Самообразование педагога как одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности |
вт., 13.03.2012 |
Автор: Дьяченко Ирина Александровна Зам. директора по воспитательно- образовательной работы МА ДОУ Голышмановский ЦРР- детский сад № 4«Ёлочка» |
Самообразование - одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как заместитель директора по воспитательно – образовательной работе пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. И вот уже на протяжении двух лет веду свою педагогическую деятельность в этом направлении. Предварительно изучив необходимую литературу, инновационные методы методической работы по самообразованию таких известных педагогов как К.Ю.Белой, О.И. Давыдовой, А.А. Майер, Н.В. Елжовой, Н.П. Лосева я попыталась их структурировать.
Инновационные направления методической работы:
маркетинговое: изучение спроса педагогов
информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива
Но для того, чтобы применить их в работе, мне пришлось разработать модель системы непрерывного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Модель системы непрерывного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства
Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства педагогов. Мною разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов, используемые диагностические карты, карты самообразования и самоанализа, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией в методическом кабинете. В нашем детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто отработал много лет. В ДОУ работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, поэтому необходимо проводить разноуровневую, дифференцированную методическую подготовку. Для наиболее эффективного достижения результата своей деятельности я разделила педагогов на следующие группы по уровню педагогического мастерства:
С целью повышения компетентности и профессиональных качеств этих педагогов, мной были подобраны, а затем и использованы в практической деятельности, разнообразные формы методической работы (традиционные и нетрадиционные):
- Педагогические советы;
- Круглые столы;
- Деловые игры;
- Дискуссионные клубы;
- Встречи за круглым столом;
- Мозговой штурм;
- Консультации (индивидуальные и групповые);
- Анализ – беседы.
Педагогические тренинги - позволяющие анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты ДОУ, что положительно сказывается на результативности педагогического процесса.
Обучающие семинары – являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется теоретической подготовки педагогов. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Посещение и проведение районных мероприятий («Школа одного педагога»), которые в течение учебного года проводились на базе нашего дошкольного учреждения
Конкурсы педагогического мастерства («Молодые дарования», «Воспитатель года»)
В дошкольном учреждении функционирует творческая гостиная «Педагог 21 века» для молодых и опытных педагогов, которая способствует осознанию своего личностного «Я», раскрытию профессионального мастерства педагогов, проявлению творчества, сплочению коллектива единомышленников, созданию благоприятного микроклимата в коллективе.
Периодичность проведения мероприятий регулируется циклограммой годового плана работы ДОУ, программно-целевым графиком контроля.
Я стараюсь сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на районном и областном уровне. Педагоги МАДОУ детского сада N 4 "Ёлочка" систематически принимают участие в районных и областных конкурсах «Воспитатель года», педагогических олимпиадах, ярмарках о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.
Анализируя свою педагогическую деятельность в области профессиональной компетенции педагогов я пришла к выводу, что применение всех выше перечисленных форм и методов работы, конечно же эффективно, но чтобы добиться, наиболее высоких результатов, необходима правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?
Эти проблемные вопросы и подтолкнули меня к созданию проекта «Современный воспитатель».
Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
Умение ставить цели, задачи, планировать работу;
Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой; (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);
Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др;
Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год
Пути решения поставленных задач:
Создать условия для самообразования педагогов:
Постоянное приобретение методической литературы;
Увеличение числа подписных изданий;
Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях районных творческих объединений (мастер - классы, методические семинары, фестивали передового педагогического опыта и др.),
Составить перспективный план контроля и проектных мероприятий.
Механизм реализации проекта:
Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:
Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
Анализ участия педагогов в методической работе.
Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
Аттестация.
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”. Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной деятельности, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом.
Таким образом: успех дошкольного учреждения во многом зависит от организации качественного методического сервиса, который занимает особое место в системе работы нашего детского сада, так как, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все его формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.
В перспективе своей педагогической деятельности планирую разработать программу по самообразованию педагогов нашего ДОУ, что приведёт к повышению профессиональной компетентности воспитателей и росту авторитета нашего дошкольного учреждения.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf