Программа по формированию у детей коммуникативных навыков «Тропинки к своему «Я»

  вс., 08.08.2010

Автор: Кривощёкова Ольга Александровна,

воспитатель МАУДО г. Ялуторовска «Детский сад №7»

 Кривощёкова Ольга Александровна представляет программу по формированию у детей коммуникативных навыков «Тропинки к своему «Я», которую реализует в детском саду на занятиях кружка в форме дополнительных образовательных услуг.

 

  Программа утверждена на экспертном совете

МУ «Информационно – методический центр»

г. Ялуторовск

протокол №1 от 24 сентября 2009 года

   

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

  Методологической основой программы являются  труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной.

Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги и В. В. Столина, Г. Т. Хоментаускас.

 

Программа «Тропинка к своему «Я» - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы: развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.

Задачи программы:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2.  Развивать язык жестов, мимики и пантомимики, научить детей понимать, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

3.  Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

4. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

 

Принципы реализации программы

В коррекционно-развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

 Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с октября по март  включительно с детьми средней и старшей групп. Сентябрь, январь, апрель – диагностика.

Ведущей формой работы являются тренинги.

Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 38 занятий (19 занятий в средней  группе, 19 занятий в старшей группе).

Продолжительность занятий 20-25  минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Структура программы

Программа «Тропинка к своему «Я» состоит из трёх разделов:

1. «Я и эмоции»

Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

2. «Я + Я»

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

3. «Я и моё окружение»

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

 

Программа содержит: 

 

Задачи 1-го  - 3- го  разделов;

Ожидаемые результаты;

Методы и приёмы обучения;

Психологические методики для обследования детей, родителей и воспитателей;

Тематический план занятий;

Конспекты всех  занятий в 3-х возрастных группах;

Сравнительный анализ результатов диагностики;

Список литературы;


Заказать программу можно в МАУДО г. Ялуторовска «Детский сад №7»:

 Адрес: ул. Карбышева 6, г. Ялуторовск, Тюменской области, 627017.

Телефон: 8(34535) 2-20-38, факс 8(34535) 2-28-33.

E-mail: Ds karb@mail.ru

Директор : Наталья Михайловна Гавриленко.

 

Автор: Кривощёкова Ольга

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5262
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.