Самообразование педагога как одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности

  вт., 13.03.2012

Автор:

Дьяченко Ирина Александровна

Зам. директора по воспитательно-

образовательной работы 

МА ДОУ Голышмановский ЦРР-

детский сад № 4«Ёлочка»

Самообразование - одно из эффективных  средств формирования профессиональной компетентности педагога.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь».  Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  - это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

  • Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
  • Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;
  • Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я,  как заместитель директора по воспитательно – образовательной  работе  пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. И вот уже на протяжении двух лет  веду свою педагогическую деятельность в этом направлении.  Предварительно изучив необходимую литературу,  инновационные  методы методической работы по самообразованию таких известных педагогов как  К.Ю.Белой, О.И. Давыдовой, А.А. Майер, Н.В. Елжовой, Н.П. Лосева  я попыталась их структурировать.

Инновационные направления методической работы:

маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ; 

социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры; 

научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива

 Но для того, чтобы применить их в работе, мне пришлось разработать  модель системы непрерывного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Модель системы непрерывного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

 Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства

Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства педагогов. Мною разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов, используемые  диагностические карты, карты самообразования и самоанализа, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с  научно-педагогической информацией в методическом кабинете. В нашем детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто отработал много лет. В ДОУ работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, поэтому необходимо проводить разноуровневую, дифференцированную методическую подготовку. Для наиболее эффективного достижения результата своей деятельности я разделила педагогов на следующие группы по уровню педагогического мастерства:

С целью повышения компетентности и профессиональных качеств этих педагогов, мной были подобраны, а затем и  использованы в практической деятельности, разнообразные формы методической работы (традиционные и нетрадиционные):

  • Педагогические советы;
  • Круглые столы;
  • Деловые игры;
  • Дискуссионные клубы;
  • Встречи за круглым столом;
  • Мозговой штурм;
  • Консультации (индивидуальные и групповые);
  • Анализ – беседы.

Педагогические тренинги -  позволяющие анализировать работу педагогов, осуществлять самоанализ, который даёт возможность увидеть положительные и отрицательные моменты и педагогической деятельности и скорректировать личностные качества. В работу тренинга включается не только воспитатели, но и все специалисты ДОУ, что положительно сказывается на результативности педагогического процесса.

Обучающие семинары – являются наиболее продуктивной формой  повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется теоретической подготовки педагогов. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Посещение и проведение районных мероприятий («Школа одного педагога»), которые в течение учебного года проводились на базе нашего дошкольного учреждения

Конкурсы педагогического мастерства («Молодые дарования», «Воспитатель года»)

В дошкольном учреждении функционирует творческая гостиная «Педагог 21 века» для молодых и опытных педагогов, которая способствует осознанию своего личностного «Я», раскрытию профессионального мастерства педагогов, проявлению творчества, сплочению коллектива единомышленников, созданию благоприятного микроклимата в коллективе.

            Периодичность проведения мероприятий регулируется циклограммой годового плана работы ДОУ, программно-целевым графиком контроля.

  Я стараюсь сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на  районном и областном  уровне. Педагоги МАДОУ детского сада N 4 "Ёлочка" систематически принимают участие в районных и областных конкурсах «Воспитатель года», педагогических олимпиадах, ярмарках о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.

Анализируя свою педагогическую деятельность в области профессиональной компетенции педагогов я пришла к выводу, что применение всех выше перечисленных форм и методов работы, конечно же эффективно, но чтобы добиться, наиболее высоких результатов, необходима правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?

Эти проблемные вопросы и подтолкнули меня  к созданию проекта «Современный воспитатель».

Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

Умение ставить цели, задачи, планировать работу;

Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой; (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);

Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др;

Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Срок реализации проектных мероприятий:    учебный год

Пути решения поставленных задач:

Создать условия для самообразования педагогов:

Постоянное приобретение методической литературы;

Увеличение числа подписных изданий;

Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.

Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.

Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях районных творческих объединений (мастер - классы, методические семинары,  фестивали передового педагогического опыта и др.),

Составить перспективный план контроля и  проектных мероприятий.

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).

Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)

Анализ участия педагогов в методической работе.

Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.

Аттестация.

Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”. Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной деятельности, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом.

Таким образом:  успех дошкольного учреждения во многом зависит от организации качественного методического сервиса,  который занимает особое место в системе работы нашего детского сада, так как, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все его формы направлены    на повышение квалификации и мастерства педагогов. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы была и остаётся творческая активность педагога.

В перспективе своей педагогической деятельности планирую  разработать программу по самообразованию педагогов нашего ДОУ, что приведёт к повышению профессиональной компетентности воспитателей и росту авторитета  нашего дошкольного учреждения.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 17354
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.