Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

  вт., 13.03.2012

Авторы:

Ермолено Татьяна Алексеевна, воспитатель
Стаж педагогической работы: 22 года

Катеринич Надежда Сергеевна, воспитатель
Стаж педагогической работы: 10лет

Вамбольд Ирина Иоганнесовна, воспитатель
Стаж педагогической работы: 6 лет

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»  г.Тарко-Сале, Пуровского района

 

«Истоки способностей и   дарования  детей –  на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

 

            Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

  Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как:  

* внимание;

* мышление;

* оптико-пространственное восприятие (координация);

* воображение;

* наблюдательность;

* зрительная  и двигательная память;

* речь.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика  развивается у ребенка постоянно, начиная с самого  раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!

    Давайте вместе вспомним, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали. Любят  малыши складывать раскладывать коробочки, закручивать – раскручивать разные крышечки. Эти игры формируют тонкую моторику, поэтому важно стимулировать детей к подобным занятиям, поддерживать их интерес. Ведь чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем он быстрее начинает говорить.

     Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»  присмотра и оздоровление с приоритетным осуществлением санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур», обеспечивает лечебно – профилактическое лечение детей из числа народов Севера, проживающих в Пуровском районе, с диагнозам тубинфицированные, тубконтактные. В нашем учреждении функционирует одна разновозрастная группа с 3-х до 7 лет, подгруппы комплектуются по возрастному принципу. Режим дня, обеспечивающий сочетание обучения, труда и отдыха, составлен с учетом круглосуточного пребывания воспитанников, с 6 разовым питанием. Детский сад комплектуется детьми в основном коренной национальности, которые проживают в Пуровском районе, по направлению районного педиатра и фтизиатра.  Для  детей, ранее проживающих в тундре,  родители которых ведут кочевой образ жизни, чужды гигиенические навыки, режим дня, предметная среда, одежда, питание, игры. Новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, все это обрушивается на малыша одновременно и приводит к капризам, страхам, отказом от еды. Дети  тяжелее переносят адаптационный период. Решение этой проблемы ложится в первую очередь на нас воспитателей.  Мы,  педагоги,  организовываем жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, к сверстникам и взрослым.

  У детей,  ранее не посещающих детский сад наблюдается слабое развитие моторики пальцев рук:  они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц, очень редко играют с конструктором, пазлами, мозаикой и др.

    Чтобы помочь малышу развить пальчики, мы педагоги,  остановились на аспекте «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка через игру» -  слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Ведь всем известно, что ребёнок с  развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты -   память, внимание, связная речь.

         Свою работу мы начали с подбора методической литературы, определения задач, оборудования предметно – развивающей среды  в МКДОУ, подбора игр и мероприятий, разработки таблиц развития ребенка.

 Поставили следующие цели и задачи: 

  1. Создать условия в МКДОУ для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников в соответствии с СанПиН 2.4.1. 27 – 10.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  3. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом
  4. Совершенствовать  умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения,   умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль  за собственными действиями

       5. Осуществление взаимосвязи с музыкальным руководителем, учителем – логопедом.

       6.  Повышение компетентности родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей:

* образование родителей: проведение мастер – классов, семинаров;

* информирование родителей: индивидуальные и групповые консультации, создание памяток, оформление информационных стендов;

* совместную деятельность: посещение различных мероприятий в ДОУ, изготовление атрибутов в центр «Волшебные пальчики».

Свою работу строим в соответствии с принципами:

  1. Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  2. Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
    1. Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
    2. Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
    3. Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
    4. Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
    5. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
    6. Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии: личностно - ориентированный подход к детям, личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач), интегрированная система, здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приемы.

        МКДОУ осуществляет  образовательный  процесс по примерной основной  общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е,Веракса, Т.С.Комароой, М,А.Васильевой.

        Для успешной  реализации всех задач по  развитию мелкой моторики в группе оборудован  центр «Волшебные пальчики», в котором имеются:

*настенное дидактическое  панно (изготовленное педагогами): «Какое время года?» на котором расположены кнопочки, пуговицы а также дерево, обтянутое флисом, изготовленное из картона и наклеенного на нём ниток;

*дидактические настенные коврики «Весёлые пуговицы» и «Забавные шнурочки»

( изготовленные совместно с родителями из картона и цветной ткани) с   шнурками, косичками, пуговицами, молниями, липучками, кнопочками, крючками;

* напольное дидактическое  панно «Цветок»  (изготовленное педагогами). Атрибуты:  замочки, шнурочки, ленточки, пуговицы, молнии, липучки, кнопочки;

*дидактическая стена «Домашний двор» (на стене красками  изображены домашние птицы и животные, изготовленные из картона детеныши на липучках)

* подобраны игры и пособия для нанизывания бус, колец, различных мелких предметов,

* схемы - картинки для выкладывания мелкими геометрическими фигурками, крупами, палочками;

*рамки – вкладыши;

*пирамидки разной величины пластмассовые, цветные  « Башенка», « Медвежонок», « Утёнок»;

*подобраны мелкие игрушки для игр в больницу, магазин, столовую и т.д.;

*подобраны игры с прищепками « Ёжик», « Солнышко», « Рыбка», « Кактус», « Расчёска»,

« Кисть», « Якорь», « Мельница», « Вертушка» и т.д.;

*  игрушка "Черепашка Тартилла" с замочками, шнурочками, с кнопочками, с бантиками

* перчаточные куклы, изготовленные  из ткани,  связанные из ниток;

*мозаика мелкая цветная, мозаика крупная « Радуга»;

*настольный деревянный театр " Волк и семеро козлят"," Курочка Ряба" и т.д;

*пальчиковый театр вязанный: "Теремок", " Лиса и заяц"" Три поросёнка", « Три медведя»,

 « Репка»;

*театр кукол (вязанный)" Репка", " Три поросёнка", " Курочка Ряба"»

*кубики крупные (деревянные, пластмассовые), кубики мелкие ( деревянные, пластмассовые);

*кубики из ткани « Что это?» и « Кто это?»;

*игра настольная " Чудесные шнурочки", « Цветные шнурочки»;

*мелкие цветные фигуры на магните;

*счётные палочки (разноцветные);

*игра " Собери бусы"( деревянные) , игра " Собери бусы» (пластмассовые);

*пазлы мелкие из картона « Дюймовочка», « Золушка», « Водный мир»;

*пазлы крупные из картона « Транспорт», « Собери сказку»

*пазлы пластмассовые;

*книжки-раскраски « Весёлые задания», « Транспорт», « Комнатные растения» и др.;

*книжки с заданиями « Дорисуй», « Обведи»;

*деревянный мелкий конструктор « Транспорт», Ферма», «Зоопарк»;

*деревянный крупный конструктор « Башенка»;

*конструктор металлический « Мастерок»;

*цветные ленты для  волос;

*раздаточный материал для НОД;

*дидактический коврик «Соблюдай правила дорожного движения» с мелкими предметами

( машинки, знаки, дома, деревья, человечки);

*пеналы из цветных спичек;

*подобраны и оформлены в дидактическую папку «Играем с пальчиками» пальчиковые игры и упражнения разных видов: сюжетные пальчиковые игры, пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, в сочетании с звуковой гимнастикой, игры-манипуляции.

*подобран бросовый материал:  проволока, катушки, песок, камни, ветки, шишки, нитки, крупы, семена и т.д.;

*пластилин, карандаши, фломастеры, мелки,  раскраски, трафареты для обведения и штриховки для самостоятельной деятельности;

  В логопедическом кабинете  оформлены сенсорно – моторный, игровой центры.

Здесь они действительно встречаются со сказкой. Плоскостные силуэты березы, пруда, луга и цветов, бабочек, связанные из ярких ниток помогают детям создавать композиции и развивать при этом пальчиковую моторику.

 

       Работу строим совместно с родителями, которые проживают в г. Тарко – Сале и имеют возможность посещать ДОУ

Взаимодействие с семьей.

пп

Формы

Содержание

1.

Ознакомление родителей с задачами по теме «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка».

*дни открытых дверей;

*индивидуальные и групповые консультации;

* родительское собрание;

* организация выставок детского творчества;

* приглашение на досуги; игры;

* создание памяток, газет, папок – передвижек:

*оформление информационных стендов:   «Мы творим», «Хорошо у нас в детском саду».

 

2.

Образование родителей

* проведение семинара на тему: «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста».

* проведение мастер – классов на тему: «Что умеют волшебные пальчики?», «Как сделать пальчиковый театр?»,

*создание игротеки для родителей.

 

3.

Совместная деятельность

*создание предметно – развивающей среды: изготовление совместно с детьми атрибутов для центра «Волшебные пальчики», сюжетно – ролевых игр ( пирожные с ленточек, соленого теста,  градусники и др.);

*участие в  театрализованных представлениях.

      Чтобы достигнуть наибольшего результата, в развитии у детей мелкой моторики проводим работу систематически в течение дня. Также игры используются  во  время непосредственно  организованной деятельности по всем образовательным областям и в самостоятельной деятельности детей.                       

№ п/п

Образовательная область

Мероприятия

1.

«Физическая культура»

*игры и упражнения с маленькими  мячами,  маленькими  кубиками,  конструктором,  модулями,  ленточками,

*пальчиковые игры;

* самомассаж.

2.

«Здоровье»

*игры с массажными мячиками,  мешочками ( с песком, с семенами, с крупами), игры с лентами, игры с мелкими предметами по тематике, игры с пробками, с катушками, с проволокой; *физкультминутки с мелкими предметами.

3.

«Безопасность»

*пальчиковые игры на тему безопасности;

* игры с мелким различного вида  конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( города, транспорта, светофора, спецтранспорта – «01», «02», «03», лодки, велосипеда  и др. для использования при беседах о безопасности; *использование приема обрывания для выкладывания из мелко рванной белой и черной бумаги пешеходного перехода;

* физкультминутки, пальчиковые игры по содержанию темы безопасности.

4.

«Социализация»

*пальчиковые игры «Семья», «Папа, мама и я» и др.;

*деревянный, теневой,  пальчиковый, перчаточный, вязанный театры;
*подвижные игры и упражнения с мелкими кубиками, мячиками, колечками и др.;

* игры с мелким различного вида  конструктором, мозаикой, рисование красками, карандашами, мелками, изготовление поделок из пластилина ( членов семьи, предметами для разных профессий, подвижных и дидактических игр и др.);

*игры со счётными палочками и мелкими геометрическими фигурами (выкладывание членов семьи, транспорта, улицы и др.);

 *изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм ( приемы работы с тканями,  нитками, иголкой, ножницами, пуговицами, ленточками, обрывание бумаги и др.);

*физкультминутки, пальчиковые игры  о семье, профессиях, труде, играх и др.;

 

5.

«Труд»

* игры с мелким конструктором, игры с мелкими предметами по тематике,

*приготовление крошек для птиц;

*плетение из прутиков, плетение из соломки, рукоделие, ткачество, аппликации из лоскутков;

* ремонт кукольной мебели, действия с молоточком, изготовление сувениров, склеивание коробочек, изготовление гирлянд из бумаги, фольги, игрушки из ткани, роспись по дереву, резьба по дереву, составление букетов;

*труд в природе (собирание шишек, веточек, камней, листьев, семян и др.); 

*хозяйственно – бытовой труд (ремонт маленьких предметов, книг );

*физкультминутки с мелкими предметами;

* пальчиковые игры.

6.

«Познание»

*работа с раздаточным материалом ( деревянные и пластмассовые разноцветные фишки, мелкие матрёшки, грибочки, мячи и т.д);

*ФЭМП – использование для выкладывания по счету мелких предметов, круп (рисовая, гречка, пшено);

*модели геометрических фигур;

*поручения « Сколько ты принёс карандашей»,

 « Принеси столько мячей, сколько детей» и т.д.

*изготовление построек из конструктора (деревянного, металлического, пластмассового),  бумаги, природного и бросового материалов;

*игры с песком, пуговицами, шишками и др.;

*упражнения « Разложи фигурки», « Сколько зайчиков»,;

*пальчиковые игры « Раз, два, три, четыре, пять…», «  Мы делили апельсин»;

*выкладывание из мелких геометрических фигур рисунков  по образцу, игры со счётными палочками;

*физкультминутки с использованием  коротких ленточек, мелких предметов;

*пальчиковые игры.

7.

«Коммуникация»

* выкладывание букв из   семечек, счётных палочек;

*игры с мелкими предметами, игрушками на отрабатываемый звук;

*игры с предметными картинками на определённые звуки;

*пальчиковый театр ( вязанный, сшитый из ткани, пластмассовый),

*игра «Обведи букву», игра « Разложи карточки со звуками»;

*упражнение « Обведи пальчиком»;

*вырезывание из цветной бумаги по контуру, рисование красками, карандашами, лепка из глины, пластилина;

*пальчиковые игры « Оса», « Пчела», « Паровоз», « Корова зовёт телёнка»,« Как  гудит  самолёт»

*физкультминутки с мелкими предметами.

8.

«Чтение художественной литературы»

*игры с пазлами, мозаикой, счётными палочками (по сюжету);

 *лепка( пластилин, глина), рисование( карандаши, фломастеры, краски), аппликация  персонажей, по сюжету;

*упражнение « Дорисуй персонаж»,  « Обведи героя сказки»;

*поделки персонажей из природного материала; *вырезывание силуэтов из цветной бумаги, картона; фольги;

 *физкультминутки с использованием атрибутов перчаточного театра;

*пальчиковые игры « На золотом крыльце сидели….»

9.

«Художественное творчество»

Рисование  пальчиками ( краски, гуашь),мелками,  пальчиками на муке, на песке;

*аппликация из бумаги, оригами из бумаги;

*поделки из природного материала;

*вырезывание героев сказок, выкладывание горошком по нарисованному контуру; *выкладывание шерстяной цветной ниткой контур героя сказки;

*работа с проволокой;

*физкультминутки с использованием масок персонажей;

*украшение узоров, аппликация из лоскутков;

*поделки из фольги;

*использование приемов лепки согласно возрасту;

*пальчиковые игры « Мы, ребята, молодцы…»

10.

«Музыка»

*пальчиковый театр ( вязанный, тряпичный, бумажный);

*пальчиковые игры;

*игры на музыкальных инструментах, игры с бумагой, фольгой, султанчиками, с бумажным комом;

*физкультминутки с мелкими предметами;

*танцы, игры с ленточками, колокольчиками;

*игры с шумовыми инструментами.

            

Всем известно, что пальчиковые игры и упражнения развивают координацию движений пальцев рук,  активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи.   Мы изучили и освоили пальчиковые игры сами, систематизировали их по видам. Помогаем ребятишкам освоить «Страну пальчиковых игр»  через    индивидуальные, парные и групповые упражнения и игры с пальцами.                     

 Пальчиковые игры

Виды игр

Название и содержание игр и упражнений

Задачи

Игры - манипуляции

Например:

« Ладушки – ладушки» « Сорока – белобока»-указательным пальцем осуществляют круговые движения.

« Пальчик – мальчик, где ты был»,

«Мы делили апельсин», « Этот пальчик хочет спать», « Пальчики пошли гулять»-поочерёдно загибать каждый пальчик.

Для детей старшего дошкольного возраста.

« Грибы»- соединяем кончики пальцев- изображаем шляпку гриба.)

« Овощи», « Времена года»

 Развитие  воображения, мелкой моторики пальцев рук.

Сюжетные пальчиковые упражнения

Например:

« Пальчики здороваются»- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем.

« Распускается цветок»,- из сжатого кулачка поочерёдно «появляются» пальцы.

 « Грабли»- ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. « Ёлка»- ладони от себя, пальцы в «замок».

Учить  изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц и насекомых. деревья.

Пальчиковые кинезио-логичесие упражнения

Например:

« Колечко»- поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно  указательный, средний, безымянный и мизинец. «Кулак – ребро- ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола ( сначала правой рукой. потом левой, затем двумя руками вместе).  « Ухо – нос»- левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

« Горизонтальная восьмёрка»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три  раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

« Симметричные рисунки»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и др.

Развитие  внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой  гимнастикой

Например:

« Оса», « Как мама зовёт телёнка»,

 « Как  гудит паровоз, самолёт»

Усовершенствование произношения звуков

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Например:

« Помоем руки под горячей водой» -движения, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки. Начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. « Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки6 постукивание, пиление. Движение обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак

« Согреем руки»-движения как при растирании рук.

 « Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.« Гуси щиплют траву»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Расширить представления о  традиционных для массажа движениях- разминание, надавливание, пощипывание

( от периферии к центру).

Театр в руке

 

 

 

 

                     

Например:

« Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. « Сказка», « Рыбки»- кисти левой и правой рук изображают плавные движения рыб. « «Осьминожки»-правая рука, осторожно и по очереди передвигает свои щупальца – пальцы путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Развивает внимание и память, снимает психоэмоцио-нальное напряжение.

  Хочется рассказать  о любимых занятиях наших ребятишек.

Дидактическое панно «Какое время года?» (изготовленное педагогами) мы используем во время НОД, индивидуальной работы. Играя пальчиками на панно, дети развивают представление  о временах года, об их признаках, учатся находить их самостоятельно, формируют любознательность,  сравнивают, делятся  впечатлениями.         

Например, во время беседы с детьми, предлагаем вспомнить ранее изученные потешки, стихи или заклички о солнышке.  Дети самостоятельно располагают вверху слева или справа на панно с помощью петельки и пуговицы  солнышко, связанное  из жёлтых ниток. На нижнюю часть панно на кнопочки  располагается ручеёк, сделанный из фольги и картона. Во время чтения стихотворения о подснежнике,  малыши бегут прикрепить к панно изготовленный из бисера подснежник.  Затем беседуем о том, что скоро распустятся листочки, прилетят птицы и дети соответственно  вешают на дерево, расположенное на панно. Используем игровые упражнения « Чего не стало?», « Что изменилось?». Дети отвечают, что прошла зима, и солнце стало ярче, снег начал таять, прилетели птички. Оживление вносит игровой момент: один  ребёнок размещает несколько птичек на веточки деревьев,  а другие дети отворачиваются, а потом, повернувшись,    отгадывают, что изменилось и сколько птичек прилетело? и т.д.

Игровое панно ребятишки любят и очень часто используют для игр во время самостоятельной деятельности.

Изготовленная педагогами дидактическая игрушка "Черепашка" используется   для проведения  упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев с детьми разного возраста, с усложненными по необходимости содержанием и методическими приемами. Эта игрушка формирует дидактику обучения и способствует развитию: сенсорного воспитания ребенка, ориентировки в пространстве.

Приходя в детский сад, ребёнок иногда тяжело переносит расставание с мамой. И тут на помощь нам и детям приходит всеми любимая забавная игрушка черепашка « Тартилла». Оживление вносят игровые моменты,  предлагаем детям полежать на черепашке, погладить, пощипать  ее или просим помочь кукле Маше найти игрушку, которую она потеряла: « Черепашка спрятала Машину игрушку, нам надо ёё найти, кто поможет?». Дети с удовольствием начинают расстегивать пуговицы, замочки на кармашках у черепашки,  развязывают  шнурочки, начинают искать Машину игрушку.

Повысить интерес,  позволяют игровые упражнения « На какой ноге замочек?», дети отвечают: «На правой». А какого цвета  черепашка любит пуговицы и шнурочки?», ответы « Синие, красные, жёлтые, зелёные» и т.д.

Черепашка хочет, чтоб дети ответили ей: « Сколько на шляпке красных, круглых пуговиц?» и «Кто сможет завязать красивый бантик?» Дети стараются, работают пальчиками, и при этом говорят: « А у моей мамы тоже есть такие пуговицы», « А мне мама заплетает косички и завязывает бантики». И разговор ведут с игрушкой – черепашкой. Мы, воспитатели, побуждаем детей, припоминать разные факты из жизни. Это большой простор для развития воображения и самостоятельности.

Так же используем дидактические настенные коврики «Весёлые пуговицы» и «Забавные шнурочки», ( изготовленные педагогами и родителями из картона и цветной ткани) со   шнурками, косичками, пуговицами, молниями, липучками, кнопочками, крючками, разных геометрических фигур( треугольников, квадратов, кругов, овалов) из кусочков цветной ткани, и всевозможных силуэтов ( ёлочек, зайчиков, обуви, и т.д). То есть, учим детей обследовать и анализировать  форму предметов. У детей старшего возраста развиваем сообразительность, учим умению видоизменять, например геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырёхугольники, из частей круга – полный круг. Всё это дети располагают с помощью петелек и пуговиц, а также крючков и липучек. Если у ребёнка не получается, мы  словами: « Не получилось – подумай,  как можно сделать по другому», поддерживаем его интерес.   При проведении упражнений мы, постоянно следим за точностью выполнения действий, приучая детей правильно употреблять в речи слова и выражения. В конце игры задаём вопросы, позволяющие обобщить знания. Например, « Сколько ёлочек на красном квадрате?», « Сколько нужно кружочков, чтоб получился снеговик?», «Почему»?

Предлагаемые нами,  игры с прищепками развивают мелкую моторику, воображение.

Например, предлагаем игру « Рыбка». Чтобы заинтересовать и активизировать  детей начинаем игру с сюрпризного момента. Показываем картон овальной формы, и загадываем загадку (про рыбку). Так же   предлагается

« Чудесный мешочек» с интересным содержимым. В завязанном мешочке, что - то интересное. Предлагаем детям, потрогать пальчиками мешочек, пощупать и угадать, что же в нём. Выкладываем  вырезанные из картона заготовки рыб и прищепки разных размеров и цветов. На них нарисованы ротики и глазки, но отсутствуют хвостик и плавники. Мы, предлагаем детям выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, в упражнении « Отбери все красные прищепки», побуждаем употреблять слова « много», « по одному», « по одной». Обращаем внимание  детей, на то, что прищепки надо брать правой рукой и пристёгивать по порядку в направлении слева направо. 

Дети с большим удовольствием играют.                                        

 Умело, подобрана предметно – развивающая среда, проведенные  регулярных мероприятий по развитию мелкой моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка совершенствовали не только ловкость, слаженность и точность движений пальцев рук, но и улучшили внимание, память, выработали терпение, усидчивость. У детей стали  развиты творческие способности, пробудилось воображение, фантазия, например к  постройкам из конструктора, кубиков, лего, мозаики. Малыши овладели игровыми навыками, техникой рисования, вырезания, лепки, используют их в свободной деятельности, изображают знакомые предметы, игрушки, животных и др.  Разученные игры и упражнения дети по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Развиваясь и подрастая, пальчики у ребятишек стали ловчее, настырнее и шаловливее, они уже действуют осознанно, и все чаще приближаясь к заветной цели. У нас, педагогов, получилось подружить ребятишек с замечательными игрушками - руками и пальчиками. Мы уверены, теперь  они друзья на всю свою жизнь.

    На достигнувшем мы не остановимся. Деятельность по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка» будем продолжать углублять, изучать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, пополнять центр «Волшебные пальчиками» новыми атрибутами, осуществляя тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 23773
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.