Современные технологии речевого развития дошкольников

  чт., 11.06.2020

Авторы:

Артемьева Светлана Ивановна, воспитатель

Иванова Екатерина Ильинична, воспитатель

МБДОУ "ДС "Золотой ключик" г.Тарко-Сале Пуровского района

Слайд №2. Актуальность исследования развития речи в дошкольном возрасте обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом. Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной  жизнедеятельности   человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и культурного наследия богатого русского языка. Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети, сводят к минимуму  установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже  в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорам.

Слайд №3. Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди которых наиболее распространёнными становятся следующие:  малочисленный словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития; искажение большинства употребляемых слов; неумение высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Также результатами нарушения  речевого развития дошкольников становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования. Тревожным является тот факт, что поступающие в детский сад дети. Все это делает проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста актуальной.

Слайд №4. Цель проделанной работы – развить речь дошкольников через применение современных технологий речевого развития.

Слайд№5.  Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка [2, с. 89]. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций [5, с. 76]. Развитие речи – это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей [10, с. 45].

Слайд №6. В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие основные задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

·• обогащение активного словаря;

•  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [1].

Слайд №7. Наиболее актуальными технологиями в условиях реализации требований по развитию речи ФГОС ДО в моей работе с дошкольниками становятся следующие:

• моделирование;

•  мнемотехника;

• технология обучения детей составлению сравнений;

• технология обучения образной речи;

• технология обучения составлению загадок [11, с. 45];

• сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

• артикуляционная и пальчиковая гимнастик;

• логоритмика;

• творческие рассказы;

• игры-драматизации, инсценировки;

• пересказ;

• рассказ по картине [10, с. 78];

• составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.);

• рассказы детей из опыта;

• творческое рассказывание [4, с. 65].

Слайд №8. Технологии речевого развития в моей работе.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи [3, с. 89].

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Среди методов моделирования выделяют следующие:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур).

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы) [2, с. 71].

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Слайд №9. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен [8, с. 19]. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение [6, с. 38].

Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Используя метод мнемотехники, мы работали по схеме:

 - сначала детям показывали  мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или жен несложное короткое изображение;

- затем совместно с детьми осваивали мнемодорожки в виде коллажей, состоящих из четырех несложных изображений. Ребята учились составлять истории, опираясь на него [9, с. 112].

Также мы использовали цветные мнемотаблицы, по которым воспроизводили рассказы. Мнемотаблицы представляют собой схемы и служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи, обогащению словарного запаса, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов. 

Слайд №10. В работе по развитию образной речи я использовала технологию модели составления сравнений., где сначала мы совместно с дошкольниками называли какой либо объект,  обозначали его признак, определяли значение этого признака, а затем сравнивали данное значение со значением признака в другом объекте. После чего дошкольники самостоятельного сравнивали  предметы по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. [5, с. 90].

Используя технологию обучения детей составлению загадок, мы совместно с детьми выбирали какой либо объект, например самовар, после чего я задавала вопросы «Какой самовар по цвету? Какой он по форме?, Что бывает таким же?» детям и записывала их в первой строчке. Затем дети давали образные характеристики объектам, выбранным для сравнения. После заполнения таблицы, мы совместно с детьми прочитывали таблицу, правого и левого столбцов, при этом я использовала связку «Как» или «Но не».

Слайд №11. Как наиболее эффективный и доступный способ совершенствования разговорных способностей, мы использовали метод сказкотерапии. Для этого мы использовали такие приемы, как «Салат из сказок» (смешивание разных сказок), «Что будет, если…» (сюжет задает воспитатель), «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад), «Введение в сказку новых атрибутов, героев». Применение сказкотерапии осуществлялось в следующей определённой последовательности:

1.«Жили-были…»;

2. «И вдруг однажды…»;

3. «Из-за этого»;

4. «Кульминация»;

5. «Развязка».

6 «Мораль сказки» [7, с. 43].

Слайд №12. Следует отметить, что с целью выработки полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, а также для правильного произношения звуков, мы использовали метод артикуляционной и пальчиковой гимнастики - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы [2, с. 117].

