Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка |
вт., 13.03.2012 |
Авторы:
Ермолено Татьяна Алексеевна, воспитатель
Стаж педагогической работы: 22 года
Катеринич Надежда Сергеевна, воспитатель
Стаж педагогической работы: 10лет
Вамбольд Ирина Иоганнесовна, воспитатель
Стаж педагогической работы: 6 лет
МКДОУ «Детский сад «Солнышко» г.Тарко-Сале, Пуровского района
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как:
* внимание;
* мышление;
* оптико-пространственное восприятие (координация);
* воображение;
* наблюдательность;
* зрительная и двигательная память;
* речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!
Давайте вместе вспомним, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали. Любят малыши складывать раскладывать коробочки, закручивать – раскручивать разные крышечки. Эти игры формируют тонкую моторику, поэтому важно стимулировать детей к подобным занятиям, поддерживать их интерес. Ведь чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем он быстрее начинает говорить.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» присмотра и оздоровление с приоритетным осуществлением санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур», обеспечивает лечебно – профилактическое лечение детей из числа народов Севера, проживающих в Пуровском районе, с диагнозам тубинфицированные, тубконтактные. В нашем учреждении функционирует одна разновозрастная группа с 3-х до 7 лет, подгруппы комплектуются по возрастному принципу. Режим дня, обеспечивающий сочетание обучения, труда и отдыха, составлен с учетом круглосуточного пребывания воспитанников, с 6 разовым питанием. Детский сад комплектуется детьми в основном коренной национальности, которые проживают в Пуровском районе, по направлению районного педиатра и фтизиатра. Для детей, ранее проживающих в тундре, родители которых ведут кочевой образ жизни, чужды гигиенические навыки, режим дня, предметная среда, одежда, питание, игры. Новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, все это обрушивается на малыша одновременно и приводит к капризам, страхам, отказом от еды. Дети тяжелее переносят адаптационный период. Решение этой проблемы ложится в первую очередь на нас воспитателей. Мы, педагоги, организовываем жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, к сверстникам и взрослым.
У детей, ранее не посещающих детский сад наблюдается слабое развитие моторики пальцев рук: они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц, очень редко играют с конструктором, пазлами, мозаикой и др.
Чтобы помочь малышу развить пальчики, мы педагоги, остановились на аспекте «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка через игру» - слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Ведь всем известно, что ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты - память, внимание, связная речь.
Свою работу мы начали с подбора методической литературы, определения задач, оборудования предметно – развивающей среды в МКДОУ, подбора игр и мероприятий, разработки таблиц развития ребенка.
Поставили следующие цели и задачи:
- Создать условия в МКДОУ для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников в соответствии с СанПиН 2.4.1. 27 – 10.
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом
- Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями
5. Осуществление взаимосвязи с музыкальным руководителем, учителем – логопедом.
6. Повышение компетентности родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей:
* образование родителей: проведение мастер – классов, семинаров;
* информирование родителей: индивидуальные и групповые консультации, создание памяток, оформление информационных стендов;
* совместную деятельность: посещение различных мероприятий в ДОУ, изготовление атрибутов в центр «Волшебные пальчики».
Свою работу строим в соответствии с принципами:
- Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
- Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
- Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
- Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
- Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
- Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
- Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
- Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии: личностно - ориентированный подход к детям, личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач), интегрированная система, здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приемы.
МКДОУ осуществляет образовательный процесс по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е,Веракса, Т.С.Комароой, М,А.Васильевой.
