Опытно – экспериментальная деятельность на тему « Физика для малышей»

сб., 30.06.2012

Автор:

Вохмина Светлана Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ  «Детский сад №21» города Ишима

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше на­учить его читать, считать и, если получится, писать... Так в первом классе появляются дети, в которых до школы, часто непрофессиональными и негуманными приемами, успели частично «вло­жить» программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены, школь­ной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет),  стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать,  постучать ими  и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.

Современные дети живут в эпоху информатики , компьютеризации и  роботостроении и поэтому   в условиях быстро меняющейся жизни  человеку требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь  умение добывать эти знания самому и оперировать ими , мыслить самостоятельно и творчески.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности. Это даёт основание полагать, что дошкольники способны усваивать некоторые простые элементы теоретических знаний. Данные, полученные учёными, говорят о наличии развитых представлений о физических явлениях у детей. Это позволяет поставить вопрос о введении в «Программу воспитания и обучения детей» раздела ознакомления с явлениями неживой природы. Явления неживой природы – это объективная реальность мира.  А изучает и объясняет все явления  наука  физика . Принято считать, что в своей основе физика является наукой экспериментальной, поскольку открытые ею законы основаны на установленных опытным путем данных.  «Физика - наука молодых. И приобщаться к ней надо рано. "Правила игры" в физике - сложные, и по настоящему овладевать ими можно только в результате долгого и вдумчивого труда"- так говорил академик А.А.Абрикосов, обращаясь к молодежи.»

Ее цель - показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Я работаю по теме «Физика для малышей» из программы «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбиной.  Цель которой: Создание условий  для развития поисково-познавательной деятельности детей  3-7 лет, как основы интеллектуально-личностного творческого развития.

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях.  В её задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Самые интересные  эксперименты это реальные опыты с реальными предметами  и их свойствами.  Для  этого в   группе создала   уголок экспериментирования для деятельности   детей:  проведения опытов, экспериментов , исследования.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения

Решала задачи

1. учить  детей  мыслить самостоятельно, рассуждать, сравнивать и делать выводы.

2.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

3.знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

4.развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество)

5.Развивать у ребенка познавательный  интерес и исследовательскую  деятельность

6.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его ре­зультата и, таким образом, приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В заключение проведения опыта или эксперимента я стремилась  к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

Работу начала в подготовительной группе  по теме «Магнетизм»

Теоретическое обоснование

Магнетизму, как одному из свойств предметов, мало уделяется внимания в программе обучения детей. Но дети постоянно сталкиваются с  этим явлением в повседневной жизни. Поэтому возникла  необходимость познакомить детей с этой проблемой. И тема моего проекта носит название «Эти загадочные магниты»

Срок реализации проекта январь-май

Этапы проекта:

1. Изучение темы.

• Что такое магнит?
  • Свойства магнита

2.Экспериментирование

• Действие  магнита на железные и нежелезные предметы.
  • Знакомство  с полюсами магнита

3. Подведение итогов

• Магнетизм- свойство магнита притягивать к себе предметы
  • Действие полюсов магнита
  • Применение магнитов в повседневной жизни.

Фиксацию результатов опытов и экспериментов проводила по системе Л.И.Савенкова «Детское исследование  как метод обучения старших дошкольников» Для этого в папке исследователя  на листе бумаги форматом А4 наклеила небольшие ( 3х3 см) кармашки из белой бумаги. На каждый кармашек  приклеивалось  схематическое изображение метода исследования . В этот кармашек  дети вкладывали  пиктографические записи  проведенного и зафиксированного  опыта.   Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти  и могли быть воспроизведены в нужный момент. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих пиктограммах. Для того чтобы  делать эти записи ребенок получал неограниченное количество листов бумаги и карандаш или фломастер. Вооружившись всем необходимым, ребенок проводя опыт, исследование  фиксирует результат, Затем всей группой анализируется, синтезируется и классифицируется информация, делается вывод.

Недостатки этого метода в том , что он не годится для  фиксации результатов младших дошкольников.  А при большом количестве детей в группе собранная информация  создает трудности при её хранении, если использовать папку исследователя на каждого ребенка.

Можно сделать  папку  на группу детей, или   на  одну тему опыта, исследования.

Во второй младшей группе продолжила работу по данной теме, и составила план по темам: «Опыты с водой» , « Что такое звук» и т.д.

Для  фиксации результатов исследования младших дошкольников использовала  систему «Паучок» английского педагога Д.Хамблина.

На листе бумаги в центре рисуется  круг туловище –это главная идея (опыт), а ножки -это факты ее подтверждающие. Воспитатель использует готовые  карточки, на которой ребенок ищет готовый ответ в ходе коллективного обсуждения эксперимента.

Мною была разработана, картотека элементарных опытов и экспериментов,  на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Например:

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперименты «Вода»

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук

Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование

ракета из воздушного шарика

если из надутого шарика бьет струя воздуха, значит, он может летать, как ракета?

Надуй  шарик. Как только выпустишь горловину из рук — шарик взлетит. При этом, конечно, весь воздух из него выйдет и «ракета» тут же упадет обратно.

В тазик,  налейте воду и опустите туда шар. Воздух из шара будет выходить, и шар начнет вращаться по воде под действием реактивной силы.

ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?

Звук - это, конечно, то, что мы слышим. А что же мы слышим? Что такое попадает к нам в уши?

Как уменьшить силу звука

Как усилить звук

2. ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТАКАН С ВОДОЙ

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.

Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан.

Теперь уберите руку.

Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Главное достоинство  экспериментов, опытов  которые я провожу  с детьми,  позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному Он может увидеть новое в известном    поменять точку зрения  на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Список литературы

1. Дыбина О.В.,  Поддъяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Ребенок в мире поиска». Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3.Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС»2006.

4. В. Сикорука «Физика для малышей» М.: Педагогика, 1979.

5.Почему Земля - магнит? Константиновский   издательство: Малыш, 1979 г.

6.Журнал « Слушай во все уши». Опыты со звуком (11.05) Издательского Дома "Карапуз

Интернет-ресурсы:

1. «Физика вокруг нас» А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей

2.К! Физика для малышей :: Класс!ная физика

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000681 отправлено 9 июля 2012г. квитанция № 62502649561251

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Комментарии 2
Светлана 23.12.2013 02:09 #
Очень важная и нужная тема. Маленький ребенок очень любопытен, если в этом возрасте суметь помочь ему в обыденном видеть необычное, он сохранит эту способность на всю жизнь. А начинать надо, на мой взгляд, когда ребенок начинает активно говорить.
Маргарита 22.12.2015 23:34 #
Хороший маатериал Успехов в работе!!!!!
Оставьте свой комментарий

Просмотров: 24537
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.