Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

  ср., 26.09.2012

Автор:

Игнатова Ольга Игоревна,

воспитатель

МАДОУ Богандинский детский сад

"Берёзка"

Тюменского муниципального района

Перед государством, школой, дошкольными учреждениями   и родителями стоит задача чрезвычайной важности : добиться того , чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким , но и – обязательно !- интеллигентным, думающим,  способным на творческий подход к любому делу . На современном этапе всё больше внимания  уделяется  практической поисково-исследовательской деятельности ,  а так как это деятельность зарождается в дошкольном детстве , я решила заняться   с детьми  одним из самых эффективных методов  познания явлений окружающего мира – экспериментированием .

Прежде всего определена  цель  : «Развитие творческой исследовательской активности  дошкольников в процессе детского экспериментирования .»

И задачи :

- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности .

-Учить детей приобретать новую информацию из экспериментирования .

- Формировать    умения делать выводы на основе практического  опыта и применять их в самостоятельной деятельности .

Свою работу я начала с изучения методической литературы  и создания разливательной среды- главное условие для познания  творческой активности детей.

Оформила в группе центр экспериментирование( экспериментальный уголок +мини-лаборатории ),разбив  его по темам : «Камни , песок и вода», «Воздух», «Бумага». Для поддержания интереса совместно с детьми  был придуман  сказочный персонаж – галчонок  Любознайка, который принимает участия во всех экспериментах .

Для последовательного, поэтапного знакомства детей с явлениями окружающего мира я составила  перспективный план , в котором раздел исследовательской деятельности  проходит через  разные формы  работы  :экскурсии , прогулки ,совместную  игровую самостоятельную деятельность детей.

Например на занятиях по изодеятельности  дети экспериментируют с красками ,находя нужный оттенок , учится рисовать деревья , применяя нетрадиционную технику –выдувания из трубочки , рисование мятой бумагой .

   

После проведения  экспериментов  со звуком создаём музыкальные инструменты из бросового материала.  

На прогулке знакомимся со свойствами песка ,учимся изготовлять цветной песок для создания режиссёрской игры, «Город для песочных человечков»

Помогаем галчонку Любознайке узнать много интересного о воздухе и его свойствах . Учимся ловить воздух , определять его направление при помощи свечи .

Особенно понравился детям эксперимент « Распускающиеся цветы «с водой и бумагой . Где закрепляются знания о разный видах бумаги и её свойствах при намокании  в воде ,а так же о свойствах воды .

Все опыты и эксперименты  сопровождаются  проговариванием и выдвижением множества догадок , попытками предугадать ожидающие результаты . Это положительно сказывается на умения делать выводы , узнавать разнообразные последовательные связи .

После проведения экспериментов у  ребят возникают множество вопросов, я стараюсь не торопится с ответом , предлагаю поискать ответ самим , спросить у родителей ,найти подсказку с помощью книги . В результате развивается умение думать , рассуждать и быть  самостоятельности.

Реализация  поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи . Родителям предлагаю  рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях , провожу консультации: «Изготовление игрушек для игры с водой «  Дыхательная гимнастика для детей», «Беседы о закаливающихся процедурах»  и другие .  Так же родители оказывают помощь в пополнении уголка экспериментирования  необходимым оборудованием .

В своей работе использую картотеку опытов, картотеку загадок, тематический план по освоению детьми окружающего мира, карточки- схемы для самостоятельной деятельности детей, начала оформлять фотоальбом.

Отношения на занятиях по экспериментированию я стараюсь строить на основе партнерства. Большую радость и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворенности от проделанной работы. При этом я- равноправный партнер, соучастник деятельности. Это позволяет ребенку проявлять собственную активность.

В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов и исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появились первые попытки работать самостоятельно.

Давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые в скором времени, думаю перерастут в рассказ.

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование таит в себе огромный потенциал для развития активной самостоятельной и творческой личности.

Приложение

«Если добрый ты»

Задачи:

Продолжать формирование элементарных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию

Совершенствовать диалогическую речь детей, учить высказываться так, чтобы было понятно окружающим.

Воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела.

Ход:

 В-ль: Здравствуйте, ребята, милые друзья,

            Видеть вас сегодня очень рада я.

Речевая игра «Доброе утро»

Доброе утро нам скажут цветы,

Доброе утро, журчат ручейки,

Доброе утро, скажет нам кот,

Доброе утро, нам птица поёт.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

В-ль: Вот как мы поздоровались с вами, а есть еще много вежливых слов, посмотрите (показ слайдов «Уроки вежливости»)

(входит лиса, плачет)

В-ль: Что ты, лисонька, плачешь?

Лиса: вы знаете, ребята, я сегодня совершила очень плохой поступок, обидела зайчика, выгнала его из домика и теперь очень жалею об этом и не знаю как мне с ним помириться.

В-ль: Мы поможем тебе, лиса помириться с зайкой, правда, ребята?

Лиса: Помогите мне, ребята, найти зайчика.

В-ль: Давайте отправимся в путь.

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки идут по дорожке.

Вот я вижу дерево, может там зайка сидит?(заглядывает под дерево).

Нет, не видно, а дерево какое-то грустное, веточки голые и листочков нету. Может мы сможем ему помочь? А давайте попробуем сделать доброе дело?

Лиса: Ой, а я вспомнила, я помогала Снегурочке выбраться из леса, привела её к бабушке и дедушке.

В-ль:  Как вы считаете, ребята, это доброе дело?

Дети отвечают.

В-ль: Давай, лиса, помоги дереву, наклей ему листочек. (Показывает как приклеивать листок)

Дети берут салфетки и приклеивают листочки на дерево. При этом каждый ребенок называет доброе дело, которое он совершил.

В-ль: Ой , какое красивое дерево у нас получилось, листочки на нем распустились от ваших добрых дел.

Лиса:  Молодцы, ребята, постарались, а зайки –то все равно здесь нет. Пойдемте дальше его искать?

Игра «С кочки на кочку»

Дети перепрыгивают с одного круга в другой.

В-ль: Ребята, а посмотрите какая красивая цветочная поляна перед нами! Только вот цветы на ней совсем засохли. Что же делать?

Дети: надо полить.

В-ль:  А чем мы будем поливать наши цветы?

Дети:  лейкой .(читают стихотворение

Поля леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки-невелички.)

В-ль: А давайте попробуем полить их резиновой грушей. Наберем в нее воды и понемногу будем поливать. Что происходит с нашими цветами?

Дети: Они распускаются.

 Не мешайте мне трудится,

Я водицы принесу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте.

  (дети поливают цветы, набирая воду в резиновую грушу)

Лиса: какая красивая у нас стала поляна, все цветочки распустились, а зайчика и здесь нет. Что же мне делать?

В-ль: Ой, ребята, смотрите какой-то бугорок. Может там зайчик спрятался?

Дети ищут зайчика под березкой.

Лиса:  Здравствуй, зайка! Наконец то мы тебя нашли. Прости меня пожалуйста, никогда не буду тебя больше обижать, давай с тобой дружить?

В-ль: Вот и помогли мы лисе отыскать зайку. Нам всем приятно. Давайте мы попляшем вместе с ними .(звучит музыка «Что такое доброта»)

Возьмитесь все за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарим всем добрые улыбки и будем совершать добрые дела

Серия А № 0000729

№ кв. 62502652822455

дата отправки 28.09.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
Марина Пантелеева 06.10.2013 14:57 #
Очень интересный материал, нужный на практике! Спасибо!
Елена 05.12.2013 04:05 #
Спасибо, очень здорово, доступно и понятно.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8291
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.