Развитие связной речи посредством мнемотехники

  ср., 21.04.2021

Автор: Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель

Соавторы: Змановская Роза Джумаевна, учитель -логопед

Джилбаева Айна Галимовна, учитель - логопед

 МБДОУ "ДС"Золотой ключик" ЯНАО пуровский район г. Тарко -Сале

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. 
К.Д.Ушинский

Речь – визитная карточка ребенка.  Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

 Актуальность

Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

 ограниченность детского словаря; дети не владеют речевыми жанрами

 у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.   Это не может не беспокоить педагогов, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

  Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания/

Сегодня мы рассмотрим вопрос преемственности в речевом развитии старших дошкольников и младших школьников. Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе.

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии, в овладении навыками чтения и письма. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Причины неуспеваемости школьников по русскому языку уходят своими корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, согласно ФГОС, является то, что: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок с дошкольного возраста должен пополнять словарный запас, формировать грамотную, связную монологическую и диалогическую речь.

Мы работаем в группе компенсирующей направленности. Группу посещают дети ОНР 1, 2 и 3 уровней.

Вся работа с детьми данной группы проводится согласно учебному плану, требований программы, в системе, в тесном взаимодействии с учителем-логопедом, на основе определённых лексических тем в НОД. в повседневной жизни, индивидуально с каждым ребёнком. Используя принцип – от простого к сложному, усложняя задания для детей к обучению в школе можно добиться хороших успехов   в речевом развитии детей, благодаря использованию инновационных методов и приёмов в тесной взаимосвязи с родителями.

Одной из таких методик, на наш взгляд, очень эффективной, считаем мнемотехнику.

Мнемотехнике уделяли внимание такие педагоги как

Л.Н. Ефименкова, Железновы, В.К.Воробьева.

В дошкольной педагогике её называют по-разному:

В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами.

 Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями.

 Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Мнемотехника используется для решения следующих задач:

развитие связной и диалогической речи у детей;

развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

Обучение детей правильному звукопроизношению;

Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти. Метод мнемотехники включает в себя разные приемы: модели, картинографию, коллажи, план – схемы, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших  мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам.  Расскажем подробнее о каждом  этапе работы.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение, которое обозначает одно слово.

Мнемодорожка -это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.

Мнемотаблица- это целая схема, в которой заложена определенная информация,  текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано.

Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

В результате работы над проектом повышается   уровень монологической речи детей, вызывает   интерес к творческой речевой деятельности, повышается уровень коммуникативной компетенции детей.

Картинки используются не только в мнемотаблицах , но и при цепном рассказывании по методике Воробьевой

Применение таблицы Воробьевой цепное рассказывание позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, в рассказе «Коза и роза» закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте  дает характеристику звуку и учится пересказывать.

С помощью рассказа «Соня и собака» можно закрепить правильное произношение звука «С»,

С помощью простейших рисунков которые могут нарисовать сами дети можно выучить наизусть такое сложное стихотворение

Опираясь на интернет – ресурсы изучаю передовой опыт коллег.  Наше внимание привлекли «живые» мнемотаблицы  таких авторов как  Железновых , Анны    Ярановой и  Светланы Полетавкиной.

«Живые» мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизну, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.

Использование «живых» мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных,  слуховых анализаторов обучаемых. Согласитесь, что красивые, яркие картинки легче запомнить, чем монотонный сплошной текст!

Работу с «живыми» мнемотаблицами проводим поэтапно:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: Пересказывание сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. В начале работы с «живыми» мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

В процессе  работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц мы используем исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым  мнемотаблицам.

Использование живых мнемотаблиц на занятиях показало положительную динамику:

Расширился не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире.

Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.

применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только  на ней при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости.  Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно – ролевые и др. игры

Таким образом, мы сделали вывод, что важная часть преемственности дошкольного и начального школьного образования - формирование грамматического строя речи дошкольников. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Преемственность в системе дошкольного и  начального школьного образования  должен быть обязательно процесс двустороннего взаимодействия. На дошкольной ступени образования формируются личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Мы считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывают основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008227-29

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1981
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.