Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста |
пт., 08.04.2011 |
Автор:
Шумилова Светлана Александровна
воспитатель МАДОУ «Детский сад №1»
Тюменской области города Тобольска
Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения за последние три года пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.
Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.
Проведенная диагностика по развитию речи детей раннего возраста на начало года такова:
Показатели |
Уровень |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Активная речь |
В |
- |
- |
- |
С |
31,6% |
29,6% |
22,2% |
|
Н |
68,4% |
70,4% |
77,8% |
Вывод: данные показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.
Для решения этой проблемы поставила перед собой задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
2. Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время;
3. Установить: влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
4. Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру;
5. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.
Для реализации этих задач я взяла тему: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста».
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Была создана предметно-развивающая среда «Центр развивающих игр», где подобрала игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн.
Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали.
В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет» и так далее.
Организую игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т.д.
В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.
Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук.
В данном центре дети любят рисовать на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.
В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, снимая и закрепляя сказочных героев, разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, Физкультурные минутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика. Для развития общей и мелкой моторики стала планировать больше интегрированных видов деятельности:
«Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка), «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование), «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное), «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное), к зайке в гости (рисование и музыка) и т.д.
Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:
- физкультурные минутки;
- пальчиковые игры;
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры;
- релаксация.
В созданной картотеке пополняется « художественно-эстетический» раздел: потешки, стихи с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивается детское воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.
Пополняю игровую картотеку карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультурных минуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи.
Всю работу невозможно было провести без помощи родителей. Они у нас в группе первые помощники.
После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики.
Также были проведены консультации на темы: «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т.д.
В группу родители приобрели художественную литературу с пальчиковыми играми, сделали сухой бассейн для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Помогли сделать из линолеума «рамки-вкладыши», где дети не только вставляют фигуры, но и используют как трафареты – обводят и закрашивают.
Для родителей проводились семинары – практикумы на темы: «Развивающие игры с использование подручных средств с детьми раннего возраста», «Игры с песком и водой» и т.д.
В течение года для родителей выставлялось много ширм:
- «Наши пальчики»;
- «Пальчиковые игры для малышей»;
- «Развитие различных видов восприятия»;
- «Упражнения для подвижности» и т.д.
Родителям давались советы и рекомендации на темы: «Дыши правильно, Взял я в руки карандаш», «Движение – это жизнь».
В конце года проводила диагностику по развитию речи детей раннего возраста.
Результаты были такими:
Показатели |
Уровень |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
Активная речь |
В |
25% |
35% |
30% |
С |
56,2% |
35% |
40% |
|
Н |
18,8% |
30% |
30% |
Вывод: На протяжении трех лет наблюдается положительная динамика развития активной речи детей раннего возраста, благодаря влиянию мелкой и общей моторики.
Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на формирование познавательных процессов.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
danilca-san | 20.10.2013 10:39 | # | ||
Скажите, пожалуйста, по каким критериям вы проводили диагностику |