 

  Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным - народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

       Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых более соответствующих требованиям времени путей образования и воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей. Я считая, что необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент нравственных ценностей и хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. Поэтому в системе эстетического воспитания дошкольников немаловажная роль отводится фольклору. Народная музыка, русская речь и  основы русского танца– это средства, которые благотворно влияют  на развитие нравственности детей.

Считаю, что эта проблема актуальна, она продиктована современностью и  вытекает    из многих составляющих. В первую очередь, это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования.

Приступая к работе, я исходила из того, что необходимо в процессе  развития детей большое внимание уделять воспитанию музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов    нашей России, учитывая при этом специфику работы с детьми 5-7 лет.

Я стремлюсь к тому, чтобы работа носила творческий, поисковый характер. Отказавшись от привычки действовать по шаблону, я постоянно ищу новые пути к развитию и формированию музыкально-ритмических вкуса и культуры детей.

          Новизна  подобной деятельности заключается в том, что традиционный   процесс формирования и развития музыкально-ритмических движений детей  дополняется  музыкальным фольклором.  В данный процесс  я включаю поиск, разработку и внедрение в практику песен, игр, хороводов, отдельных упражнений, отражающих специфику фольклора России.

Особенностью    методики     является ее интегративность, позволяющая объединить различные виды музыкально-ритмического вида деятельности и процесса «прорастания» фольклора в жизнь ребенка.

Цель педагогического опыта.

Приобщение ребенка к своей национальной культуре в процессе музыкально-ритмического развития (логоритмики, арт-терапии).


Главные задачи в моей работе:

  • формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
  • повышение интереса детей  к народному искусству, привитие  хорошего вкуса.
  • развитие индивидуальности детей, их способности к импровизации, творчеству, умению фантазировать;

     На первоначальном этапе мною были изучены, обобщены и систематизированы имеющиеся методические разработки по проблеме исследования.

  Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей: «Народная игра  как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» (приложение №1); «Новогодний праздник как средство приобщения детей к традициям русской национальной культуры»; «Фольклор – основа народного инструментального искусства»;  «Значение классической и рок-музыки в формировании музыкального вкуса у детей дошкольного возраста»  (приложение №2); «Музыкальные складушки про веселые игрушки» (приложение №3).

           Музыкально-ритмические движения – это вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, танцы, пляски, игры.

      Я применяю в практике следующие виды музыкально-ритмических движений:

v     упражнения (в том числе и народные);

v     танцы, пляски, хороводы (свободные, характерные, сюжетные, парные, танцы с пением);

v     игры (сюжетные-инструментальные, несюжетные, игры с пением)

 

     Развивая чувство ритма у детей, я большое внимание уделяю речевым упражнениям. Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.   Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.

Большинство упражнений, как и само занятие, носит игровой характер. Так, при разучивании прямого галопа в средней группе, к детям непременно «приезжает» лошадка. Дети не только выполняют движение, но и цокают язычком, изображая цокот копыт. А на празднике большая лошадка может покатать детей.

Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся  и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с нарушением речи часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. Гораздо сложнее даются детям народные танцы, хороводы, где добавляются  своеобразные движения рук, ног, но, тем не менее,  они нравятся детям своей зажигательностью.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения. При выборе танцев с пением и хороводов я учитываю навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект (приложение №6). Я использую танцы с пением в средней группе: «Здравствуй говори» В. Кацер (арт-терапия),  в старшей группе : «Мы танцуем так всегда»; «Акулина», «Матаня»  (белг.н.) - в подготовительной группе.

Игра, относящаяся к музыкально – ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме я успешно решаю поставленные  задачи (приложение №6).В музыкальном воспитании я чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, музыкально-речевые,  музыкально-дидактические, а также народные игры. Неоценимым национальным богатством являются народные игры с пением. Я считаю, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда  они исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием. С помощью  игр («Коршун», «Злой волк», «Гори ясно» и др.) я формирую  интерес к музыке и пению, развиваю музыкальный слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решаю коррекционные задачи.

В своей работе я использую народные игры с пением, собранные Я.И.Душечкиным  и Ин.Устюжаниновым в средней полосе России, а также игры  («Козушка серая», «Дедушка Семак», «Матрена шла»).

            Я в своей работе использую  музыкальные коррекционно-развивающие игры, адаптированные для детей с нарушениями речи («Кап-кап» сл. и муз.Е.Макшанцевой; «Песенка о зверятах» муз. А.Филиппенко).

Музыкальные-ритмические занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы.  Особенностью моих занятий, является то, что они проходят в игровой форме (приложение №5). Непременным условием всех моих занятий  является творческий подход, где я могу быть и «Волшебником» во фраке и цилиндре («Волшебная страна музыкальных красок»); и «Феей Музыки» с музыкальной шкатулкой («Мир музыки волшебен»);  или веселым и непредсказуемым «Фантазером».

Лого ритмические занятия, так же как и  музыкальный фольклор включают в себя - движение, музыку и речь.