Слайд №13.  Логопедическую ритмику, мы применяли  для устранения недостатков речи с помощью движений. Используя различные упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, мы развивали правильное дыхание, формировали понимание темпа, ритма, выразительности  музыки, движений и речи, вырабатывали умение перевоплощаться и двигаться в соответствии с выбранным образом. Среди основных упражнений, применяемых на занятиях по развитию речи, можно выделить следующие:

• ходьба;

• упражнения на развитие дыхания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения на развитие чувства темпа [5, с. 118]

Слайд №14. Для формирования связной речи, мы выполняли работу по обучению творческого рассказывания. Мы использовали три категории рассказов:

1.Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

В обучении творческого рассказывания мы опирались на следующую схему:

1. Предварительная беседа.

2. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.

3. Обсуждение плана / схемы.

4. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).

5. Отбор лучших вариантов

6. Кратковременное обдумывание.

7. Рассказы детей / коллективное рассказывание.

8. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).

9. Итоги занятия [4, с. 37].

Слайд №15. В работе над совершенствованием диалогов и монологов, а также освоению выразительности речи, мы использовал игры – драматизации. В организации проведения игр – драматизаций, мы использовали, как прямые (выявление желания игра, беседа, распределение ролей, замечания и помощь в ходе игры, похвала, беседа в ходе игры), так и косвенные методы руководства (экскурсии, чтение художественных произведений, беседа, рассказ воспитателя, работа с родителями, игры-занятия) [11, с. 58].

Слайд №16. Применение технологии пересказа в работе над развитием речи дошкольников осуществлялось по следующему алгоритму:

1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).

2. Первичное выразительное чтение произведения. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7. Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) [2, с. 119].

Слайд №17. Применяя технологию рассказа по картинке, мы учили дошкольников составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец.  В организации совместной деятельности мы использовали следующий последовательный алгоритм:

1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2. Рассматривание картины.

3. Беседа по ее содержанию.

4. Целевая установка на составление рассказа по картине.

5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.

6. Обобщающий рассказ педагога [4, с. 62].

Слайд №18. Для того чтобы дошкольники самостоятельно научились составлять небольшие описательные рассказы, об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему), мы применяли следующую технологию по составлению описательного рассказа:

1. Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов).

2. Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений.

3. Целевая установка на рассказ. Со второй половины года дети составляют рассказ по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть») или по схеме описательного рассказа.

4. Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.)

5. Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя [3, с. 71].

Слайд №19. Не менее важной технологией в развитии речи дошкольников стал и метод рассказа детей из опыта на такие темы, как «Как провели выходные дни» или Что видели по дороге в детский сад», «Как мы провели праздники», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне». При организации детей на рассказы из опыта, мы использовали следующую структуру занятия:

1.Предварительная беседа – активизация детской памяти.

2. Целевая установка на рассказывание.

3. Обсуждение плана рассказа / схемы.

4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).

5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.

6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.

7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»

8. Оценка рассказа воспитателем.

9. Итоги занятия.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019) // Российская газета. - № - 265. – 2013. 
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособ. / М.М. Алексеева. – М.: «Академия», 2019. – 400 с.
  3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: учеб. метод. пособ. / Т.М. Бабунова. – М.: «Просвещение», 2018. – 267 с.
  4. Бизикова О.А. Технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. / О.А. Бизикова. – М.: «Академия», 2016. – 93 с.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособ. / А.М. Бородич. – М.: «Академия», 2016. – 321 с.
  6. Васильева О.С. Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. – 2016. – №1. – С. 32-41.
  7. Васькова О.Н., Политыгина А.В. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособ. / О.Н. Вастькова. – М.: «Просвещение»,  2017. -  245 с.
  8. Волкова В.Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста: Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф., М., 2018. – С. 18-20.
  9. Мосолкина Л.С. Использование мнемотаблицы в качестве дидактического материала: учеб. пособ. / Л.С. Мосолкина. – М.: «Академия», 2018. – 217 с.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособ. / Е.И. Тихеева. – М.: «Академия», 2017. – 389 с.
  11. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия: учеб. пособ. / О.А. Шорохова. – М.: «Просвещение», 2016. – 289 с.

 «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007675-0007676 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 26676
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.