Использование 3Д-печати как инновационной игровой технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

  вт., 28.07.2020

Автор:

Козаченко Анна Николаевна

учитель-логопед

1квалификационная категория

стаж работы 3 года

МАДОУ «Детский сад №1» г. Тобольска

Современное образование диктует новые требования к организации образовательного процесса и ставит перед педагогами задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Для наилучшего результата приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих, инновационных технологий, эффективность которых очевидна. Одними из таких технологий являются игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, существенным признаком которых является четко поставленная цель обучения и педагогический результат, характеризующийся учебно-познавательной направленностью.

Актуальность использования игры, как средства коррекции, обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Игровые приемы  побуждают    ребенка    к деятельности,  обогащают  мотивы речи,  создают  положительный эмоциональный  фон  процесса  обучения  и,  тем  самым,  повышают  речевую активность детей и результативность занятий. 

В современном мире с каждым годом становится все труднее удивить детей и завлечь их в образовательный процесс. Как правило, игрушки и пособия, имеющиеся в детском саду, есть у детей и дома. В связи с этим современному педагогу необходимо идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые технологии.

Научные и технические достижения предоставляют широкий спектр технических и технологических новинок, которые возможно применить не только при решении повседневных задач, но и в сфере образования. Одной из инновационных идей является использование технологии 3D-печати.

3D-печать или компьютерное моделирование - это процесс создания реального объекта по 3D-модели. Начинается работа с создания виртуального шаблона на компьютере с помощью специальной программы, например, «Tinkercad». Далее происходит обработка программным способом модели с целью ее разделения на слои в программе «Repetier-Host». После этого в работу вступает техническая часть принтера, послойно формируя   заданный объект. Для своих изделий мы используем экологически чистый pla-пластик, безопасный для детей.


https://youtu.be/byfcF96Leks

     При помощи  технологии 3D-печати можно изучать различные предметы и направления. После подробного изучения данной технологии возникла идея применить возможности 3D-печати в логопедической работе.

На сегодняшний момент смоделировано и напечатано при помощи 3D-принтера  11 пособий.

         Игра «Футбол», тренажер «Сдуй шарик», лабиринт «Путешествие Шарика», «Кораблики». При использовании данных игр мы способствуем увеличению объема дыхания - развиваем умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении и активизируем работу мышц губ.

У тренажера «Сдуй шарик» существует магазинный аналог, выполненный в виде трубки, не предполагающей использование несколькими детьми. Мы же смогли спроектировать модель таким образом, чтобы можно было менять трубочки для поддувания и сделали тренажер более практичным и гигиеничным.


Пособие «Дорожки». Развивает межполушарное взаимодействие, а также зрительно-двигательную моторику и концентрацию внимания, которые необходимы для обучения чтению и письму. На этапе автоматизации звука формирует умение совмещать движение и речь.


Пособия «Лабиринты-массажеры»  дают возможность одновременно произносить автоматизируемый звук и делать массаж пальцев благодаря качественно отличающимся друг от друга поверхностям лабиринтов.   


Пособие «Бубны» направлено на развитие фонематического слуха и мелкой моторики. Перед детьми стоит задача собрать два бубна с одинаковым звучанием. Для этого необходимо найти парные по звучанию детали и вкрутить их в основу для бубнов. При условии, что все детали будут собраны  правильно, звучание бубнов будет одинаковое. Начинаем мы с различения двух-трех звучащих элементов, затем усложняем, добавляя количество.

    

 Пособие «Слогофон» служит для слогового анализа слова. Произносим слово по слогам и нажимаем кнопочку на каждый слог. Затем считаем количество нажатых клавиш.


Пособие «Облачко и самолетик» создано для обучения детей звуковому анализу. В зависимости от положения заданного звука в слове (в начале, середине или конце) самолетик летит в первом, втором или третьем окошечке.


3D-печать позволяет не только напечатать пособия с нуля, но и довести до совершенства уже имеющиеся, так в вязаной логопедической игрушке «Жирафик Гоша» с помощью пластика выполнены только зубы. Игрушка помогает наладить контакт с ребенком, показать точные движения органов артикуляционного аппарата, создать игровую мотивацию.


         3Д печать позволяет создавать универсальные пособия, которые можно использовать на разных этапах логопедической работы. С этой целью было создано пособие «Пар  овозик Чух-Чух». На подготовительном этапе после успешного выполнения заданий у паровозика можно добавлять вагончики, в которые загружаются качественно отличающиеся друг от друга материалы. На этапе автоматизации мы можем прокатывать паровоз по дорожке и одновременно произносить звук. При автоматизации в словах, словосочетаниях и предложениях у нашего паровозика два вагона: зеленый и красный, если ребенок правильно произнес речевой материал, то картинка или цветной камушек грузится в зеленый вагончик, если же неверно, то в красный. Если мы возьмем зеленый и синий вагончик, то сможем слова с мягким звуком погрузить в зеленый вагон, а с твердым - в синий. На этапе дифференциации звуков слова со смешиваемыми звуками грузятся в разные по цвету вагоны. Кроме этого, взяв три вагона разного цвета, мы можем произвести анализ слова, определив в начале, середине или конце находится звук в заданном слове.  Прицепив все пять вагонов, мы получим возможность обучать согласованию имен числительных с существительными. А также сможем рассадить пассажиров в определенные номера вагона в зависимости от количества слогов в слове.  


Еще одной особенностью использования 3Д-печати является возможность находить к детям индивидуальный подход. Так, с малообщительным ребенком получилось найти контакт, когда он нарисовал своего любимого героя. Им оказался дракон. Сейчас, на каждом занятии мальчика ждет любимый герой, только не на рисунке, а фигурка, напечатанная на 3Д-принтере, с которым они вместе выполняют задания. Для девочки, увлекающейся головоломками, был напечатан лабиринт, который в итоге полюбился всем детям. Мальчики с большим желанием делают дыхательную гимнастику с корабликами, выполняют задания с паровозиком и обучаются звуковому анализу с самолетиком.


Таким образом, технология 3Д-печати активно входит в нашу жизнь и дает новые возможности для реализации своих идей и проектов, в частности в логопедической работе.


  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007696

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3087
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.