Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста

  пт., 08.04.2011

Автор:

Шумилова Светлана Александровна

воспитатель МАДОУ «Детский сад №1»

Тюменской области города Тобольска

Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения за последние три года пришла к выводу, что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдалась мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.

Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могли захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.

Проведенная диагностика по развитию речи детей раннего возраста на начало года такова:

Показатели

Уровень

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

Активная речь

В

-

-

-

С

31,6%

29,6%

22,2%

Н

68,4%

70,4%

77,8%

Вывод:   данные показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.

Для решения этой проблемы поставила перед собой задачи:

1.     Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2.     Систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики, выделив для нее оптимальное время;

3.     Установить: влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

4.     Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру;

5.     Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

Для реализации этих задач я взяла тему: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста».

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Была создана предметно-развивающая среда «Центр развивающих игр», где подобрала игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн.

Малышу интересно разбирать предметы на части, а потом их собирать, закручивая детали.

В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», Сыпется-не сыпется», «Тонет – не тонет»  и так далее.

Организую игры с водой и песком: «Колобки», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», «Спрячем руки», «Угощение для кукол», Веселые ладошки» и т.д.

В этом центре и через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

Самомассаж, игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук.

В данном центре дети любят рисовать  на песке пальчиками. Это способствует развитию не только мелкой моторики, но и активной речи, воображению, мышлению.

В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками,  снимая и закрепляя сказочных героев,  разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, Физкультурные минутки,  пальчиковые игры, дыхательная гимнастика. Для развития общей и мелкой моторики стала планировать больше интегрированных видов деятельности:

«Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка), «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование), «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное), «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное), к зайке в гости (рисование и музыка) и т.д.

Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

- физкультурные минутки;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры;

- релаксация.

В созданной картотеке пополняется « художественно-эстетический» раздел: потешки, стихи с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивается детское воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.

Пополняю игровую картотеку  карточками с подвижными играми по разделам: с дыхательной гимнастикой, физкультурных минуток, релаксацией, стимулирующей гимнастикой, которая включает в себя систему упражнений для коррекции речи.

Всю работу невозможно было провести без помощи родителей. Они у нас в группе первые помощники.

После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики.

Также были проведены консультации на темы: «Пальцы помогают говорить», «Развиваем мелкую моторику», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша» и т.д.

В группу родители приобрели художественную литературу с пальчиковыми играми, сделали сухой бассейн для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Помогли сделать из линолеума «рамки-вкладыши», где дети не только вставляют фигуры, но и используют как трафареты – обводят и закрашивают.

Для родителей проводились семинары – практикумы на темы: «Развивающие игры с использование подручных средств с детьми раннего возраста», «Игры с песком и водой» и т.д.

В течение года для родителей выставлялось много ширм:

- «Наши пальчики»;

- «Пальчиковые игры для малышей»;

- «Развитие различных видов восприятия»;

- «Упражнения для подвижности» и т.д.

Родителям давались советы и рекомендации на темы: «Дыши правильно, Взял я в руки карандаш», «Движение – это жизнь».

В конце года проводила диагностику по развитию речи детей раннего возраста.

Результаты были такими:

Показатели

Уровень

2007-2008

2008-2009

2009-2010

 

Активная речь

В

25%

35%

30%

С

       56,2%

35%

40%

Н

18,8%

30%

30%

Вывод: На протяжении трех лет наблюдается положительная динамика развития активной речи  детей раннего возраста, благодаря влиянию мелкой и общей моторики.                          

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не  надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1.     Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на формирование познавательных процессов.

2.     Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
danilca-san 20.10.2013 10:39 #
Скажите, пожалуйста, по каким критериям вы проводили диагностику
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 17191
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.