Личностная готовность детей к школе

  пн., 03.10.2011

Автор:

Суючева Хадича Есажановна,

воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №45» г. Тобольска

     Тема личностной готовности ребенка к обучению в школе одна из важных и ведущих в работе детского сада, т.к. поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Многократные попытки реформирования, разработки разнообразных инновационных программ, внедрение инновационных технологий, появление разных типов школ – все это ещё больше обострило проблему личностной готовности ребенка к школе. Личностная готовность дошкольника определяется принятием новой социальной позиции, которую Лидия Ильинична Божович назвала «внутренней позицией школьника». В нее входят следующие параметры:

•         Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.

•         Предпочтение урокам «школьного типа».

•         Содержательное представление  о подготовке к школе.

•         Умение  работать  на коллективных занятиях.

•         Положительное отношение к школьной дисциплине.

•         Предпочтение школьной отметке, объективность самооценки.

•         Потеря «детскости», непосредственности.

     Актуальность данной проблемы определена возрастными особенностями детей шести, семи лет.

1.     Подготовительный к школе возраст является сензитивным в развитии личностной готовности, у детей формируется «ядро личности».

2.     Происходит смена социальной роли: дошкольник «превращается» в школьника.

3.     Характерной особенностью личностного развития в дошкольном возрасте является переход от пассивных способов  регуляции поведения к активным.

     Понимая большую значимость личностной готовности дошкольника при подготовке его к школе, мы в то же время видим ряд проблем, затрудняющих работу в данном направлении:

1.     В имеющихся воспитательных программах недостаточно проработана данная тема, нет четкости в определении содержания и технологии работы по данному направлению.

2.     И как следствие появляется другая проблема, личностная подготовка к школе проводится локально и фрагментарно.

3.     И еще одна проблема, родители, а зачастую и сами воспитатели, нацелены на интеллектуальную подготовку к школе и недостаточно внимания уделяют личностной готовности.

     Отношение к школе  у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Наблюдения за детьми на занятиях,  в свободной деятельности показали, что существует ряд трудностей.

     Мы поставили цель: формирование «внутренней позиции» школьника.

     Работу начала с составления перспективного плана «Предшкольная пора», который реализуется через разнообразные формы и методы: как экскурсия в школу, встреча и знакомство с учителем (фото 1), сюжетно-ролевые и дидактические игры (фото 2), театрализованные игры (фото 3), чтение художественной литературы, оформление альбома «Скоро в школу», выставка рисунков «Скоро в школу».

     Уже в подготовительной группе ребенок понимает, что школьник должен обладать определенными качествами, и он хочет соответствовать этим требованиям. От усвоения правил употребления предметов дошкольник переходит к усвоению правил социального взаимодействия. Именно поэтому центральным механизмом личностной готовности рассматривается рефлексия.

     Рефлексия – процесс самопознания внутреннего, психического состояния себя и окружающих людей, понимание другого путем размышления за него.

     Для развития рефлексивных способностей мы используем такие нетрадиционные методы (фото 4), как проблемные ситуации:

  • Ситуации оценки и самооценки.
  • Ситуации-упражнения.
  • Ситуации сотрудничества.
  • Ситуации диалога.

Ценность дискуссии состоит в том, что у нее есть видимые и даже невидимые результаты.

При проведении дискуссии есть и свои отрицательные моменты:

  • некоторые участники не расположены делиться своими идеями;
  • дошкольникам трудно принять правила дискуссионных выступлений;
  • дискуссия иногда перерастает в спор, то есть отстаивание личных позиций.

А самому педагогу необходимо владеть следующими качествами:

  • Психологические качества – эмпатия, терпимость, эмоциональность, развитость интуиции, стрессоустойчивость, открытость.
  • Поведенческие качества – коммуникабельность, инициативность, предприимчивость.
  • Способности к импровизации, к релаксации, идти на риск, руководить и подчиняться.
  • Мыслительные качества – аналитичность, рефлекторность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления.

Для дискуссии мы выбирали следующие проблемы:

1.     Какое слово правильнее: «да» или «нет»?

2.     Друг обидел меня, я обидел друга.

3.     От кого зависит ответственность?

4.     Можно ли играть в школе? 

     Таким образом, дискуссия позволяет развить у дошкольников рефлексивные способности, что является важной основой личностной готовности к школе.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4484
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.