Для успешной реализации всех задач по развитию мелкой моторики в группе оборудован центр «Волшебные пальчики», в котором имеются:
*настенное дидактическое панно (изготовленное педагогами): «Какое время года?» на котором расположены кнопочки, пуговицы а также дерево, обтянутое флисом, изготовленное из картона и наклеенного на нём ниток;
*дидактические настенные коврики «Весёлые пуговицы» и «Забавные шнурочки»
( изготовленные совместно с родителями из картона и цветной ткани) с шнурками, косичками, пуговицами, молниями, липучками, кнопочками, крючками;
* напольное дидактическое панно «Цветок» (изготовленное педагогами). Атрибуты: замочки, шнурочки, ленточки, пуговицы, молнии, липучки, кнопочки;
*дидактическая стена «Домашний двор» (на стене красками изображены домашние птицы и животные, изготовленные из картона детеныши на липучках)
* подобраны игры и пособия для нанизывания бус, колец, различных мелких предметов,
* схемы - картинки для выкладывания мелкими геометрическими фигурками, крупами, палочками;
*рамки – вкладыши;
*пирамидки разной величины пластмассовые, цветные « Башенка», « Медвежонок», « Утёнок»;
*подобраны мелкие игрушки для игр в больницу, магазин, столовую и т.д.;
*подобраны игры с прищепками « Ёжик», « Солнышко», « Рыбка», « Кактус», « Расчёска»,
« Кисть», « Якорь», « Мельница», « Вертушка» и т.д.;
* игрушка "Черепашка Тартилла" с замочками, шнурочками, с кнопочками, с бантиками
* перчаточные куклы, изготовленные из ткани, связанные из ниток;
*мозаика мелкая цветная, мозаика крупная « Радуга»;
*настольный деревянный театр " Волк и семеро козлят"," Курочка Ряба" и т.д;
*пальчиковый театр вязанный: "Теремок", " Лиса и заяц"" Три поросёнка", « Три медведя»,
« Репка»;
*театр кукол (вязанный)" Репка", " Три поросёнка", " Курочка Ряба"»
*кубики крупные (деревянные, пластмассовые), кубики мелкие ( деревянные, пластмассовые);
*кубики из ткани « Что это?» и « Кто это?»;
*игра настольная " Чудесные шнурочки", « Цветные шнурочки»;
*мелкие цветные фигуры на магните;
*счётные палочки (разноцветные);
*игра " Собери бусы"( деревянные) , игра " Собери бусы» (пластмассовые);
*пазлы мелкие из картона « Дюймовочка», « Золушка», « Водный мир»;
*пазлы крупные из картона « Транспорт», « Собери сказку»
*пазлы пластмассовые;
*книжки-раскраски « Весёлые задания», « Транспорт», « Комнатные растения» и др.;
*книжки с заданиями « Дорисуй», « Обведи»;
*деревянный мелкий конструктор « Транспорт», Ферма», «Зоопарк»;
*деревянный крупный конструктор « Башенка»;
*конструктор металлический « Мастерок»;
*цветные ленты для волос;
*раздаточный материал для НОД;
*дидактический коврик «Соблюдай правила дорожного движения» с мелкими предметами
( машинки, знаки, дома, деревья, человечки);
*пеналы из цветных спичек;
*подобраны и оформлены в дидактическую папку «Играем с пальчиками» пальчиковые игры и упражнения разных видов: сюжетные пальчиковые игры, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, в сочетании с звуковой гимнастикой, игры-манипуляции.
*подобран бросовый материал: проволока, катушки, песок, камни, ветки, шишки, нитки, крупы, семена и т.д.;
*пластилин, карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, трафареты для обведения и штриховки для самостоятельной деятельности;
В логопедическом кабинете оформлены сенсорно – моторный, игровой центры.
Здесь они действительно встречаются со сказкой. Плоскостные силуэты березы, пруда, луга и цветов, бабочек, связанные из ярких ниток помогают детям создавать композиции и развивать при этом пальчиковую моторику.
Работу строим совместно с родителями, которые проживают в г. Тарко – Сале и имеют возможность посещать ДОУ
Взаимодействие с семьей.
№ пп |
Формы |
Содержание |
1. |
Ознакомление родителей с задачами по теме «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка». |
*дни открытых дверей; *индивидуальные и групповые консультации; * родительское собрание; * организация выставок детского творчества; * приглашение на досуги; игры; * создание памяток, газет, папок – передвижек: *оформление информационных стендов: «Мы творим», «Хорошо у нас в детском саду».
|
2. |
Образование родителей |
* проведение семинара на тему: «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста». * проведение мастер – классов на тему: «Что умеют волшебные пальчики?», «Как сделать пальчиковый театр?», *создание игротеки для родителей.
|
3. |
Совместная деятельность |
*создание предметно – развивающей среды: изготовление совместно с детьми атрибутов для центра «Волшебные пальчики», сюжетно – ролевых игр ( пирожные с ленточек, соленого теста, градусники и др.); *участие в театрализованных представлениях. |
Чтобы достигнуть наибольшего результата, в развитии у детей мелкой моторики проводим работу систематически в течение дня. Также игры используются во время непосредственно организованной деятельности по всем образовательным областям и в самостоятельной деятельности детей.
