Социализация личности дошкольника как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе |
чт., 08.09.2011 |
Автор:
Макеева Светлана Сергеевна –
директор МАДОУ «Детский сад № 37»
г.Тобольска
Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению, повышение негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей.
Значимость данной проблемы обусловлена активными инновационными процессами в социальной и политической жизни страны, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности ребенка, его разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе.
В психолого-педагогической практике, до недавнего времени, многие родители и педагоги считали, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы. Они также были убеждены, что достижение ребенком 6-7 летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к требуемому уровню школьной зрелости. Однако осознание обществом того факта, что поступивший ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития, который необходим для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности и подготовки к школьному обучению.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным. Начало вхождения ребенка во взрослую жизнь связано с поступлением его в школу. Начало обучения в школе, переход от домашних условий и условий детского сада к систематической учебе всегда представляло для ребенка серьезную психологическую нагрузку, а в настоящее время у многих детей вызывает состояние, которое ряд авторов называют школьным стрессом.
Говоря о школьных трудностях детей, об их неготовности к школьному обучению и о попадании их в стрессовые ситуации, необходимо обратиться к анализу социальной ситуации развития детей на предыдущем возрастном периоде, т.е. на этапе дошкольного детства. При этом необходимо учитывать, что основу социальной ситуации развития составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в ней. Именно социальная сфера дошкольника становится источником взаимоотношений ребенка с окружающими, и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения, значимых для него других.
Для успешного обучения и вхождения ребёнка в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку. Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение есть начало важнейшего процесса социализации личности. Приобретенный социальный опыт позволит ему в новых условиях (в школе) избежать психоэмоционального напряжения, ведущего к отклонениям в физическом и психическом здоровье.
Анализ причин школьных трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных форм, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность во взаимосвязи с факторами развития организма ребенка.
Задача социализации личности дошкольников является одной из годовых задач нашего учреждения. Ее решение осуществляется путем приобщения дошкольников к социальному миру, введение в педагогический процесс игр и упражнений по социализации и формированию социальных навыков у дошкольников.
Внедрение данного направления осуществляется по двум направлениям:
1.Первый блок направлен на взаимодействие с родителями: педагоги знакомят родителей с типами отношений к ребенку в семье, которые могут служить причиной формирования его социальной неуверенности, предлагают родителям ряд игр и упражнений, которые помогают в овладении умением понимать своего ребенка, его потребности, интересы. Важной частью работы стало создание традиций и воспитание семейного самосознания (летопись семьи, ведение фотоальбомов, дневников наблюдений за успехами детей и родителей).
• анкетирование (методика диагностики уровня невротизации по Л.И. Вассерману, опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина);
• Тренинг креативности «Социально-психологический принцип эффективного взаимодействия»;
• семинары: «Семья глазами ребенка», «Эмоциональное благополучие семьи», «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»;
• лекции: «Нарушение семейного воспитания - причины нарушения
поведения детей», «Особенности современной семьи».
2.Второй блок практический - внедрение системы игр и упражнений, направленных на овладение коммуникативными умениями и навыками, преодоление трудностей во взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми, эмоциональное сближение и создание коллектива.
Система коммуникативных игр построена на формах вербального и невербального общения, установления контактов сначала через предмет, а затем непосредственно. В систему игр также включены утренние и вечерние ритуалы (традиции). Утренние организовываются в виде коллективного приветствия, передачи настроения и установление эмоционального контакта. Вечерние – в форме прощания, закрепление позитива прожитого дня. Данные игры и упражнения используются на прогулке, в помещении, на детских праздниках и развлечениях.
По итогам промежуточной диагностики достигнуты первые результаты деятельности: показатели степени сформированности школьно-значимых функций по психологической готовности ребенка к школе повысились до умеренно-высокого развития: 66 % будущих выпускников уже имеют показатели личностного и социально-эмоционального развития выше среднего. |
Теоретическое и практическое обоснование нашей деятельности по социализации личности дошкольников, позволяет говорить нам о достижении положительной динамики в обеспечении психофизиологической подготовки детей к школе, сделать выводы о создании условий в ДОУ для успешной социализация наших воспитанников,
В настоящее время, в дошкольных образовательных учреждениях организуется ряд мероприятий по взаимопосещению дошкольного и начального звена образования с целью облегчения адаптации детей. Но часто не учитывается тот фактор, что современные родители обладают правом выбора школы для обучения своего ребенка. Таким образом, в один класс попадают лишь 30% детей подготовительной группы, а то и вовсе 3-4 ребенка. Дошкольники оказываются в незнакомом коллективе сверстников, появляется необходимость в построении новых взаимоотношений, острая потребность в самоутверждении себя.
Степень готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно-значимую и общественно-оцениваемую деятельность (Д.Б. Эльконин).
Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только усвоению знаний, но и к кардинальной перемене всего образа жизни.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf