«От снежинки до льдинки» опыт педагогов исследований и экспериментов с детьми

  сб., 11.02.2023

Авторы:

Мясникова Елена Алексеевна,

Городовая Гузель Фирдависовна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели МАДОУ д/с № 158 города Тюмени

 

      Вместе с коллегами и детьми мы продолжили цикл исследований в природе. В ранних публикациях мы уже делились опытом наблюдений. Напомним, что первым объектом в июне, июле было: «Солнце». Вторым объектом были цветы, которые мы вырастили на клумбе своего участка: «Как растут цветы и потом превращаются в семена». И пришло время, конечно же, зимних сказочных приключений, ярких эмоций, новых открытий, и исследований: «От снежинки до льдинки» так назвали мы наш третий цикл.

Как обычно, мы поставили перед собой конкретные целевые задачи:

 - Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда с помощью наглядно действенных опытов, экспериментов.

 -  Учить детей ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать и анализировать свои результаты и выражать это в речи. 

- Воспитывать стремление и желание у детей познавать природные явления, устанавливать причинно- следственные связи самостоятельно.

Обильный снегопад вызвал у детей бурю эмоций и впечатлений. В тихую безветренную погоду нам удалось рассмотреть снежные хлопья на фоне неба, пролетая, они казались серого цвета и медленно падали вниз, как будто спускались по одной верёвочке. Падающие хлопья на картоне темного цвета неожиданно становились ослепительно белые и их легко можно было рассмотреть через лупу. Снежинки, собравшись в небольшие хлопья, были разного размера и формы. Каждая состояла из шести лучиков, но на них были совершенно разный узоры – кристаллики. После тщательного рассмотрения, мы предложили ребятам подышать на снежинки и рассказать, что с ними стало. Они превратились в капельки воды. Падающий снег ложился на всё, что было вокруг: на наши шапки, заборчик, скамейки, веранду, на ветки деревьев и, собирая его руками, лопатами, мы ощущали, что он холодный, лёгкий, пушистый, похожий на вату. В морозный день снег, пролежавший несколько дней, был уже не пушистый, он рассыпался, как сахар и его нельзя было слепить в ком. Что изменилось и почему – самостоятельно пытаясь ответить на вопрос, ребята рассуждали. После прогулки мы занесли снег в тепло и через некоторое время он стал липким. После самых разных предположений мы неоднократно наблюдали и сделали общий вывод - в тёплую погоду снег прилипает к подошве, лепится в комочки, а в морозную снег более плотный, рассыпается в руках, его невозможно слепить. Оказывается, в тепле он лепится, не блестит.  

На морозе стаёт рассыпчатый как крупа или сахар, не прилипает к одежде и обуви. Потому что, снежинки - кристалики не прилипают друг другу, а ломаются, как тонкое стекло, превращаясь в крупинки.

    Далее мы предложили детям понять, какой снег лёгкий или тяжёлый. Мы взяли одинаковые ёмкости с песком и снегом и сразу по собственным ощущениям и при взвешивании на примитивных весах убедились, конечно же, снег легче чем песок. Учитывая то, что снег превращается в воду, мы решили насыпать в оду форму столько, сколько войдёт, а в другую утрамбовать, чтобы как можно больше вошло. Взвесили эти формы на весах. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой был утрамбованный снег. Взвешивая снег, возник вопрос: в какой формочке снег растает быстрее и где будет больше воды? И тут мнения разделились.

   Мы внесли формочки со снегом в тепло и стали продолжать наблюдать. В итоге дети пришли к таким выводам: снег можно взвесить, утрамбованный снег гораздо тяжелее, чем рыхлый; рыхлый снег растаял быстрее утрамбованного; чем больше снега, тем больше воды. Попутно, рассмотрев образовавшуюся от растаявшего снега воду, ребята увидели мелкие частички мусора, песка и земли и для любителей поесть снег сделали еще один вывод: снег не такой чистый, как кажется. И тут дети предложили покрасить снег, чтобы получить цветную воду.

   Откуда берётся лёд? Прозвучал вопрос к детям? Все без исключения ответили, вода при замерзании превращается в лёд. Какая вода замёрзнет быстрее, холодная или горячая, наблюдали мы за ёмкостями, выставленными за окно. 

Холодная вода замерзает быстрей, заметили дети. Интересным и интригующим был момент с ледяными секретиками. Одни дети формочки с окрашенной водой прятали в снег и оставляли метки. Другие на следующий день раскапывали снег и искали ледяные секретики, в которых были заморожены мелкие предметы. Ребята с восторгом делились своими находками, рассматривая предметы внутри льдинок, убедились, что лёд прозрачный и твёрдый как камень. Но если по нему ударить или уронить на твёрдое, то он расколется на кусочки, значит лед хрупкий. На следующий день было интересно всем: и кто прятал в снегу, и кто находил уже замерзшие фигурки.

Среди воспитанников появилась идея, украсить куст сирени на нашем участке. Так среди зимы ветках куста появились ледяные цветки сирени.

В разных местах на территории сада мы установили рейки с метками и с наступлением солнечных мартовских дней мы понаблюдаем, где снег будет таять быстрее, в тени или на солнце. Нам предстоит узнать, что такое наст. Обязательно обратим внимание на то, что у стволов деревьев снег тает тоже быстрее и образуются ямки вокруг. Почему и кто, как будто бы, подогревает снег вокруг ствола? Порассуждаем вместе с ребятами и обратимся к родителям за помощью ответить на эти вопросы.

 

Используемая литература:

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с. Об основных приёмах наблюдений и экспериментирования с детьми в разное время года.

Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010188, 0010189, 001090

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3465
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.