«Модель физкультурно-оздоровительной работы с использованием здоровьесберегающих технологий»

  вт., 28.07.2020

Автор:

Колаева Янина Владимировна 

Инструктор по физической культуре

I квалификационная категория

МДОАУ д/с «Белочка» г. Пыть-Ях

Пояснительная записка

 

«Здоровье – это драгоценность, и

при том, единственная,  ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень.

 

Одной из задач стратегии развития воспитания в Российской Федерации является повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта.

Сегодня считается, что физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организации ребенка и основанных на них психофизических качеств. В узком смысле показателями физического развития являются антропометрические данные и биометрические измерения. В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и физических способностей.

Как только дети начинают посещать детский сад - жизнь для них меняется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации остро стоит вопрос по укреплению здоровья и физического развития детей.

Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков, здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приоритетным направлением деятельности МДОАУ д/с «Белочка» является физическое развитие детей. В учреждении создан ряд условий для укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей, полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Одной из задач Образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Исходя из этого, необходим поиск новых средств и методов совершенствования  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Для совершенствования  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, мной была поставлена цель: создание здоровьесберегающей среды в ДОУ направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, развитие потребности в здоровом и безопасном образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании  направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -  сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре.

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ применяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

ü медико - профилактические;

ü физкультурно - оздоровительные;

ü здоровьесберегающие образовательные технологии;

ü технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;

ü валеологическое просвещение родителей;

ü здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ.

Благодаря этому весь кадровый состав оказывается вовлеченным в единый механизм здоровьесберегающей деятельности в детском саду. При выборе здоровьесберегающих технологий я учитывала Основную образовательную программу дошкольного образования МДОАУ д/с «Белочка», конкретные условия нашего дошкольного образовательного учреждения, профессиональную компетентность педагогов, а так же мониторинг заболеваемости воспитанников.

Для реализации поставленной цели мною была разработана модель физкультурно-оздоровительной работы, с применением здоровьесберегающих технологий, которая включает в себя работу с детьми, родителями, педагогами и социальными институтами. В основу создания модели положены технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип-учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Модель физкультурно-оздоровительной работы


Диагностика уровня физического развития и состояния здоровья.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ строится на основании результатов медико-педагогической диагностики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Система комплексной диагностики включает в себя:

ü  регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

ü  периодический осмотр специалистами детской поликлиники;

ü  педагогическая диагностика общей физической подготовленности детей;

ü  определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;

ü  своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;

ü  психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Полученные результаты  являются основой для оптимального управления деятельностью воспитанников и основой для дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми, распределение по группам здоровья.

 Оптимизация режима дня.

Оптимальная организация режима дня в ДОУ обеспечивает необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития воспитанников. Режим дня выстроен с учетом специфики сезона, суточного ритма физиологических функций, что способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Каждая возрастная группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста, и включает в себя систему оздоровительных мероприятий. Объём образовательной нагрузки не превышает максимально допустимую норму в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.

 Организация двигательной активности.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Учитывая наличие в нашем саду современной оснащенной материально-технической базы, созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Для проведения организованной образовательной деятельности по физическому развитию, спортивные залы, тренажерный зал и бассейны оснащены необходимым современным инвентарем  и оборудованием. Это дает возможность выполнять с детьми элементы футбола, баскетбола, заниматься гимнастикой не только на спортивных матах, но и на фитболах, потренироваться на детских тренажерах, а так же освоить азы прыжков на батуте, поиграть в пионербол на воде и заняться аквааэробикой. Использование ИКТ технологий позволяет проводить подвижные игры на интерактивном полу. В групповых комнатах создана развивающая среда, «Центры двигательной активности», наполнены разнообразными пособиями, спортивным оборудованием, тренажёрами, в том числе и изготовленные своими руками, картотекой с изображением разных видов спорта; картотекой подвижных игр и графическими изображениями выполнения упражнений. Дети обеспечены атрибутами, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т.д.). На территории детского сада оборудованы две физкультурные площадки для подвижных и спортивных игр.

Наряду с традиционными формами организации двигательной активности (подвижные игры во время утреннего приёма; утренняя гимнастика; динамические паузы во время организованной образовательной деятельности (физкультминутки, релаксация); физкультурные занятия в спортивном зале и на открытом воздухе в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13; занятия в бассейне; музыкально-ритмичные движения на музыкальных занятиях; двигательная деятельность на прогулке; корригирующая гимнастика после дневного сна; физкультурные досуги, дни здоровья и развлечения) мы широко применяем инновационные формы (подвижные игры на интерактивном полу; фитбол-гимнастика; игровой стретчинг; занятия на тренажёрах).

На базе детского сада функционирует мини спортивный комплекс по совместным занятиям на тренажёрах детей и родителей «Спортленд – территория семейного спорта».

Организация рационального питания.

Рациональный режим питания в ДОУ соответствует физиологическим особенностям ребенка. В учреждении организуется 5-и разовое питание (завтрак, 2-завтрак, обед, полдник, ужин), в соответствии с примерным меню на основе картотеки блюд с учетом сезонного наличия овощей, фруктов, зелени.  Объем пищи рассчитывается с учетом возраста, а также при составлении меню учитывается распределение  каллорийности 12 часового пребывания детей в детском саду.

Организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды.

 Особое внимание уделяется детям с пищевой аллергией и атопическими дерматитами. Для них готовятся блюда отдельно согласно рекомендациям врача-аллерголога.

  Контроль за соблюдением натуральных норм питания осуществляется путем соответствия их утвержденным нормам питания детей СанПин 2.4.1.3049-13.

 Система закаливания.

Система закаливания предполагает облегченную одежду для детей в детском саду, сон с доступом свежего воздуха в теплое время года, гимнастику после сна, мытье прохладной водой рук, полоскание рта водой комнатной температуры, ходьба по корригирующим дорожкам, контрастное обливание ног (летом), хождение босиком (летом), игровой массаж. Комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, проводится под руководством медицинской сестры, с учетом состояния здоровья детей и местных условий.

Охрана психического здоровья.

В детском саду реализуется комплексная система психолого-педагогических мероприятий, которые включают в себя создание условий для психопрофилактической поддержки детей, направленных на обучение основам коммуникации, обогащение эмоционального опыта ребенка, смягчение и устранение эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности.

Воспитанники посещают сенсорную комнату оснащенную различного рода стимуляторами воздействующими на органы чувств ребенка. В ней присутствуют элементы, которые воздействуют на вестибулярные рецепторы, органы осязания, слуха и зрения.

В каждой группе оборудован «Центр уединения» создающий атмосферу комфорта, помогающую ребенку расслабиться.

В ДОУ широко используются психотренинги, психогимнастика, песочная терапия, музыкотерапия и сказкотерапия, с учетом индивидуальных предпочтений ребенка.

Интерьер детского сада воссоздает домашнюю атмосферу, при этом ярок, разнообразен. Он обеспечивает детям богатство сенсорных впечатлений.

 Профилактические мероприятия.

Профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости воспитанников за предыдущие годы, результатов диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития и двигательной подготовленности.

В ДОУ соблюдается противоэпидемический режим. Ежедневно проводится ионизация помещений. По запросу родителей (законных представителей) воспитанники принимают кислородный коктейль, для повышения иммунитета. Все возрастные группы посещают соляную комнату (по графику). Для предупреждения ОРВИ и гриппа, применяются профилактические прививки, натуропатия (чесночные бусы).

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей). Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов. 

 Коррекционная работа.

В ДОУ созданы необходимые условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении всем детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Для реализации коррекционной помощи в учреждении организована работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

На основании заключения ТПМПК определяются методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос о выборе системы методов и методических приемов решается на заседании ПМПк учреждения, инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.

В процессе образовательной деятельности гибко сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы, которые предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.

 Культура здоровья.

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал ограничено включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленные на профилактику плоскостопия, сколиоза,  дыхательной системы, утомляемости глаз, формируются навыки самомассажа.

 Взаимодействие с семьёй.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей,  повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления и физического воспитания детей. Родители выступают в роли полноправных партнеров и участников образовательного процесса.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, используются следующие формы работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, консультации специалистов. Опросники, тесты и анкетирование – эти методы позволяют нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями. Использование нетрадиционных форм позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей.

Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.

В ДОУ реализуется программа дополнительного образования «Спортленд – территория семейного спорта» по совместным занятиям на тренажерах детей и родителей.

Используемые методы и приемы во взаимодействии ДОУ с родителями (законными представителями) формируют в семейной среде систему мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

 Взаимодействие с социальными институтами.

Благодаря сотрудничеству ДОУ с социальными партнерами создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства, повышения эффективности воспитательной деятельности в области физической культуры и спорта. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу), активно участвуют в различных спортивных мероприятиях, посещают кружки и  спортивные секций.

 Взаимодействие с педагогами.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

В своей работе я  оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.).

Таким образом,  созданная модель обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развитие двигательных умений, культурногигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья ребенка.

Благодаря комплексной системе физкульторно-оздоровительной работы:

ü  выполняется основная задача детского сада - воспитать всесторонне развитого, психически и физически здорового ребенка;

ü  повысился показатель индекса здоровья воспитанников;

ü  уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни;

ü  повысилась мотивация всех участников образовательного процесса на ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни. http://belochka86.ru/storage/app/media/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/osnovnye-svedeniya/o-samoobsledovanii-mdoau-belochka-za-2018-god.pdf

 Учебно- методический комплекс:

  1. Оськина Т.В. Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения  ДОУ// Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013г.).- Чита:  Молодой ученый, 2013.-С. 47-49.
  2. Микляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа  детского сада. Методическое пособие –М.: УЦ «Перспектива», 2011.-152с.
  3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2009.-96с.
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждении. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.:ВАКО, 2007.
  6. Павлова М.А., Лысогорская М.В., Здоровьесберегающая система ДОУ/ Волгоград: Учитель, 2009г.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/201... 
  2. http://io.nios.ru/articles2/51/10/vzaimodeystvie-d... 
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhi... 
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/201... 
  5. https://infourok.ru/vzaimodeystvie-s-roditelyami-p... 

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007800 во вложении

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 17997
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.