Формирование навыков безопасного поведения на улице у детей младшего дошкольного возраста

  вт., 11.09.2012

Воспитатель:

Казанцева Надежда Анатольевна

АОУДО  «Детский сад «Сказка»

с. Аромашево

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на  улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища..

Ежегодно на дорогах нашей страны погибают тысячи людей и большинство из них дети.

 Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

 Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

  Программа  Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой  «Основы безопасности детей дошкольного возраста» содержит  6 разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города» и адресована воситателям старших групп.

Я же работаю с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.Учитывая особенности данного возраста я большое внимание уделяю теме: «Ребёнок и улица»: опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, контакты с животными,правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

             Цель: Знакомство детей с опасными  ситуациями, правилами поведения в общественных местах.  нормами поведения пассажира и пешехода,.

            Задачи:

 1.  Учить  правилам обеспечения безопасности дорожного движения: дорожное движение и его участники; дорога и её составные части.

 2.  Знакомить с правилами поведения пассажиров в транспорте,  с правилами безопасного поведения пешехода на дорогах.

3.  Познакомить с дорожными знаками.

            В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка.

Наиболее подходящим для опыта этой работы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

1)  Принцип доступности.   Опыт работы учитывает возрастные особенности и возможности детей   дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием   возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического  материала.

2)  Принцип индивидуализаци определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В опыте предусмотрено немало дидактических пособий для индивидуального обучения.

3)  Принцип повторяемости материала.   Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут  откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их  вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции

4).Принцип наглядности.   При разучивании учебного материала постоянно используются тематические плакаты, картинки, опыты, эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое   значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,   элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное. Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

            Работая над своей темой, я использовала такие методические приёмы как словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

             Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей  дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе  желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной  и подгрупповой форме обучения.

            Детей  младшей группы я  знакомлю  с различным видами транспорта,  с сигналами в виде игры. На таком доступном для детей уровне, я  готовлю  их к знакомству со светофором. Именно с этого возраста начинается подготовка ребёнка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения,  пешехода. Я считаю, что именно в младшем  возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

             Дети  3-5 лет (младшая и средняя группа) – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям  навыки безопасного поведения: русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности. Говоря о сказках, хочется отметить, что при использовании приёма «переиначивания» сюжета можно смело закреплять с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы мы разыгрывали сказку «Волк и семеро козлят» на новый лад. Дети были в восторге, взрыв эмоций был неслыханным

             Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта  («Сложи картинку», «Умные машины»).

            Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Беседы: часто ли дети бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов (Однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на дорогу. В это время проезжала машина, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно.)Разыгрываем ситуации правильного неправильного поведения на улице (сюжетно-ролевые игры, строительные игры).

Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор). Объясняю, что такое светофор, показываю его наглядное изображение, знакомлю с сигналами.

 

Учу детей различать и называть цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный), а также тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. А закреплять представления детей о предназначении светофора и его сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, игрушечные автомобили, куклы-пешеходы.

При ознакомлении с дорожными знаками работу начинают со знаков для пешеходов: "Пешеходный  переход». «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход», "Осторожно дети!».

            Существуют пособия, которые следует рассмотреть детям, где на картинках изображены различные ситуации, можно использовать рассказы из личного опыта как воспитателя так и детей, их знакомых, друзей. Считаю полезным разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

            Во время сюжетно-ролевой игры в автобус знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:

1. Входить в автобус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю.

2. Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь.

3. Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.

4. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.

5. Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим.

6. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.

Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

            Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. В группе было проведено родительское собрание на тему «Воспитание навыков безопасности у детей».

            В  группе оформлен уголок безопасности с информацией для родителей , там я поместила памятку для родителей "Организация безопасности и охрана жизни ребенка".

1. Формировать знания у детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые), разница во взаимоотношениях между ними.

2. Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми; убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»).

3. Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят».

4. Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.

5. Знакомить с правилами безопасного поведения в детском саду, общественных местах: не уходить без взрослого с которым пришел, не уходить с незнакомыми людьми и т.д.

6. Учить доверять своим близким, при необходимости рассказывать им, если обидели незнакомые люди.

7. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

            Принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья

В результате проделанной работы дети владеют элементарными знаниями, основ безопасности жизнедеятельности.

            Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

Список литературы:

1.         Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 144 с.

2.         Азбука поведения на дороге: программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города. // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / отв. ред. Е. С. Кушель. -М.: Центр «Школьная книга», 2007. 80 с.

3.         Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью. Средняя группа. М.: Элизе Трейдинг, ЦГ  2004. - 246 с.

4.         Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. - 235 с.

5.         Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская JT. А., Куцакова JI. В.,Мерзлякова С. И., Сахарова В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольника. М.: Просвещение, 2001. - 75 с.

6.         Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская JI. А., Куцакова JI. В., Мерзлякова С. И., Сахарова В. Н. Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице. М.: Просвещение, 2005. - 186 с.

7.         Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская JI. А., Куцакова JI. В., Мерзлякова С. И., Сахарова В. Н. Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице

«Свидетельство о публикации» Серия А №0000713 отправлено 19 сентября 2012г.  квитанция № 62502652822363

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 15738
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.