Необходимым моментом моих занятий является использование  наглядного материала – иллюстраций (картинки, картотека звуков), литературный материал (загадки, стихотворения, различные запевки, колядки). Многократное использование наглядного материала помогает достижению наибольшей эффективности  и хороших результатов в коррекции речи воспитанников.

На современном этапе я использую на своих занятиях элементы арт-терапии – комплексная система терапии  искусством: музыкой, пением, движением, театрализацией, игрой на музыкальных инструментах – одним словом – музыкотерапия. Я применяю активную музыкотерапию – обязательное участие детей в музыкально-ритмическом движении,  танцах, пении, игре на музыкальных инструментах, дополняя ее народным репертуаром, а родителям рекомендую пассивную музыкотерапию – прослушивание как классической, так и русской народной музыки для улучшения настроения детей.

      Дошкольники очень любят танцевать – это знают все. «А мы будем сегодня танцевать?» - спрашивали воспитанники. Устоять перед натиском детей просто невозможно. Так было со мной в самом начале педагогической работы. Желание детей танцевать и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе. Так появился  кружок «Ритмическая мозаика» (приложение №8).

Разрабатывая программу, я подумала: «Как должна быть организована работа по обучению детей танцам, чтобы она соответствовала трём важным для меня условиям:

  • Быть лёгкой для детей и педагога;
  • Быть интересной для них;
  • Быть систематической формой обучения;

            Эти  три  пункта за время работы превратились в методику.  Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным. Когда-то я думала, что само применение танцев на занятиях достаточно. Но, оказалось, что дети с огромным удовольствием посещают мой кружок «Ритмическая мозаика». Главное слушать своё собственное сердце, помогающее  правильно понимать детей. Оно заставляет отбросить любые  догмы, когда скука поселяется в глазах ребёнка. Этот  метод «сердечной диагностики»  и есть самая точная методика и лучшая технология.

     У всех ребят, посещающий кружок, уже имелись первоначальные навыки и умения, т.к. знакомство с элементами танца на занятиях я начинаю уже в группах раннего возраста.

Данная программа является музыкально-ритмическим пси­хотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ­ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознан­ного владения телом.

  Основная направленность программы "Рит­мическая мозаика является универсальной, — психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Венцом наших занятий  стали выступления на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь танцы– украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть  ответственными, дисциплинированными,  внимательными.  А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.

 В моей работе большую помощь оказывают родители. Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики. Их мнение очень важно для меня. Благодаря им у нас появились костюмы к танцам.

   Вся проделанная работа позволила обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в танцах, укрепилось здоровье. Дети стали меньше болеть, индекс здоровья повысился: 2009г. – 58%; 2010г. -78,8%; 2011г. – 85,5%;  увеличилась и средняя посещаемость за год 2009г. – 11 из 14 ; 2010г. – 20 из 23 ; 2011г. -23 из 27.  Ребята успешно выступали на таких праздниках, как  «Праздник Берёзки», «День матери»,  «День Покрова»,  «Масленица», « Рождество» и другие.  

        Конечно же,  были определённые трудности и проблемы (нет помещения для занятий, аккомпаниатора), часть из которых я старалась решать в течение года и которые ещё предстоит решить в дальнейшем.  Тем не менее,  считаю, что кружок в детском саду – важное и очень полезное дело.

Подводя итоги своей работы по формированию чувств сопричастности к истокам национальной культуры в процессе развития музыкально-ритмических движений с детьми    хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе кропотливой, трудоемкой, но очень интересной работы.

Результатом проведенной работы можно считать значительное повышение уровня развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Главный  критерий  в  оценке  результатов  творческих            опытов детей для меня_-это  не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возник  ли  у  них    интерес  к  этому  занятию,  стремится  ли  каждый  к  самостоятельной   деятельности, к совершенствованию своих поисков.

 Лучшая награда за мою работу – это сияющие глаза, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к танцам.

Методическая литература:

1 .Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.  – 3-е изд., перераб. и дополн. -  СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.

2. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. О.С.Боромыкова. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999. – 64 с.

3.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы:/М.Ю.Гоголева; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль. Академия развития, 2006. – 120 с.

4. Зимина, А.Н. Народные игры с пением. А.Н.Зимина -  Практическое пособие. – М.: «издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.

5. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». М.Н.Мельников -  М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

7.Новиковская, О.А. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. О.А.Новиковская - Санкт-Петербург. КОРОНА принт, 2005.

8. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие /  Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 216 С.

9. Макшанцева, Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. Е.Д..Макшанцева- АРКТИ-ИЛЕКСА, М.: 1998

10. Кацер, О.В., Коротаева, С.А. Музыка. Дети. Здоровье. – Игровая методика развития музыкальных способностей детей. О.В.Кацер, С.А.Коротаева. – 60с.

11. Котышева, Е.Н.  Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Е.Н.Котышева -   Сфера. Санкт-Петербург, 2010.  

12. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык.рук. и воспитателей. О.В.Клезович /Авт.-сост. О.В.Клезович. – Мн.: Аверсэв, 2005. -152 с.

13. Картушина, М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М.Ю.Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2003. -192 с.

14. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

15. Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.

Серия А № 0000744  № кв. 62502652822578 дата отправки 09.10.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 12124
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.