Использование арт-терапии на логопедических занятиях по развитию речевой компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи

  сб., 30.04.2022

Автор:

Ровнова Ксения Эдуардовна

учитель-логопед

МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка"

Одно из главных средств общения человека – речь. Как сложное психическое образование, речь имеет сложную структуру, каждый компонент которой несет определенную функцию.  Коммуникативная функция речи направлена на сообщение другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. У детей с ОНР происходит нарушение формирования всех сторон речи, что обуславливает низкий словарный запас, аграмматизмы, нарушение звукопроизношения, и препятствует формированию речевой компетентности.

Анализ теоретико-методологической базы позволил определить, что речевая компетентность – это умение ориентироваться в различных  ситуациях общения, способность использовать вербальные (речевые), невербальные (мимика, жесты, движения) и интонационные  средства общения (А.П. Сковородников, К.Ф. Седов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.). Характерной чертой коммуникативной компетентности являются качества, позволяющие говорящему самому создавать средства и способы достижения собственных целей.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи – адаптация и интеграция в социуме, основным фактором реализации которых является речевая компетентность в пространстве взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для дошкольного возраста характерна особая чуткость к языковым явлениям, интерес  к осмыслению речевого опыта, общению, что делает данный период наиболее благоприятным для овладения речевой компетентностью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речевой компетентности ребенка – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса детского сада.

В процессе общения речевая компетентность реализуется в умении ориентироваться и учитывать особенности своего собеседника. Основой речевой компетентности является сформированность адекватного образа сверстника, включающий познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Современный метод психологической коррекции и психотерапии, сочетающий  в себе невербальный и вербальный способ общения – арт-терапия. Данный метод является важным инструментом при оказании психологической помощи детям, имеющим различные нарушения в развитии. На логопедических занятиях арт-терапия является инновационным нестандартным методом работы с детьми с речевыми нарушениями, что обуславливает актуальность использования данного метода.

Как показывает мой личный опыт, использование арт-терапевтических средств на логопедических занятиях позволяет создать благоприятный эмоциональный  фон, познакомить ребенка с различными сенсорными эталонами,  способствует усвоению некоторых лексических и грамматических категорий, развитию  графомоторных навыков, с помощью арт-терапии можно познакомить ребенка с различными эмоциями. Для детей дошкольного возраста, по-моему мнению, очень важно не только развивать нарушенные функции, но и создавать условия для формирования сенсорного опыта, ведь именно в возрасте 3 – 7 лет происходит созревание второго (функционального) блока мозга, который отвечает за восприятие (зрительное, тактильное, слуховое и т.д.).

Арт-терапию я использую во время коррекционно-развивающей образовательной деятельности для формирования и развития различных компонентов речевой деятельности и  как дополнительное средство, которое позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Использование приемов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе, как показал мой опыт, дает хороший образовательный эффект, так как краски, тесто, пластилин и другие материалы всегда вызывают повышенный интерес  у детей. Во время работы у дошкольников развиваются познавательные функции, моторика, улучшается предметно-игровая деятельность, что оказывает положительное влияние на развитие речи детей.

Приемы арт-терапии, применяемые в коррекционной работе с детьми с ОНР на логопедических занятиях:

1.  Изотерапия – вид арт-терапии, позволяющий развивать не только изобразительные навыки ребенка, но и связную речь, графомоторные навыки, лексический и грамматический строй речи. Изотерапию можно использовать с детьми разных возрастов. Процесс рисования, представляющий собой совокупность актов мелкой моторики, помогает  в развитии психических процессов, которые необходимы для речевого развития. Замечательным дополнением к изотерапии являются сенсорные коробочки, позволяющие погрузить детей в атмосферу занятия.

Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и несформированность речи:

- игры на развитие диафрагмального дыхания («Волшебное дерево»);

- развитие фонематического слуха и восприятия  («Разноцветные звуки», «Кто в домике живет»);

- развитие лексико-грамматического строя речи («Чего не стало», «Что нарисовали», «Какой, какая, какие», «Дорисуй», «Нарисуй наоборот»);

- развитие пространственных отношений («Далеко – близко»);

- развитие интонационной стороны речи («Нарисуй эмоцию», «Разноцветные лестницы»);

- развитие связной речи («Нарисуй и расскажи», «Дорисуй сказку»);

- развитие речевой компетентности («Нарисуй настроение друга», «Разноцветный город» (выполняется в группах), «Наш мир» (создается с помощью красок эбру); «Расскажи-ка» (составление текста по рисунку, выполняется в групповой форме)).

2. «Тестопластика» и «Пластелинопластика» – виды арт-терапии, нетрадиционная логопедическая технология. Пластилин и тесто – очень интересный материал особенно для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Создавая различные предметы, рисуя пластилином, дети лучше узнают окружающий мир, выражают себя.

Работа с пластилином и тестом помогает развивать мелкую моторику рук: катание колбасок, шариков, размазывание пластилина –  расширять словарный запас и грамматический строй, а именно знакомиться с цветами,  структурами (твердый, мягкий, гладкий), совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, например, составляя рассказ со слепленным героем.

3. Песочная терапия – вид арт-терапии; игра с песком, которая способствует развитию сенсорных и моторных навыков, тактильно-кинестетической чувствительности, мотивации к коммуникации, связной речи, лексико-грамматического строя речи.

 Логопедические игры с песком, способствующие преодолению речевых нарушений:

-игры, направленные на развитие диафрагмального дыхания («Вьюга», «Найди что спрятано», «Прятки», «Две дорожки»);

- игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия;

- игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи («Чего не стало», «Подбирай, называй, запоминай», «Дорисуй»);

- игры, направленные на формирование и развитие слоговой структуры слова («Дорожка»).

Данные игры и упражнения являются нестандартной формой работы, вовлекают детей в процесс практической деятельности. Устраняя нарушения и развивая все стороны речи, мы формируем предпосылки, которые являются основой для становления коммуникативной компетентности.

Источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. –  М. : Просвещение, 2013. 26 с. –2020. – №8. – С. 93–96.
  2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий : (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва : ИКАР, – 2010. – С. 446.
  3. Гурдаева, Н.А Изотерапия в работе учителя-логопеда / Н.А. Гурдяева, Г.Н. Кобякова // Современное педагогическое образование.
  4. Здор, Е.В. Пескотерапия как средство развития речи детей / Е.В. Здор, Чистобаева А.Ю. // Наука и современность – 2014. – 2014, – С.48–51.
  5. Кириллова, М.К. Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством арт-терапии / М.К. Кириллова, Ю.О. Новгородова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.  – 2016. – №2. – С.36–41.
  6. Краснова, Т.Н. Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитие речи / Т.Н. Краснова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №65-3. – С.33-35.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009300

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 485
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.