Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

  сб., 19.03.2011

Автор:

Пахомова М.В.,

воспитатель МАДОУ «Сказка»

2 категория

 - участник муниципального конкурса

«Ступени мастерства»

            Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.

            В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

            При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

            Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

-                    социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;

-                    возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста путем использования игровых методов и приемов на занятиях по математике.

            Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить средства развития элементарных математических представлений.

            Объект: процесс развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

            Предмет: игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: процесс развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях  игровых методов и приемов.

            Задачи:

I блок: развивающие:

1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.

2. Развивать у детей умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Вырабатывать у детей умение целенаправленно владеть волевыми усилиями.

II блок: воспитательные :

Развивать у детей познавательный интерес к математике.

  Для реализации цели и задач выбрана педагогическая технология «Я считаю до пяти», разработанная Е.В. Колесниковой. Выбор данной технологии неслучаен, поскольку:

во-первых, педагогическая технология имеет своё продолжение в работе с детьми старшего дошкольного возраста

во-вторых, данная технология может быть адаптирована в соответствии с интересами, потребностями и способностями детей, следовательно, даёт возможность педагогу реализовать творческий потенциал;

в-третьих, содержание математического материала имеет развивающий характер.

Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

            Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

  Интерес-это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека  (Л.А.Гордон).

            Интерес детей 5-го года жизни проявляется к игровым персонажам. С этой целью введены знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой детям в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-го года жизни, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

             Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

             Наглядный материал эстетично и красочно оформлен, поэтому вызывает у детей желание работать.

   Рассмотрим методические  основы организации занятий по ФЭМП:

            Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

            1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей  5-го года жизни (на занятии использую большое количество разной  наглядности, материала для практических работ);     

            2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

            3. широкое использование игровой мотивации;

            4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

            5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий;

                Внедряю методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях  применяю:

игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.   

Например:

Лепка цифр

Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.

Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.

   Кроме того, практикую задание «дополни картинку треугольниками, чтобы получилась конфетка, рыбка и др».

Пальчиковые игры  обычно находят применение после заданий на карточках. Подбираю игры с математическим содержанием.

Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.

Игры с монетками или медиотренинг. Известно, что медь положительно влияет на весь организм в целом. Мы с ребятами выполняем упражнения с медными монетами (лучше найти монеты до 1961 года выпуска, т.к. в них больше меди). Выполняя данные упражнения, мы не только развиваем мелкую мускулатуру руки, но и закрепляем графический образ цифры. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

Количественный счет. Здесь использую прием счета предметов на картине.

Порядковый счет

В процессе работы  я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру. Например, такой. Первой, второй, третьей, четвертой по счету встанет… (на физкультурных занятиях)

Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного).

Эффективность данного метода. Познание происходит через физическое тело ребенка, в ходе игровой деятельности.

Игра «Прятки»

   Этот прием способствует обучению понимать речевую инструкцию, опираясь на смысл предлогов за, на, под и других. Это игра в прятки. Персонажи мультфильмов спрятали в нашей группе коробочки с цифрами. Давайте их найдем. Я буду вам подсказывать. Я  даю словесную инструкцию, а дети находят и обязательно проговаривают, где нашли предметы. 

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур

Пользуется интересом у детей  игра «Окошечко».  Использую в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности.  С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.

            Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.

            Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические  игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

            Достижению целей и задач по математике осуществляю с учётом следующих принципов:

принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности.

Работая с детьми средней  группы, хочется отметить, что работа не прошла впустую. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, я получила хорошие результаты, а именно:

  •  дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
  •  стали уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;
  •  расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;
  •  дети знают прямой и обратный счет;
  •  у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
  • фразы и предложения стали более развернутыми и распространенными.

Таким образом, динамика обучения показала, что  использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Это можно увидеть  в диаграмме (приложение 1). Диаграмма показывает, что показатели развития психических процессов и речи у детей значительно улучшились по сравнению с .

            Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей,  разработан и апробирован цикл развивающих занятий по математике. Практическая значимость  заключается в использовании разработанных занятий.

Динамика обучения показала, что проведение занятий по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии, наша гипотеза подтверждена.

Конспект занятия по математике в средней группе «Приключение Дюймовочки»

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 38628
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.