№ п/п |
Образовательная область |
Мероприятия |
1. |
«Физическая культура» |
*игры и упражнения с маленькими мячами, маленькими кубиками, конструктором, модулями, ленточками, *пальчиковые игры; * самомассаж. |
2. |
«Здоровье» |
*игры с массажными мячиками, мешочками ( с песком, с семенами, с крупами), игры с лентами, игры с мелкими предметами по тематике, игры с пробками, с катушками, с проволокой; *физкультминутки с мелкими предметами. |
3. |
«Безопасность» |
*пальчиковые игры на тему безопасности; * игры с мелким различного вида конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( города, транспорта, светофора, спецтранспорта – «01», «02», «03», лодки, велосипеда и др. для использования при беседах о безопасности; *использование приема обрывания для выкладывания из мелко рванной белой и черной бумаги пешеходного перехода; * физкультминутки, пальчиковые игры по содержанию темы безопасности. |
4. |
«Социализация» |
*пальчиковые игры «Семья», «Папа, мама и я» и др.; *деревянный, теневой, пальчиковый, перчаточный, вязанный театры; * игры с мелким различного вида конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( членов семьи, предметами для разных профессий, подвижных и дидактических игр и др.); *игры со счётными палочками и мелкими геометрическими фигурами (выкладывание членов семьи, транспорта, улицы и др.); *изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм ( приемы работы с тканями, нитками, иголкой, ножницами, пуговицами, ленточками, обрывание бумаги и др.); *физкультминутки, пальчиковые игры о семье, профессиях, труде, играх и др.;
|
5. |
«Труд» |
* игры с мелким конструктором, игры с мелкими предметами по тематике, *приготовление крошек для птиц; *плетение из прутиков, плетение из соломки, рукоделие, ткачество, аппликации из лоскутков; * ремонт кукольной мебели, действия с молоточком, изготовление сувениров, склеивание коробочек, изготовление гирлянд из бумаги, фольги, игрушки из ткани, роспись по дереву, резьба по дереву, составление букетов; *труд в природе (собирание шишек, веточек, камней, листьев, семян и др.); *хозяйственно – бытовой труд (ремонт маленьких предметов, книг ); *физкультминутки с мелкими предметами; * пальчиковые игры. |
6. |
«Познание» |
*работа с раздаточным материалом ( деревянные и пластмассовые разноцветные фишки, мелкие матрёшки, грибочки, мячи и т.д); *ФЭМП – использование для выкладывания по счету мелких предметов, круп (рисовая, гречка, пшено); *модели геометрических фигур; *поручения « Сколько ты принёс карандашей», « Принеси столько мячей, сколько детей» и т.д. *изготовление построек из конструктора (деревянного, металлического, пластмассового), бумаги, природного и бросового материалов; *игры с песком, пуговицами, шишками и др.; *упражнения « Разложи фигурки», « Сколько зайчиков»,; *пальчиковые игры « Раз, два, три, четыре, пять…», « Мы делили апельсин»; *выкладывание из мелких геометрических фигур рисунков по образцу, игры со счётными палочками; *физкультминутки с использованием коротких ленточек, мелких предметов; *пальчиковые игры. |
7. |
«Коммуникация» |
* выкладывание букв из семечек, счётных палочек; *игры с мелкими предметами, игрушками на отрабатываемый звук; *игры с предметными картинками на определённые звуки; *пальчиковый театр ( вязанный, сшитый из ткани, пластмассовый), *игра «Обведи букву», игра « Разложи карточки со звуками»; *упражнение « Обведи пальчиком»; *вырезывание из цветной бумаги по контуру, рисование красками, карандашами, лепка из глины, пластилина; *пальчиковые игры « Оса», « Пчела», « Паровоз», « Корова зовёт телёнка»,« Как гудит самолёт» *физкультминутки с мелкими предметами. |
8. |
«Чтение художественной литературы» |
*игры с пазлами, мозаикой, счётными палочками (по сюжету); *лепка( пластилин, глина), рисование( карандаши, фломастеры, краски), аппликация персонажей, по сюжету; *упражнение « Дорисуй персонаж», « Обведи героя сказки»; *поделки персонажей из природного материала; *вырезывание силуэтов из цветной бумаги, картона; фольги; *физкультминутки с использованием атрибутов перчаточного театра; *пальчиковые игры « На золотом крыльце сидели….» |
9. |
«Художественное творчество» |
Рисование пальчиками ( краски, гуашь),мелками, пальчиками на муке, на песке; *аппликация из бумаги, оригами из бумаги; *поделки из природного материала; *вырезывание героев сказок, выкладывание горошком по нарисованному контуру; *выкладывание шерстяной цветной ниткой контур героя сказки; *работа с проволокой; *физкультминутки с использованием масок персонажей; *украшение узоров, аппликация из лоскутков; *поделки из фольги; *использование приемов лепки согласно возрасту; *пальчиковые игры « Мы, ребята, молодцы…» |
10. |
«Музыка» |
*пальчиковый театр ( вязанный, тряпичный, бумажный); *пальчиковые игры; *игры на музыкальных инструментах, игры с бумагой, фольгой, султанчиками, с бумажным комом; *физкультминутки с мелкими предметами; *танцы, игры с ленточками, колокольчиками; *игры с шумовыми инструментами. |
Всем известно, что пальчиковые игры и упражнения развивают координацию движений пальцев рук, активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи. Мы изучили и освоили пальчиковые игры сами, систематизировали их по видам. Помогаем ребятишкам освоить «Страну пальчиковых игр» через индивидуальные, парные и групповые упражнения и игры с пальцами.
Пальчиковые игры
Виды игр |
Название и содержание игр и упражнений |
Задачи |
Игры - манипуляции |
Например: « Ладушки – ладушки» « Сорока – белобока»-указательным пальцем осуществляют круговые движения. « Пальчик – мальчик, где ты был», «Мы делили апельсин», « Этот пальчик хочет спать», « Пальчики пошли гулять»-поочерёдно загибать каждый пальчик. Для детей старшего дошкольного возраста. « Грибы»- соединяем кончики пальцев- изображаем шляпку гриба.) « Овощи», « Времена года» |
Развитие воображения, мелкой моторики пальцев рук. |
Сюжетные пальчиковые упражнения |
Например: « Пальчики здороваются»- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем. « Распускается цветок»,- из сжатого кулачка поочерёдно «появляются» пальцы. « Грабли»- ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. « Ёлка»- ладони от себя, пальцы в «замок». |
Учить изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц и насекомых. деревья. |
Пальчиковые кинезио-логичесие упражнения |
Например: « Колечко»- поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. «Кулак – ребро- ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола ( сначала правой рукой. потом левой, затем двумя руками вместе). « Ухо – нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. « Горизонтальная восьмёрка»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. « Симметричные рисунки»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и др. |
Развитие внимания, мелкой моторики пальцев рук. |
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой |
Например: « Оса», « Как мама зовёт телёнка», « Как гудит паровоз, самолёт» |
Усовершенствование произношения звуков |
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. |
Например: « Помоем руки под горячей водой» -движения, как при мытье рук. «Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки. Начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. « Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки6 постукивание, пиление. Движение обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак « Согреем руки»-движения как при растирании рук. « Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.« Гуси щиплют траву»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой. |
Расширить представления о традиционных для массажа движениях- разминание, надавливание, пощипывание ( от периферии к центру). |
Театр в руке
|
Например: « Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. « Сказка», « Рыбки»- кисти левой и правой рук изображают плавные движения рыб. « «Осьминожки»-правая рука, осторожно и по очереди передвигает свои щупальца – пальцы путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. |
Развивает внимание и память, снимает психоэмоцио-нальное напряжение. |
Хочется рассказать о любимых занятиях наших ребятишек.
Дидактическое панно «Какое время года?» (изготовленное педагогами) мы используем во время НОД, индивидуальной работы. Играя пальчиками на панно, дети развивают представление о временах года, об их признаках, учатся находить их самостоятельно, формируют любознательность, сравнивают, делятся впечатлениями.
Например, во время беседы с детьми, предлагаем вспомнить ранее изученные потешки, стихи или заклички о солнышке. Дети самостоятельно располагают вверху слева или справа на панно с помощью петельки и пуговицы солнышко, связанное из жёлтых ниток. На нижнюю часть панно на кнопочки располагается ручеёк, сделанный из фольги и картона. Во время чтения стихотворения о подснежнике, малыши бегут прикрепить к панно изготовленный из бисера подснежник. Затем беседуем о том, что скоро распустятся листочки, прилетят птицы и дети соответственно вешают на дерево, расположенное на панно. Используем игровые упражнения « Чего не стало?», « Что изменилось?». Дети отвечают, что прошла зима, и солнце стало ярче, снег начал таять, прилетели птички. Оживление вносит игровой момент: один ребёнок размещает несколько птичек на веточки деревьев, а другие дети отворачиваются, а потом, повернувшись, отгадывают, что изменилось и сколько птичек прилетело? и т.д.
Игровое панно ребятишки любят и очень часто используют для игр во время самостоятельной деятельности.
Изготовленная педагогами дидактическая игрушка "Черепашка" используется для проведения упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев с детьми разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.
Приходя в детский сад, ребёнок иногда тяжело переносит расставание с мамой. И тут на помощь нам и детям приходит всеми любимая забавная игрушка черепашка « Тартилла». Оживление вносят игровые моменты, предлагаем детям полежать на черепашке, погладить, пощипать ее или просим помочь кукле Маше найти игрушку, которую она потеряла: « Черепашка спрятала Машину игрушку, нам надо ёё найти, кто поможет?». Дети с удовольствием начинают расстегивать пуговицы, замочки на кармашках у черепашки, развязывают шнурочки, начинают искать Машину игрушку.
Повысить интерес, позволяют игровые упражнения « На какой ноге замочек?», дети отвечают: «На правой». А какого цвета черепашка любит пуговицы и шнурочки?», ответы « Синие, красные, жёлтые, зелёные» и т.д.
Черепашка хочет, чтоб дети ответили ей: « Сколько на шляпке красных, круглых пуговиц?» и «Кто сможет завязать красивый бантик?» Дети стараются, работают пальчиками, и при этом говорят: « А у моей мамы тоже есть такие пуговицы», « А мне мама заплетает косички и завязывает бантики». И разговор ведут с игрушкой – черепашкой. Мы, воспитатели, побуждаем детей, припоминать разные факты из жизни. Это большой простор для развития воображения и самостоятельности.
Так же используем дидактические настенные коврики «Весёлые пуговицы» и «Забавные шнурочки», ( изготовленные педагогами и родителями из картона и цветной ткани) со шнурками, косичками, пуговицами, молниями, липучками, кнопочками, крючками, разных геометрических фигур( треугольников, квадратов, кругов, овалов) из кусочков цветной ткани, и всевозможных силуэтов ( ёлочек, зайчиков, обуви, и т.д). То есть, учим детей обследовать и анализировать форму предметов. У детей старшего возраста развиваем сообразительность, учим умению видоизменять, например геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырёхугольники, из частей круга – полный круг. Всё это дети располагают с помощью петелек и пуговиц, а также крючков и липучек. Если у ребёнка не получается, мы словами: « Не получилось – подумай, как можно сделать по другому», поддерживаем его интерес. При проведении упражнений мы, постоянно следим за точностью выполнения действий, приучая детей правильно употреблять в речи слова и выражения. В конце игры задаём вопросы, позволяющие обобщить знания. Например, « Сколько ёлочек на красном квадрате?», « Сколько нужно кружочков, чтоб получился снеговик?», «Почему»?
Предлагаемые нами, игры с прищепками развивают мелкую моторику, воображение.
Например, предлагаем игру « Рыбка». Чтобы заинтересовать и активизировать детей начинаем игру с сюрпризного момента. Показываем картон овальной формы, и загадываем загадку (про рыбку). Так же предлагается
« Чудесный мешочек» с интересным содержимым. В завязанном мешочке, что - то интересное. Предлагаем детям, потрогать пальчиками мешочек, пощупать и угадать, что же в нём. Выкладываем вырезанные из картона заготовки рыб и прищепки разных размеров и цветов. На них нарисованы ротики и глазки, но отсутствуют хвостик и плавники. Мы, предлагаем детям выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, в упражнении « Отбери все красные прищепки», побуждаем употреблять слова « много», « по одному», « по одной». Обращаем внимание детей, на то, что прищепки надо брать правой рукой и пристёгивать по порядку в направлении слева направо.
Дети с большим удовольствием играют.
Умело, подобрана предметно – развивающая среда, проведенные регулярных мероприятий по развитию мелкой моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка совершенствовали не только ловкость, слаженность и точность движений пальцев рук, но и улучшили внимание, память, выработали терпение, усидчивость. У детей стали развиты творческие способности, пробудилось воображение, фантазия, например к постройкам из конструктора, кубиков, лего, мозаики. Малыши овладели игровыми навыками, техникой рисования, вырезания, лепки, используют их в свободной деятельности, изображают знакомые предметы, игрушки, животных и др. Разученные игры и упражнения дети по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Развиваясь и подрастая, пальчики у ребятишек стали ловчее, настырнее и шаловливее, они уже действуют осознанно, и все чаще приближаясь к заветной цели. У нас, педагогов, получилось подружить ребятишек с замечательными игрушками - руками и пальчиками. Мы уверены, теперь они друзья на всю свою жизнь.
На достигнувшем мы не остановимся. Деятельность по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка» будем продолжать углублять, изучать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, пополнять центр «Волшебные пальчиками» новыми атрибутами, осуществляя тесное сотрудничество с родителями воспитанников.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf