Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром как средство развития познавательной активности дошкольника |
сб., 21.04.2012 |
Автор: Шваб Вера Эдуардовна МАДОУ Голышмановский ЦРР детский сад №3 «Вишенка» Воспитатель (высшая категория) Стаж работы 30 лет |
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
Поднимаясь на первую ступеньку
Что он будет переживать,
Зависит весь его дальнейший путь
к знаниям.
В.С.Сухомлинский.
Моё педагогическое кредо, слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время- это время перемен. Современное образование заставило нас по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий.
Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные средства и компьютерные игры. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Применение ИКТ в образовательном процессе способствуют познавательному развитию ребенка, помогают знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями.
Передо мною встала проблема: как использовать информационно- коммуникативные технологии для повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования.
Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Целью моей работы считаю: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром с применением информационно-коммуникативных технологий.
Объект - процесс развития познавательной активности дошкольников.
Предмет - система мероприятий с применением информационно – коммуникативных технологий, направленная на развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Данная проблема и цель определяют следующие задачи:
- Расширение сознания через получение более полной информации об окружающем мире посредством информационно – коммуникативных технологий
- Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе ознакомления с окружающим миром.
- Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
Гипотеза - если использовать в образовательном процессе систему мероприятий направленную на развитие познавательной активности с применением информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада можно способствовать повышению уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Практической значимостью моей работы является разработка системы познавательных мероприятий с применением информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром, которая может быть практическим пособием в работе педагога.
Для решения поставленных целей и задач по данному направлению использую программы:
- «Школа – 2100» А.А.Леонтьевой (информатика. А.В.Горячев, Н.В.Ключ. «Все по полочкам» Окружающий мир. А В Вахрушев, Е. Е. Кочемасова. «Здравствуй, мир!»
- «Детство» В.И. Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной.
Новизна педагогической концепции моей работы заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.
Система работы включает в себя следующие направления:
- цикл мероприятий по ознакомлению с окружающим миром;
- работа с родителями;
- самостоятельная познавательная деятельность дошкольника.
В основу системы работы легли следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системах: « ребенок- педагог», « родители- ребенок», « педагог- родители»;
-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
-формирование деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;
- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационные методы:
-повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);
- повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).
- здоровьесберегающий принцип (соблюдение СанПин).
Эти принципы и методы определили мой подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства
- согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Учитывая данные принципы и задачи, я разработала познавательный цикл мероприятий по ознакомлению с окружающим миром в основе, которого лежит применение ИКТ в следующих блоках:
- Предметный мир.
- Живая и неживая природа.
- Явление общественной жизни.
В целях успешной работы я использую такие презентации как «Транспорт», «Животные», «Зима», «Лето», «Профессии», «Посуда», «Мир природы» и. т.д., DVD-фильмы: Домовенок-Кузя, Даша путешественница, Уроки тетушки совы, Домовенок БУ в мире животных, энциклопедия – животные растения» компьютерные игры: «Найди дорогу», «Назовем предмет», «Чей дом» и.т.д.
Преимущество мультимедийных средств и компьютерных игр в том, что я могу их применить в процессе ознакомления с окружающим миром на разных этапах познавательной деятельности.
Например:
1. Во вступительной части воспитанникам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд по изучаемой теме или компьютерную игру.
2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет ему предложена.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова и изображение на экране, что позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного в процессе познавательной деятельности, узнанного при работе с родителями, в практической деятельности.
4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить предлагаемый материал.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. Повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Работая с детьми, по теме "Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром как средство развития познавательной активности дошкольников", я старалась научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Я не оставила без внимания и работу с родителями. В уголке для родителей помещала информационные материалы, рекомендации, события. Индивидуальные доверительные беседы, анкетирование, дни открытых дверей, родительские собрания. Вместе с родителями подбирали компьютерные игры и презентации. Так, например, мама Кузнецовой Леры составила презентацию о микробах и т.п..
Результаты мониторинга показали эффективность применения ИКТ в процессе ознакомления с окружающим миром направленные на развитие познавательной активности детей.
Критерии диагностики познавательной активности детей ( по Венгеру).
-наличие познавательного интереса;
-активность мыслительной деятельности;
-умение самостоятельно решать простые задачи;
-проявление самостоятельности в процессе поиска ответов;
-сохранение работоспособности;
-наличие навыков самоконтроля.
Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в процессе ознакомления с окружающим миром с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.
Значительно возрос уровень сформированности знаний к окружающему миру у дошкольников. Из 20 детей - 7детей, что составляет 35% владеют высоким уровнем познавательной активности , 13 детей, что составляет 65% имеют средний уровень познавательной активности.
Самостоятельная познавательная деятельность дошкольника дома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду.
Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволяют осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно – образовательную развивающую среду не только в детском саду, но и в школе.
Опыт работы по данной теме был представлен на методическом объединении для старших воспитателей, педсоветах, районном семинаре, цикловых методических объединениях, мастерской одного воспитателя, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В дальнейшем планирую использовать интерактивное средство обучения.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf