Развитие вариативного мышления и творческих способностей детей посредствам математических игр

  вс., 29.11.2020

Автор:

Привалова Светлана Константиновна

воспитатель филиала  Червишевского детского сада

"Сибирячок" в селе Онохино "Солнышко"

Главной целью обучения является всестороннее развитие ребенка- развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных  и творческих сил.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, письму и чтению. Между тем все нам давно известно, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный  интерес,  желание и привычку думать, стремление узнать, что- то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность. Всему этому способствует развитие вариативного мышления, фантазии и творческих способностей.

Дошкольники с развитым творчеством и мышлением быстрее запоминают предложенный им  материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, а так же лучше подготовлены к школе.

Реализация задач по развитию вариативного мышления и творчества требует отказа от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение стоит осуществлять в самом привлекательном для дошкольников видом деятельности – игре.

Игра- это средство познания мира ребенком, так как это самый привлекательный вид деятельности. В связи с этим  весомое значение приобретают новые игровые формы, в частности развивающие математические игры. В процессе таких игр развиваются целепологание, планирование, умение анализировать результаты своей деятельности, воображение. А также проявляются творческие способности и вариативность мышления.

Математика – это один из мощных факторов интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое важное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной, для детей, игровой форме.

Математическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в ходе которой обучаемые глубже и ярче постигают проявления окружающей действительности и познают мир. В процессе игр с математическим содержанием у детей развивается не только логическое мышление, но и память, и  творческое воображение.

Таким образом, математические игры способствуют развитию вариативного мышления и творческого начала личности ребенка дошкольного возраста. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства и  представлением о мире различными способами.

 Все математические игры -  есть логические задания с проявлением творчества. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, умение к творческому поиску, желание и способность учиться. Наиболее доступные для дошкольников варианты математической  игры:

- лабиринты,

-  кубики,

-  мозаики,

-  строительные наборы,

-  головоломки,

-  настольно- печатные игры,

-  занимательные вопросы,

-  математические сказки и т.д.

Цель  математических игр - активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа не только активизирует мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает его ум, позволяет расширять и  углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности и в новой обстановке.

Известно, что в  современной дошкольной педагогике существует огромное количество разнообразных дидактических материалов, методик, технологий.

В группе, с ребятами, мы  играем в кубики Б. Никитина, с геометрическим узором, а так же используем деревянные цветные кубики. Создаем из них творческие «шедевры». В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память, логическое мышление и воображение.

Делаем аппликации из геометрических фигур, вырезанных из бумаги. При этом у детей всегда есть выбор что им использовать в работе.  Таким образом, формируется вариативность мышления.

Применяю в своей работе развивающие игры Воскобовича. Конструктор «Геоконт» открывает ребенку мир  геометрических и образных превращений, разноцветных приключений.  Так же используются и другие игры В. Воскобовича: «Сложи квадрат», «Квадрат Воскабовича», «Прозрачный квадрат», «Прозрачные цифры» , «Математический планшет», «Волшебная дощечка».

Отдельно хочу выделить универсальные дидактические средства «Палочки Кьюзенера» и «Логические блоки Дьенеша»

 Настольно печатные игры: «Чем мы похожи», «Геометрическое лото», «Подбери по смыслу», «Смотри, играй, запоминай», «Подбери по контору», «Веселый пасьянс», «Собери фигуру», «Часть и целое», «Логика», «Цвет и форма».

Интегрируем математические игры в изобразительную деятельность. Раздаю детям листы бумаги с изображенной на ней геометрической фигурой, а ребята рисуют свой сюжет.

Использование развивающих игр по математике в нашей  группе способствовало появлению у ребят интереса к этой области знаний, развитию из мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук, творческого воображения. Каждый ребенок учился играть в своем,  особенном темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить то же самое упражнение, лучше понять его суть.

Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых элементов в упражнения, а также привлечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задачи чаще всего пытаются дети с более высоким уровнем развития, которые любят новые необычные задания.

В дальнейшем планируется продолжить работу в том же направлении. Уже знакомые развивающие игры по математике будут использоваться для освоения нового содержания. Введение новых развивающих игр позволит разнообразить творческую деятельность детей, расширить круг интересов, развить познавательные и творческие способности детей.

В результате опытно-экспериментальной части были сделаны выводы о том, что система работы по математическому развитию детей с использованием игровых действий способствует повышению уровня вариативного мышления и  творческих способностей детей.

Литература

  1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.
  2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.
  3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С.30-39 
  4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
  5. Волина В. в. «Веселая математика» - Москва, 1999г.
  6. Волина В. В., Праздник числа. М., 1991г.
  7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
  8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.
  9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знанте, 2000
  10. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по  формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
  11. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
  12. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.
  13. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.
  14. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  15. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  16. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб.: Питер, 2004.
  17. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
  18. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005.

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2bc69a5d53b89421206d37_0.html

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news5328.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007854 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2570
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.