Педагогические условия введения портфолио в воспитательно-образовательную практику детского сада

  чт., 22.09.2011

Автор:

Суючева Хадича Есажановна,

воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №45» г. Тобольска

Настоящее время предъявляет предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости «запуска» механизмов самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.

Ребенок растет, развивается, умножает свои знания уже с первых недель жизни! Родители записывают в альбом, снимают на видеокамеру, фотографируют, то есть всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Жаль, но порой остаются «за кадром» творческие работы малышей: рисунки, снежные крепости, песочные замки, пластилиновые фигурки. А вместе с тем и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр и многое-многое другое.

Хорошим решением для исправления этой ситуации вполне может стать использование современной интерактивной формы работы с детьми – детское творческое портфолио.  

Портфолио – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

А. Прутченков – психолог, автор тренингов личностного роста так определил значимость ведения портфолио: «Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».  

Портфолио может быть как формой эффективного, адекватного оценивания отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются все результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной.

Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника.

Для ее реализации были поставлены следующие задачи: сформировать потребность в регулярном обращении к папке личных достижений фиксации успехов; формирование личного отношения к полученным результатам и осознанию своих возможностей.

Для эффективной работы по ведению портфолио необходимо создать определенные условия: определение времени в воспитательно-образовательном процессе детского сада для работы с ним; отбор оптимальных форм работы с детьми по  его содержанию; взаимосвязь содержания портфолио с основными направлениями, разделами воспитательно-образовательной программы; тесное взаимодействие детей и родителей. Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким

В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

           Портфолио детей в нашей группе имеет свою структуру: информация  о ребенке (авторе портфолио); значимые события, традиции семьи; помещаются грамоты, дипломы; продукты творчества ребенка.

Однако при наличии неоспоримых преимуществ работы с портфолио мы видим ряд проблем: затратно по времени; в практике работы очень мало методических рекомендаций, не все еще родители понимают значимость данной формы.

Введение портфолио в практику детского сада позволяет нам увидеть индивидуальные особенности ребенка, учесть его интересы и возможности, изменить стиль взаимодействия с семьями воспитанников: воспитатель и родители становятся партнерами в изучении ребенка.

«Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это – технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в дальнейшей жизни будет требоваться эта постоянная работа по пополнению своей папки личных достижений» – А. Прутченков.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6058
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.