Что такое Алгоритмика? «Путешествие в сказочный город»

  вт., 28.09.2021

Автор:

Тюленева Инна Никитична

воспитатель

структурного подразделения МАОУ Московской СОШ

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством, от элементарного конструирования постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам, которые требуют программирования.

Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в столь раннем возрасте.

Программа – это план будущей деятельности. Программа есть, а средств выразить этот план в какой-то материальной форме у ребенка нет.

Если ребенку дать новую игрушку с пультом управления. Объяснить, как устроена игрушка, какие кнопки есть на пульте и какую задачу управления игрушкой нужно решить, то ребенок окажется способным не только решить задачу методом проб и ошибок, но и объяснить еще до начала решения, какие кнопки на пульте управления и в какой последовательности он будет нажимать, чтобы достигнуть намеченной цели.

Алгоритмика– это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция». Работа в команде развивает коммуникативные способности. Повышают мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.

В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.

Для развития у детей алгоритмического мышления существует множество пособий и игр, таких как: «Пиктомир», «РобоМышь», «Занимательные алгоритмы», Мини робот «Пчелка BeeBot» и т.д.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

1. Набор «Занимательные алгоритмы» разработан Лабораторией игровых технологий (ЛабИгр.рф) специально для проведения конкурсного этапа соревнований ИКаРёнок под названием «Путь домой». Это деревянный набор, который содержит:

- рабочее поле;

- две линейки для написания алгоритмов;

-  квадратики для составления задачи;

- пиктограммы для составления алгоритмов;

- двух Лего-человечков.

Необходимо составить алгоритм движения Лего-человечка по клеточкам до Дома,  используя пикторгаммы: вперед, влево-вправо и цифры, обозначающие количество шагов. Обратите внимание, что человечек движется располагается по ходу движения. При повороте человечек не передвигается вперед, а разворачивается на своем месте на 90о.

Предлагаю вам сейчас почувствовать себя участниками соревнований ИКаРёнок и пройти «Путь домой», огибая все препятствия.

Выберите, пожалуйста, человечка, которому вы будете давать команды. Для каждого человечка определен свой Старт, а Дом у них общий. Каждую свою команду вы можете сопровождать действием человечка.

Это более простой вариант составления алгоритма. Для того чтобы усложнить процесс, нужно сначала составить алгоритм, а затем его пройти человечком.

Варианты алгоритма могут самые разнообразные, дойти до забора или спрятаться от волка, главное, чтобы хватило длины линейки (двух).

2.Программируемый мини робот «Пчелка BeeBot» прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей старшего дошкольного возраста. Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн, в виде  пчелки со сложенными крыльями. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Эта игрушка соответствует требованиям безопасности, имеет эстетичный внешний вид, отвечает психолого-педагогическим требованиям к играм и игровому оборудованию.

На спинке «пчелы» расположены элементы управления роботом.

Если Вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», «пчела» отодвигается на один шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°» пчёлка не продвигается на плоско­сти, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота.

Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить», иначе пчелка запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт». На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4 роботов.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-bot  используются специальные тематические коврики:

Коврик «Остров сокровищ», «Цвета и формы», «Ферма», «Город», «Лабиринт».

 

Я уже написала самую простую программу передвижения пчелки и предлагаю вам посмотреть, что из этого получилось

Ассортимент игровых полей-ковриков регулярно пополняется, кроме того, игровые поля можно создать самим в зависимости от цели занятия или интересов детей.

3.Следующим более сложным этапом является среда программирования и сам компьютер. В современном мире дети достаточно рано знакомятся с компьютерами и знают, что собой представляет мышка, клавиатура, монитор, как включать и выключать компьютер, как открывать нужную программу. Сначала ребенок знакомится с программной средой и блоками, которые означают то или иное действие робота, а затем, подобрав нужные блоки, «пишут» программу для конкретного робота.

Список литературы:

Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, И.Б.

Кушнеренко А.Г. , Леонов А.Г, Ройтберг М.А. Статья: «Знакомим

дошкольников и младших школьников с азами алгоритмики с помощью систем ПиктоМир и КуМир» (А.Г.Кушниренко, А.Г.Леонов, М.А.Ройтберг).; http://mo-info.ru/images/piktomir kumur/azy algoritmiki.pdf

Кушниренко А.Г.., Рогожкина И.Б., Леонов А.Г.»Пиктомир: Пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников); http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2012 09 25.html

Рогожкина И.П. «Пиктомир: дошкольное программирование как опыт

Продуктивной интеллектуальной деятельности»;

http://vestnik.yspu.org/releases/2012 2pp/09.pdf

Программы: Рогожкина И.Б.Легкий способ заинтересовать ребенка и развить его способности. Умные задачи для детей от 5 до 9 лет. Учебное пособие, М.: Издательство «Альянс Медиа Стратегия»

Интернет ресурсы:

algoritmika_na_sayt.doc

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/366957-programma-algoritmika-dlja-doshkolnikov

Дополнительные материалы по Алгоритмике и ПиктоМиру М. Ройтберга http://ege-go.ru/, в блоге А. Левенчука http://ailev.ru/ и блоге И. Рогожкиной «Родители по-умному»

 www.wiseparents.ru.

 raormail@gmail.com

urok@1sept.ru

doshkolnik@list.ru

ulibka@lbt.yanao.ru

 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008616  скачать >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 89762
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.