Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии

  вс., 04.07.2021

 Автор:

Чепелюк Наталья Николаевна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад №40 —

Центр развития ребенка" г.Тобольск

Воспитание — дело трудное, и  улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более  важного, как образование самого себя и своих близких. Сократ

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Психологи считают, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно-ориентированного обучения.  Считается, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше.

 Для того чтобы повышать качество дошкольного образования необходимо обновлять его содержание. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Современный воспитатель – это специалист занимающийся поиском новых путей и методов работы с детьми, занимающийся самообразованием. Педагогу по-прежнему важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький спектакль.

 Работая с детьми, я поняла: творчество оказывает благоприятное влияние на их эмоциональное состояние, является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Работая с детьми,  убеждаешься в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям испытывать  положительные эмоции. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином — «пластилинография» или «пластилиновая живопись». Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой.

С помощью этой техники дети открывают еще больше возможностей для выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом. В пластилиновой живописи пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом ручки ребенка. Эта техника позволяет работать с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, развивая их и вовлекая в творчество.

        Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют: 

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

- развитию воображения, творческих способностей;

-развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление;

-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;

-реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.

Прежде чем применить эту технику в своей работе я изучила различные авторские подходы в данном направлении (Е.А.Румянцева, И.А. Лыковой, Г.А. Лебедевой). Исследователи считают, что техника пластилинографии хороша тем, что кроме художественного вкуса и пространственного изображения, она влияет на мелкую моторику, то есть при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.

Работа по обучению дошкольников данной технике ведется поэтапно:

     I этап – подготовительный - дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарик между двумя пальцами, надавливать на пластилин, затем размазывать подушечкой пальцев от центра к краям контура, работать на ограниченном пространстве. Рисование пластилином начинается с простых картинок и постепенно переходит к созданию более сложных. В процессе работы, дети учатся пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы, знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму), познают основные правила: при работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

      Темы занятий берутся самые простые, позволяющие детям освоить и закрепить основные приемы данной техники. Например, тема «рябиновая веточка», где детям давалось изображение дерева и предлагалось «вырастить» на нём яблоки. Дети отщипывали маленькие части от пластилина и прикрепляли к листу картона.

II этап - дети учатся размазывать пластилин от центра к краям контура, не выходить за контуры рисунка. Дошкольники изучают приемы смешивания одного цвета с другим: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Этот процесс особенно привлекает детей, так как они очень любят экспериментировать. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, ребята осваивают различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов,

III  этап - дети учатся самостоятельно решать творческие задачи, находить  рисунок для работы и создавать сюжетную композицию, используя в работе все освоенные приемы. На этом этапе работы я не мешаю детям в создании рисунка, не навязываю свои варианты выполнения, а просто стараюсь помогать  творческому процессу. 

Необходимо отметить, занятия по данной технологии проходят в игровой форме – путешествия в мир «Пластилинографии». Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и необычного для ребенка.

         Одним из наиболее важных условий развития творчества является взаимодействие педагога и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся консультации «Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилинографии на развитие детей», проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина», красочно оформлены памятки по работе с пластилином. Были созданы выставки совместных работ детей и родителей «лес осенью», «Сюрпризы нового года» и др.

Таким образом, работая в этом направлении, я убедилась в том, что занятия пластилинографией способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей, помогли развить мелкую моторику пальцев рук. Дети ушли от привычных  образов, работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию. У детей выработались такие качества как трудолюбие, усидчивость, они научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством.

 

Введение занятий по  пластилинографии в образовательный процесс позволило развить художественно-творческие способности детей, сформировать интерес к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью, интерес к различным материалам и желание  экспериментировать с ними.  

Список использованной литературы:

1. Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. - М.: Скрипторий, 2000. - 67с.

2. Горичёва В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Издательство «Академия развития», 2006. - 192с.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Простые поделки из пластилина / Екатерина Румянцева. - Москва : Айрис-пресс, 2009 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). – 137с.

  

«Свидетельство о публикации в СМИ» 0008472

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 286
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.