Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации

  сб., 05.06.2021

Автор:

Подольная Светлана Васильевна,

заместитель заведующего

МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск, ЯНАО

 

В последнее время   в нашей стране все больше внимания стало уделяться  детям с особыми возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с  психическими, физическими, интеллектуальными  недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о  возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.

     Нахождение таких детей в дошкольном образовательном учреждении – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с ФЗ «Об образование в Российской Федерации».

С увеличением количества детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях педагогам приходится  переосмысливать  сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять  наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В нашей дошкольной образовательной организации функционирует 23 группы, всего 546 воспитанников, из них 50 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (9%). Среди воспитанников с ОВЗ присутствуют дети с нарушениями речи - 35/6% и когнитивными нарушениями (задержка психического развития) – 15/3%.

Инклюзивное образование в МАДОУ «Синеглазка»  представлено следующими направлениями:

  • Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • Группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
  • Группа комбинированной направленности – дети с тяжелыми нарушениями речи и дети возрастной нормы;
  • Группа комбинированной направленности – дети с задержкой психического развития и дети возрастной нормы;
  • Логопедический пункт – дети с нарушением устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков);
  • Служба ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законным представителям). Службу ранней помощи посещают 15 детей. 13 детей,  посещающие Службу ранней помощи, имеют статус «ребенок-инвалид»;

Содержание образовательного процесса в МАДОУ «Синеглазка» определяется: Основной образовательной программой дошкольного образования – группы общеразвивающей направленности, группы комбинированной направленности (дети возрастной нормы); Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи – группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития - группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития; Адаптированной образовательной программой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего общее недоразвитие речи – группа комбинированной направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи); Адаптированной образовательной программой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего задержку психического развития - группа комбинированной направленности (дети с задержкой психического развития).

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ разработана дополнительная образовательная программа для детей.

На каждого ребенка - инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида, включающая   обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком – инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка – инвалида  и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.

Доступная среда МАДОУ обеспечивает:

- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Общая численность педагогических работников в учреждении  – 51 человек (кроме специалистов  психолого-педагогического сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога). Из них 46/90% воспитателей и 5/10% узких специалистов (3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре). В группах комбинированной и компенсирующей направленности работает 8 воспитателей, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование 12 педагогов (100%), аттестованы на высшую квалификационную категорию – 3 педагога (25%), на первую квалификационную категорию – 9 (75%).

Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществляют: 2 педагога-психолога на 50 воспитанников с ОВЗ, 1 учитель – дефектолог  на 15 воспитанников с ОВЗ, 3 учителя – логопеда на 50 воспитанников с ОВЗ.

Система психологического сопровождения включает в себя:

1. Психологическое сопровождение детей:

1.1 Организация и проведение психодиагностической работы:

* диагностика детей младших групп в период адаптации;

* диагностика детей подготовительных групп: исследования уровня готовности к школе;

* диагностика детей в соответствии с задачами мониторинга;

* диагностика детей, оказавшихя в сложных жизненных ситуациях по запросам родителей (законных представителей);

* диагностика эмоционально – волевой сферы детей по запросам родителей (законных представителей).

1.2 Организация и проведение развивающей и психокоррекционной работы с воспитанниками:

* развивающие занятия в сенсорной комнате;

* групповые развивающие занятия с детьми  старших и подготовительных групп по подготовке к школе;

* индивидуальные коррекционные занятия с детьми по запросам родителей (законных представителей).

2. Психологическое сопровождение педагогов.

2.1 Организация и проведение психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

2.2 Организация и проведение диагностики педагогического коллектива;

2.3 Организация и проведение профилактической работы.

3. Методическая работа.

4. Работа с родителями:

4.1 Организация и проведение консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей;

4.2 Организация и проведение диагностики детско- родительских отношений;

4.3 Организация и проведение профилактической работы.

В МАДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель и задачи  реализации инклюзивного образования в образовательной организации

Цель: Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

1.Расширение вариативных форм дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям - инвалидам.

2.Создание социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.

3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в систему социальных отношений.

4. Формирование  системы мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам дошкольного образования детей в условиях инклюзивного образования, активное включение их в образовательную деятельность

Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации основывается на трех компонентах: организационном, содержательном и ценностном. Организационный компонент включает в себя нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, кадровое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами. В учреждении введены: командные формы работы; проектные формы организации коррекционной образовательной деятельности; формы согласования интересов всех участников образовательного процесса. Определена структура управления инклюзивным образованием:

- Педагогический совет;

- Управляющий совет;

- Психолого-педагогический консилиум.

Содержательный компонент включает программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе,  детей – инвалидов и их семей. Система коррекционного обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, используются современные образовательные технологии деятельностного типа, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ценностный компонент предполагает развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними.

Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации предусматривает:

- диагностику индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

- междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута;

- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание инклюзивного образования  реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активные действия в специально организованной предметно-пространственной среде;

- совместная деятельность в микро - группах с другими детьми;

- фронтальные занятия;

- детско-родительские клубы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Результаты реализации инклюзивной практики:

- Разработана нормативно-правовая, программно-методическая база организации инклюзивного образования в МАДОУ «Синеглазка»;

- расширены и апробированы вариативные формы дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям – инвалидам;

- разработана модель организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей - инвалидов, в условиях инклюзивного образования;

- создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда в МАДОУ «Синеглазка»;

- внедрены эффективные командные формы работы с учетом интересов всех участников образовательного процесса;

- создана модель взаимодействия всех участников образовательного процесса в коррекционно-образовательной  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами,  и в их социализации в образовательное пространство МАДОУ «Синеглазка»;

- разработан алгоритм включения семьи в образовательное пространство МАДОУ «Синеглазка»;

- сформирована система мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

    Дети, достигшие возраста 3 лет и завершившие пребывание в Службе ранней помощи, направлены на ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута. Дети, не достигшие положительных результатов, продолжают посещать СРП до 4 летнего возраста и так же направляются ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.

По результатам обследования детей с ОВЗ  - 100% детей с ЗПР и ТНР допущены к обучению в общеобразовательных классах.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008462 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4844
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.