Развитие связной речи посредством мнемотехники |
ср., 21.04.2021 |
Автор: Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель
Соавторы: Змановская Роза Джумаевна, учитель -логопед
Джилбаева Айна Галимовна, учитель - логопед
МБДОУ "ДС"Золотой ключик" ЯНАО пуровский район г. Тарко -Сале
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д.Ушинский
Речь – визитная карточка ребенка. Через речь совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
Анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:
ограниченность детского словаря; дети не владеют речевыми жанрами
у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих. Это не может не беспокоить педагогов, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания/
Сегодня мы рассмотрим вопрос преемственности в речевом развитии старших дошкольников и младших школьников. Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе.
Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии, в овладении навыками чтения и письма. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Причины неуспеваемости школьников по русскому языку уходят своими корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, которые являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, согласно ФГОС, является то, что: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок с дошкольного возраста должен пополнять словарный запас, формировать грамотную, связную монологическую и диалогическую речь.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности. Группу посещают дети ОНР 1, 2 и 3 уровней.
Вся работа с детьми данной группы проводится согласно учебному плану, требований программы, в системе, в тесном взаимодействии с учителем-логопедом, на основе определённых лексических тем в НОД. в повседневной жизни, индивидуально с каждым ребёнком. Используя принцип – от простого к сложному, усложняя задания для детей к обучению в школе можно добиться хороших успехов в речевом развитии детей, благодаря использованию инновационных методов и приёмов в тесной взаимосвязи с родителями.
Одной из таких методик, на наш взгляд, очень эффективной, считаем мнемотехнику.
Мнемотехнике уделяли внимание такие педагоги как
Л.Н. Ефименкова, Железновы, В.К.Воробьева.
В дошкольной педагогике её называют по-разному:
В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями.
Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)
Мнемотехника используется для решения следующих задач:
развитие связной и диалогической речи у детей;
развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
Обучение детей правильному звукопроизношению;
Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти. Метод мнемотехники включает в себя разные приемы: модели, картинографию, коллажи, план – схемы, мнемотаблицы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и, позже, к мнемотаблицам. Расскажем подробнее о каждом этапе работы.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение, которое обозначает одно слово.
Мнемодорожка -это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.
Мнемотаблица- это целая схема, в которой заложена определенная информация, текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано.
Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).
В результате работы над проектом повышается уровень монологической речи детей, вызывает интерес к творческой речевой деятельности, повышается уровень коммуникативной компетенции детей.
Картинки используются не только в мнемотаблицах , но и при цепном рассказывании по методике Воробьевой
Применение таблицы Воробьевой цепное рассказывание позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, в рассказе «Коза и роза» закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте дает характеристику звуку и учится пересказывать.
С помощью рассказа «Соня и собака» можно закрепить правильное произношение звука «С»,
С помощью простейших рисунков которые могут нарисовать сами дети можно выучить наизусть такое сложное стихотворение
Опираясь на интернет – ресурсы изучаю передовой опыт коллег. Наше внимание привлекли «живые» мнемотаблицы таких авторов как Железновых , Анны Ярановой и Светланы Полетавкиной.
«Живые» мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизну, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование «живых» мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых. Согласитесь, что красивые, яркие картинки легче запомнить, чем монотонный сплошной текст!
Работу с «живыми» мнемотаблицами проводим поэтапно:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказывание сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. В начале работы с «живыми» мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц мы используем исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым мнемотаблицам.
Использование живых мнемотаблиц на занятиях показало положительную динамику:
Расширился не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире.
Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только на ней при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно – ролевые и др. игры
Таким образом, мы сделали вывод, что важная часть преемственности дошкольного и начального школьного образования - формирование грамматического строя речи дошкольников. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Преемственность в системе дошкольного и начального школьного образования должен быть обязательно процесс двустороннего взаимодействия. На дошкольной ступени образования формируются личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Мы считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывают основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008227-29
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf