Личностная готовность детей к школе |
пн., 03.10.2011 |
Автор:
Суючева Хадича Есажановна,
воспитатель
первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №45» г. Тобольска
Тема личностной готовности ребенка к обучению в школе одна из важных и ведущих в работе детского сада, т.к. поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Многократные попытки реформирования, разработки разнообразных инновационных программ, внедрение инновационных технологий, появление разных типов школ – все это ещё больше обострило проблему личностной готовности ребенка к школе. Личностная готовность дошкольника определяется принятием новой социальной позиции, которую Лидия Ильинична Божович назвала «внутренней позицией школьника». В нее входят следующие параметры:
• Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности.
• Предпочтение урокам «школьного типа».
• Содержательное представление о подготовке к школе.
• Умение работать на коллективных занятиях.
• Положительное отношение к школьной дисциплине.
• Предпочтение школьной отметке, объективность самооценки.
• Потеря «детскости», непосредственности.
Актуальность данной проблемы определена возрастными особенностями детей шести, семи лет.
1. Подготовительный к школе возраст является сензитивным в развитии личностной готовности, у детей формируется «ядро личности».
2. Происходит смена социальной роли: дошкольник «превращается» в школьника.
3. Характерной особенностью личностного развития в дошкольном возрасте является переход от пассивных способов регуляции поведения к активным.
Понимая большую значимость личностной готовности дошкольника при подготовке его к школе, мы в то же время видим ряд проблем, затрудняющих работу в данном направлении:
1. В имеющихся воспитательных программах недостаточно проработана данная тема, нет четкости в определении содержания и технологии работы по данному направлению.
2. И как следствие появляется другая проблема, личностная подготовка к школе проводится локально и фрагментарно.
3. И еще одна проблема, родители, а зачастую и сами воспитатели, нацелены на интеллектуальную подготовку к школе и недостаточно внимания уделяют личностной готовности.
Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как сами они стали учениками. Наблюдения за детьми на занятиях, в свободной деятельности показали, что существует ряд трудностей.
Мы поставили цель: формирование «внутренней позиции» школьника.
Работу начала с составления перспективного плана «Предшкольная пора», который реализуется через разнообразные формы и методы: как экскурсия в школу, встреча и знакомство с учителем (фото 1), сюжетно-ролевые и дидактические игры (фото 2), театрализованные игры (фото 3), чтение художественной литературы, оформление альбома «Скоро в школу», выставка рисунков «Скоро в школу».
Уже в подготовительной группе ребенок понимает, что школьник должен обладать определенными качествами, и он хочет соответствовать этим требованиям. От усвоения правил употребления предметов дошкольник переходит к усвоению правил социального взаимодействия. Именно поэтому центральным механизмом личностной готовности рассматривается рефлексия.
Рефлексия – процесс самопознания внутреннего, психического состояния себя и окружающих людей, понимание другого путем размышления за него.
Для развития рефлексивных способностей мы используем такие нетрадиционные методы (фото 4), как проблемные ситуации:
- Ситуации оценки и самооценки.
- Ситуации-упражнения.
- Ситуации сотрудничества.
- Ситуации диалога.
Ценность дискуссии состоит в том, что у нее есть видимые и даже невидимые результаты.
При проведении дискуссии есть и свои отрицательные моменты:
- некоторые участники не расположены делиться своими идеями;
- дошкольникам трудно принять правила дискуссионных выступлений;
- дискуссия иногда перерастает в спор, то есть отстаивание личных позиций.
А самому педагогу необходимо владеть следующими качествами:
- Психологические качества – эмпатия, терпимость, эмоциональность, развитость интуиции, стрессоустойчивость, открытость.
- Поведенческие качества – коммуникабельность, инициативность, предприимчивость.
- Способности к импровизации, к релаксации, идти на риск, руководить и подчиняться.
- Мыслительные качества – аналитичность, рефлекторность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления.
Для дискуссии мы выбирали следующие проблемы:
1. Какое слово правильнее: «да» или «нет»?
2. Друг обидел меня, я обидел друга.
3. От кого зависит ответственность?
4. Можно ли играть в школе?
Таким образом, дискуссия позволяет развить у дошкольников рефлексивные способности, что является важной основой личностной готовности к школе.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf