Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной

  ср., 15.07.2020

Автор:

Долгополова Ирина Сергеевна,

воспитатель первой кв.категории

МАДОУ д/с №100 г.Тюмени

Педагогический опыт на тему «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»

 Актуальность

        Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

 В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.   

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными   представлениями  о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей,  отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать,  прежде всего,  свою малую Родину.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

 Цель и задачи опыта

Начиная работу по теме, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: выявление возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной с целью решения задач нравственно - патриотического воспитания.

Для решения этой цели сформулировала задачи

- Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе формирования представлений о малой родине;

- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»;

- Осуществить отбор содержания, форм, средств ознакомления детей с малой Родиной и применить их в практической деятельности

 Предметно-пространственная развивающая среда

Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Конечно, начинать работу по патриотическому  воспитанию необходимо с создания для детей тёплой, уютной атмосферы,  ведь каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, положительными эмоциями. Потому что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной  семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

И моим первым шагом на пути решения этой задачи стала организация  тематический уголок «Наш город – Тюмень», где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме. В  центре  разместила карту - схему города для того, чтобы дети могли наглядно видеть расположение улиц, домов, зданий. Сначала я показала границы микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Дети определяли месторасположение своей улицы на общей схеме города, закрепляя название улиц и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.

Совместно с родителями  оформили альбомы   «Мой город Тюмень», «Красная книга Тюменской области»,  «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Достопримечательности нашего города», «Промыслы Тюменской области»…

Подобраны тематические  картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; систематизирована картотека стихов, дидактических игр о родном городе. Так же были сделаны дидактические игры: «Заселим реку Туру», «Промыслы Тюменской области»,  «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию»  «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку»; настольно-печатная игра «Путешествие по городу»….

В центре творчества разместила альбом «Тюменские ремесла», дидактический демонстрационный материал «Урало – сибирская роспись», иллюстрации тюменских ковров.

В работе с детьми используется парциальная региональная программа «Жемчужинка» авторы: Л.В. Костина, С.В. Горявина. В данной программе через занятия по изобразительной деятельности просматривается региональный компонент, показано формирование интереса к познанию родного края воспитание искренней дружбы между людьми разных национальностей, населяющих необъятные пространства Тюменской области.

Материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) старалась разместить  так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять  знания о своей малой Родине.

Организация работы с детьми в разных видах деятельности

Организованная образовательная деятельность

Начиная работу в этом направлении,  поставила перед собой цель для начала познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем микрорайоне (тема «Я иду в детский сад»), учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.

После экскурсии или прогулки проводила беседы, которые были направлены на формирование положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, рисование, аппликация, игровой  деятельности).

Считаю, что особенно важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой он будет учиться. При этом не забывала о задаче воспитания  чувства любви к малой родине, бережное и ответственное к ней отношение, знание  правил и норм жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях.

Этому  способствовали занятия по ручному  труду, на  которых  дети  конструировали  из  бумаги и бросового  материала макеты «Города будущего»: предела  фантазии  детей не  было. Для  облегчения  задачи и сплочения коллектива  объединяли в  творческие  группы и на  время  ребята  становились  проектной  группой, в  которой  архитекторы, инженеры – строители воплощали свои  фантазии в  конкретное произведение.

Также использовала игры-путешествия по родному городу; строительные  игры – «Наш детский сад», «Мой дом», «Аэропорт», «Театр»;  дидактические игры – «Собери картинку» (достопримечательности), «Городские силуэты» (скульптуры нашего города), «Символы нашего города»…

Разработала цикл занятий, в которые включала беседы о нашем родном городе, животном и растительном мире.  В занятия включала такие приёмы, как рассматривание тематических альбомов, иллюстрации, организацию выставок предметов народного декоративно-прикладного искусства, прослушивание литературных и музыкальных произведений по теме.

Итоговые занятия, имеющие обычно индивидуальный и коллективный характер мы проводили на заданную тему по выбору самого ребенка. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях. Поэтому после беседы детям предлагали нарисовать их любимые места в городе. В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю.

Наиболее интересные палитры и композиции детей мы отбирали для выставок в детском саду. Свои впечатления после экскурсий дети непосредственно отражали в своих работах.

Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты

Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания НОД. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

 Ничто так наглядно и ярко не может воздействовать на сознание ребенка, как экскурсии для ознакомления детей с родным городом.  Благодаря детскому саду были организованы и проведены экскурсии в разные места, которые давали ребятам возможность получить много новых и ярких впечатлений и знаний. (Экскурсии «В библиотеку», «По городу», «Детская железная дорога», «Страусиная ферма…)

Показателем успешно проведенной экскурсии было  возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители», в которых ребята применяли свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Я со своей стороны поддерживала интерес к игре, давала ей нужное направление.

Содержание экскурсий послужило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др. Дети наблюдали за возведением жилого дома и по возращении строили дом из большого напольного строительного материала или рисовали то, что ярче всего запомнилось.

Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. ( В детский сад были приглашены родители детей, которые познакомили детей с особенностями своей профессии: швея, медицинская сестра, полицейский.)

Информация, которую дети получали во время непосредственно-образовательной деятельности, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и упражнениях: «Закончи предложение», «Слова любви к родному городу», «Объясни значение слов», «Составь флаг», «Составь герб»….

Так же в игре осуществлялась индивидуальная деятельность по ознакомлению с родным городом, это помогало выяснить степень знаний детей, их сообразительность, смекалку. Например, Артём долго не мог запомнить свой домашний адрес. Я предложила ему пригласить ребят в гости, и для этого ему необходимо было каждому назвать свой адрес и рассказать, как лучше добраться до его дома. В результате частого повторения и желания пригласить всех к себе ребёнок выучил и запомнил не только свой адрес, но и маршрут к своему дому.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Сотрудничество с педагогами

Работая по данной теме мне, конечно же, приходилось тесно взаимодействовать с узкими специалистами, а именно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно педагогами других групп. Ведь именно в тесном,  творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т.е. развиваться как личность.

Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Совместно с музыкальным руководителем  разучивали с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показываем богатство и красоту родного языка; проводили фольклорные и патриотические праздники, знакомили с народной музыкой.  Праздники всегда сопровождались хорошей музыкой, новым оформлением,  интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

С инструктором  по физической  культуре знакомили детей и проводили подвижные игры разных народов нашей страны, спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые спартакиады».

Также была проведена работа с воспитателями других групп. При работе с педагогами использовались такие формы работы как:  консультация  «Нравственно – патриотическое воспитание посредством игры», игра – викторина «Знатоки родного края».

Мы и дальше будем искать новые формы и методы совместной работы, будем стараться, чтобы каждый день приносил детям радость от общения со взрослыми.

Взаимодействие с семьями воспитанников

 Семья является основными источником знаний об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье ребенок учиться правилам поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика.

С целью активизации работы с родителями был составлен перспективный план по патриотическому воспитанию в семье.

        По нашему совету родители с детьми  посещали с детьми выставочные залы, музеи, библиотеки, кукольный театр, предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом.

На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе», «Животные нашего леса», «Наша улица», «В парке» и другие.

       Ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа и гербы своих семей, которые они потом презентовали и защищали. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других.

      Привлекала родителей к подготовке и участию в различных  совместных мероприятиях: родительском собрании «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», круглом столе «Семейное воспитание».

      Оформила консультации в информационном уголке для родителей, такие как: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,  «Путешествие по родному городу»,  «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

 Многие родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной.

Результативность опыта

В начале и в конце года в группе была проведена педагогическая диагностика на выявление уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о своей малой Родине.

Итоговая диагностика отслеживала результаты достижения детей по этой теме после проведения запланированной работы. Сравнивая результаты начальной и итоговой диагностики, можно выявить положительные результаты в решении поставленных задач.

Анализируя ответы детей на начальном этапе, я отметила, что дети в большинстве имеют  низкий уровень знаний о своей малой Родине. Результаты диагностики доказывают необходимость проведения эффективной работы по формированию представлений о малой Родине у детей 5 - 6 лет, что поможет проблеме патриотического воспитания.

 Одним из более эффективных средств формирования представлений о малой Родине я определила экскурсии, дидактические игры, беседы, игры – путешествия, развлечения, праздники.

Все эти мероприятия дали положительные результаты: прежде всего, дети стали иначе смотреть на родной город, видя как он красив и богат; обогатился словарный запас - пополнился новыми выражениями и оборотами речи; сформировался интерес к исследованию природы родного края; значительно расширилось представление об окружающем мире. Считаю, что у детей  сформировалось чувство гордости за свою Родину, свой родной край, за свой детский сад, семью.      Посещение выставок и различного рода городских мероприятий расширило кругозор детей знаниями о культуре, об обычаях и традициях жителей нашего города. Дети  ориентируются в достопримечательностях нашего города, узнают на фотографиях и называют.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей, родители активнее стали участвовать в различных мероприятиях.

В результате проделанной  работы собран  материал о родном городе, крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного города.

Таким образом, детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.

Перспектива

В перспективе планирую расширить спектр представлений детей о родном крае, а затем и о стране через разные направления  образовательные области; показать взаимосвязь и интеграцию малой и большой Родины. Хочу отметить, что те живые представления, которые дети получают на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения истории.

В перспективу дальнейшей работы включила углубленное изучение народно-прикладного творчества края: деревянное зодчество Тюмени, Ишимские ковры, изделия Тобольских косторезов и многое другое.

Я думаю, чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе и крае, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

В работе с родителями продолжить организацию совместных праздников, досугов, развлечений. Подготовить новые беседы, консультации, внедрить новые формы  работы.

Программно-методическое обеспечение

Работая по данной теме, я использовала различную литературу, которая помогла мне в работе:

  • Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – М. :–Элизе Трейдинг, 2012.
  • Веракса, Н.Е. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М.А. Васильева. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
  • Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду : программы и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
  • Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2008. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  • Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое  пособие, М., 2007
  • Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва,   

2003.

  • Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации.   Маханева М. Д
  • Печерога, А.А. Развивающие игры для дошкольников / А.А. Печерога. - Москва: Вако, 2012. - 192 с.

 «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007687 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6946
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.