Система работы по патриотическому воспитанию: " Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине" |
ср., 21.09.2011 |
Авторы:
Ермоленко Татьяна Алексеевна,
Исаева Гульмира Магомедовна
воспитатели
МДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»
г. Тарко-Сале Пуровского района
«Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.»
М.Л. Шолохов.
Дошкольное воспитание, как и вся, страна, Россия, начиная с 90-х годов двадцатого века, вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности как агрессивность, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими, телевизионными программами оказывает разрушительное влияние на психику детей, их нравственный и духовный мир. В одночасье исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои зарубежных сериалов: супермены, человеки-пауки, монстры и др. На вопрос: «Где курочка ряба?» дети отвечают: «Бэтмен съел». Не случайно, но именно в этот сложный переходный период жизни нашего Отечества, мы - педагоги дошкольных образовательных учреждений не можем оставаться сторонниками наблюдателями.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка. Именно поэтому свой выбор мы, воспитатели: Т.А.Ермоленко, Г. М. Исаева остановил на теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Что же входит в понятия «гражданство» и «патриотизм».
* Гражданство - это принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.
* Патриотизм - в переводе с греческого означает соотечественник, родина, отечество. А по отношению к человеку - чувство принадлежности к Родине, Отечеству, стране, где он родился, и ее гражданам; любовь к Отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.
Работу по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» начали с поиска методической литературы, определения системы и последовательности работы по данной теме. Мы считаем, что начинать всю работу нужно с воспитания привязанности ребенка к своей семье, со знакомства с историей возникновения родного города Тарко - Сале, с его достопримечательностями, расширения представлений о могучей Родине -России и просто необходимо ознакомление с государственными праздниками.
Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделили основные педагогические задачи по формированию у детей патриотических чувств.
Задачи:
- учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
- познакомить боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к защитникам на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- обогатить знания детей о науке и космосе;
- дать знания детям о Российской армии, воспитывать желание быть храбрыми, сильными;
- посеять и взрастить в детской душе семена любви и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага;
- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с историей города, с его достопримечательностями;
- воспитывать любовь, гордость к Родине, познакомить с символами государства, с историей Москвы;
- на основе расширения знаний воспитывать уважение к людям труда - хлеборобам, хлебопекам. - обобщить и систематизировать знания о хлебе, процессе его выращивания и изготовления;
- воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Для решения этих решения задач созданы следующие условия:
- в ДОУ имеется кабинет изобразительной деятельности, музыкальный зал, центр геральдики в холе ДОУ, где размещен макет Кремля, физкультурный зал, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены;
- осуществляем тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре;
- обозначили систему и последовательность работы по формированию у детей гражданственности, чувства любви к Родине;
- разработали тематический план по темам: «Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине», «Защитники России, древней Руси» посредством содружества с воспитанниками кадетского класса «Патриот» МОУ ТССШ № 2 (подготовительная группа);
- преемственность дошкольников с воспитанниками кадетского класса «Патриот» МОУ ТССШ № 2;
- сотрудничество с родителями;
- в группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
o оборудовали центр «Моя Родина - Россия»;
o подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;
o изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Мой Ямал», «Государственная символика России», «Пуровский район», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», «Мой старший друг - кадет»;
o оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
o подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
o тематические выставки в ДОУ, в группе, разработали конспекты досугов «Служу России», «Они сражались за Родину», «День МЧС России», «Великое воскресенье», «Космические дали» и др.;
o используем информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиопроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).
Во время подбора нужных материалов к мероприятиям учитываем индивидуальные способности каждого ребенка, использовали следующую методическую литературу:
Базисная программа:
- «Истоки» Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Методические пособия:
- «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской;
- «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова;
- «Патриотическое воспитание ДОУ» А.Н. Писарева;
- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина.
Ознакомление с темой: «Защитники России, древней Руси» осуществляем через содружество с воспитанниками кадетского класса «Патриот» МОУ ТССШ №2. В тематический план включили совместные мероприятия со старшими друзьями - кадетами.
Наши основные принципы работы с дошкольниками.
1. Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
2. Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип индивидуального подхода к детям - патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
4. Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
6. Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
8. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии:
• личностно - ориентированный подход к детям;
• личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);
• интегрированная система;
• здоровьесберегающие технологии;
• игровые методы и приемы.
При подготовке к занятиям придерживаемся таких видов мотивации:
* социальной - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
* содержательной - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;
* прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является формирование у ребенка чувства языка. Прежде чем учить детей, мы взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи.
- Правильность - соответствие речи языковым нормам.
- Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.
- Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
- Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
- Выразительность - особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.
- Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
При строгом соответствии содержания речи взрослых, которые окружают детей, дома и в детском учреждении, постоянном совершенствовании качества речи будет осуществляться развитие правильной речи у дошкольников и приобщение ребенка к родному слову.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей. Сотрудничество с семьей осуществляли в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребенка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Дети с большим интересом рассказывали об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывало у воспитанников сильные эмоции, заставило сопереживать.
Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи - это счастье и благополучие всего народа, государства.
В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.
Одним из ярких мероприятий с участием родителей стало занятие - досуг: «Мой любимый город». С особой важностью дети и родители вели подготовку данному мероприятию. Нарисовали рисунки для выставки: «Мое любимое место в городе», оформили дидактическую игру: «Улицами города», выучили стихи, песни. На занятии спели песни, прочитали стихи, вместе с родителями поучаствовали в викторине: «Из истории Тарко - Сале», в игре: «Назови улицы родного города». Праздник завершился клятвой - дети пообещали беречь, любить город и вырастать достойными гражданами своего города.
Особую значимость имеет ознакомление с темой: «Защитники России, древней Руси», которая реализуется через сотрудничество с воспитанниками кадетского класса МОУ ТССШ №2 «Патриот». Кадеты познакомили детей с историей возникновений кадетских классов, их значимостью, рассказали кто такой кадет, кто может стать кадетом. Дети, с большим интересом, слушали рассказы. Девизом для детей стали такие слова: «Чтобы кадетами стать, нужно смелыми и добрыми вырастать». Ребята с нетерпением стали ждать минуты встреч со старшими друзьями - кадетами. Вместе были рассмотрены иллюстрации о родах войск, выучены песни: «Идет кадет по городу», «Наша армия». Стихи о папе, об армии, изготовлены элементы военной формы вместе с кадетами и родителями: береты, пагоны, галстуки, оформлена дидактическая игра: «Оружие России, оружие древней Руси» рисование рисунков для выставки: «Наша армия», «Мой папа солдат». И вот наступил праздник, посвященный дню Российской армии. В зал вошли папы, дедушки, братья и старшие друзья - кадеты в парадной военной форме. Под исполнение детьми и родителями Гимна Российской Федерации воспитанником группы и воспитанником кадетского класса был внесен флаг Российской Федерации.
Кадеты показали строевую подготовку, элементы рукопашного боя, разбор и сбор автомата, спели песню «Маруся». Дошколята посостязались в силе и выносливости в игре: «Донеси пакет до назначения», проявили знания в игре: «Оружие России, древней Руси». Минутой молчания почтили память погибших воинов Российской федерации в Афганистане и горячих точках России. Дети дали обещание любить Родину.
На празднике «Великая Пасха» отец Илья рассказал о значении праздника, прокомментировал фотографии – слайды. Ребята прославили великое воскресенье песнями, стихами, пасхальными играми. Ко Дню МЧС России был проведен досуг совместно с инспекторами пожарной охраны и родителями. Вместе закрепили правила пожарной безопасности, рассмотрели спец - одежду пожарных, фото с мест пожара. Поздравили гостей песнями, стихами, частушками.
Вместе с родителями ребята участвовали в параде Победы. Рассказали стихи, рассмотрели картину «После боя», спели песню «День Победы». На праздник была приглашена ветеран труда нашего города Раиса Григорьевна Сидоренко, со слезами на глазах она рассказала о своей жизни в годы Вов. Воспитанники Вероника, Дима, Маша рассказали о подвигах своих прадедушек и прабабушек в годы ВОВ, показали медали за боевые заслуги. Никто из детей и присутствующих в зале, взрослых не остался равнодушным от этого праздника, чувство заполнило души детей, а во время прослушивания песен на тематику о ВОВ, на глазах появились слезы. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь», дети еще долго делились своими впечатлениями.
В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, оформили выставку рисунков «Космические дали», конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно - ролевую игру «В космос». Прослушали стихи, рассказы, просмотрели фото – презентацию.
У детей появились не только представления об их городе и стране, в котором они живут, но и возникает чувство их сопричастности к важным происходящим событиям, расширились представления о государственных праздниках Дети стали намного добрее, вежливее, с еще большим уважением стали относиться к взрослым, к друг - другу.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» - эти замечательные слова К. Д. Ушинского стали основой в нашей работе.
Мы восторгаемся своим великим и могучим Отечеством, в котором растут и наши дети. И с большой уверенностью говорим, что все знания, которые мы дали детям вызвали у них чувство достоинства, чувство восторга, гордости за свою Родину Россию.
Это ты моя Русь державная,
Моя Родина православная!
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…
И. Никитин
Тематический план по теме: « Защитники России, древней Руси» посредством содружества с воспитанниками кадетского класса «Патриот» МОУ ТССШ№2
ТЕМА
|
МЕРОПРИЯТИЯ
|
ЗАДАЧИ |
Сроки выполнения. |
«Будем Армии служить» |
Занятие-досуг, беседы, рассматривание, иллюстраций, заучивание поговорок, пословиц, песен, отгадывание загадок, изготовление открыток для пап, элементов военной формы (пагоны), п\и: «Кто быстрее?», игра «Мы - моряки».
|
Воспитывать уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества, формировать представления о форме, оружии, технике Российской армии. |
1 неделя февраля |
«Защитникам Родины славу поем»
|
Чтение рассказа«Тан-кисты», заучивание стихотворения «Пограничники» С.Маршака, пословиц, дидактические. игры. Викторина: «Наша армия». Выставка рисунков и поделок на военную тематику. Изготовление альбома: «Мой папа-солдат».
|
Формировать интерес к различным родам войск: моряки, пехотинцы, пограничники, танкисты, мотострелки. |
2 не 2 неделя февраля |
«Защитники Древней Руси» |
Рассматривание картины «Три богатыря» В. Васнецова. Чтение рассказа « Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», изготовление дидактической игры «Оружие».
|
Расширить представление детей о защитниках древней Руси – богатырях их оружии, военной одежде.
|
3 неделя февраля
|
Праздник с кадетами и родителями: «День защитника Отечества» |
Игры-эстафеты: «Донеси пакет», «Оружие России, оружие старой Руси», пение гимна Российской федерации, песни «Наша армия», чтение стихов о папе, армии. Слушание песни «Маруся» в исполнении кадетов, просмотр фото – слайдов. |
Вызвать желание у детей быть похожими на сильных и смелых воспитанников кадетского класса «Патриот», на мужественных, российских воинов. |
4 не 4 неделя ф февраля |
Тематический план по теме:
«Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к Родине»
Тема
|
Содержание |
Мероприятия |
Задачи |
«Я и моя семья» (сентябрь 2 неделя) |
Отгадывание загадок о семье, исполнение песни «Семья», рассматривание альбомов, чтение рассказа Л. Толстого «Дед и внучек». |
Пальчиковая игра «Моя семья», выставка рисунков на тему: «Моя семья», чтение стихотворений, заучивание пословиц, изготовление семейного древа. |
Расширить представления о своей семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, учить составлять рассказ о своей семье, прививать любовь к членам семьи. |
«Я люблю свой детский сад» (сентябрь 4 неделя) |
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду. Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) |
Экскурсия по улице, составление схемы «Я иду в детский сад», экскурсия по детскому саду, по территории. |
Формировать представления о профессиях: повар, воспитатель, медсестра, заведующий, помощник воспитателя, сторож, дворник их труде. |
«Улицами родного города. Пуровский район» (октябрь) |
Рассказ воспитателя об истории Тарко – Сале (месторасположения, особенности застройки). Рассматривание карты города, иллюстраций 1932 года, 2010года. Слушание стихотворений писателей Пуровского района, знакомство с символикой города, района. |
Экскурсия по городу. Оформление уголка, папки «Мой город». Проведение досуга вместе с родителями: «Мой город». |
Расширять знания о городе Тарко-Сале, познакомить с историей, символикой города и района, Прививать любовь к малой Родине. |
«Наша Родина – Россия». (октябрь 1 -2 неделя) |
Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина»., беседа о символах России, рассматривание карты России, народные игры, стихи , песни. |
Выставка рисунков на тему: «Моя родина – Россия», заучивание гимна Росси. |
Закрепление знаний о государственных символов, формирование простейших географических представлений о стране. |
«Москва - столица нашей Родины» (ноябрь 3-4 неделя). |
Рассматривание макета кремля. Рассказ об основании Москвы. Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва». Слушание песен о Москве |
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля». Оформление стенда
|
Познакомить с историей Москвы, закреплять понятия « Москва- главный город России», «столица России», «сердце России» |
Конституция (декабрь) |
Беседа о Конституции. Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка, Д. Родари «приключение Чиполино»(беседа о справедливости сказочного государства). |
Выставка поделок «Руками детей и родителей», оформление стенда: «Права ребенка».
|
|
«По Новогодней карте» (январь 3 неделя) |
Беседа о православных праздниках. Рассказ о Рождественских, крещенских обычаях
|
Показ вертепа* со сценами рождения Христа. Беседа о празднике «Рождество-Христово», «Крещение». Выставка рисунков. |
Формировать представление о православных праздниках: «Рождество-Хистово», «Крещение», их символах и обычаях. |
«Сильны и могучи Богатыри славной Руси» (К Дню защитника Отечества) (февраль) |
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Микки-те Селяниновиче, Никите Кожемяке. Беседа об оружии, одежде богатырей Руси и о защитниках России. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость -города берет», «Тот |
Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества». Изготовление подарков папам и дедушкам. Встречи с кадетами, праздник «День защитника Отечества вместе с папами и воспитанниками кадетского класса «Патриот» ТСШ №2. Просмотр видеофильма «Сын полка». Выставка рисунков: |
Формировать интерес к различным родам войск; дать знания о российской армии, о кадетах, вызывать желание быть похожими на кадетов, российских воинов. |
|
герой, кто за Родину горой» и др.)
|
«Российская Армия», оформление альбома: «Мой папа в армии служил». Заучивание стихотворений, песен, чтение произведений. |
|
«Моя мама - лучше всех» (март) |
Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение). Рассматривание фотографий «Мама». Рассказы детей о своих мамах. Чтение стихов и пение песен о маме.
|
Оформление стенда: «Моя мама» Изготовление подарков для мам (открытка 8 марта) Беседа на тему: «Профессии мам». Праздник: «Мамочка моя». |
Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, побуждать помогать, жалеть, говорить ласковые слова. |
«Путешествие в космические дали» (апрель) |
Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). Пословицы и поговорки о космонавтах Рассматривание картин «Луноход», «Старт» А. Леонов,
|
Спортивное развлечение «Мы — космонавты». Конструирование космического корабля Выставка рисунков на тему: «Космические дали». |
Воспитывать чувство гордости за страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе. |
«Этот День Победы» (май) |
Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Рассматривание картины «После боя»
|
Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда: «Награды прадедушек, прабабушек». Выставка рисунков: «Они сражались за Родину». Развлечение: «Парад Победы». |
Расширять знания о мужестве воинов и юных героев в годы великой Отечественной войны. |
(Для запуска фотогалереи нажмите на одну из фотографий)
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf