Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мультимедийных технологий |
пт., 12.04.2019 |
Автор: Иванова Екатерина Ильинична, воспитатель
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида
"Золотой ключик", г. Тарко-Сале
Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютера здесь обладают неисчерпаемыми возможностями. Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
Мультимедиа это самые мощные и интересные для образования продукты. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций. Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных ресурсов сегодня очень разнообразен. Прежде всего, это компьютерные развивающие программы для детей. Адреса сайтов, где можно найти много полезной информации необходиной при подготовке к образовательной деятельности с детьми по развитию речи (готовые конспекты, презентации, компьютерные игры и многое другое):
http://eor-np.ru/ Журнал "Воспитатель ДОУ"
http://dovosp.ru/ Журнал «Дошкольное воспитание»
Ежемесячное издание для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов, колледжей и родителей. Журнал предлагает читателям научные статьи по педагогике и психологии, методики занятий, советы и консультации для родителей и педагогов.
Журнал «Ребенок в детском саду» — иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. Выходит один раз в два месяца. На страницах журнала публикуются материалы по проблемам возрастной психологии, коррекционной педагогики, современные методики и технологии, лучший опыт практиков.
http://doshkolnik.ru - "Дошкольник"
Этот сайт – для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же можно найти интересную информацию для детей: стихи, сказки, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев к различным праздникам.
http://festival.1september.ru/ - Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"
http://pedsovet.su/load/304 - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.
http://www.babylessons.ru/- Детские Уроки - сайт для воспитателей, родителей и малышей.
http://games-for-kids.ru/language-development/language-development.php Веселые уроки - развивающие игры и задания для детей. Полезная информация.
http://pochemu4ka.ru/ ПочемуЧка- сайт для детей и их родителей публикует презентации на детские стихи и песни, сказки, загадки. Презентации о животных, о профессиях, «Учим буквы». Развивающие игры для детей.
http://www.koshki-mishki.ru/ Кошки-мышки - детский развлекательно - развивающий сайт. Колыбельные, потешки, стихи, загадки, пословицы, считалки, скороговорки. Игры. И многое другое.
http://www.hobobo.ru// Сказочная библиотека ХОБОБО - сказки и мифы народов мира, киносказки и мультфильмы, аудиосказки, авторские сказки.
http://tmndetsady.ru «Детские сады Тюменской области» - информационно-методический портал размещает электронные учебные пособия для детского сада, серию обучающих дисков для воспроизведения на компьютере и DVD плеере. Детские презентации по всем разделам программы в соответствии с образовательными.
Опыт моей работы показал, что эффективное применение мультимедийных презентаций при работе с детьми влияет на повышение качества обучения детей. Я постоянно использую презентации при работе с детьми в режимных моментах показах приемов последовательности выполнения работы на занятиях по обучению грамоте, в заданиях по составлению предложений. Использование мультимедиа при работе с художественной литературой дает возможность сделать каждое занятие неповторимым, разнообразным, наглядным. Я использую аудиозаписи художественных произведений, демонстрирую иллюстрации известных художников к произведениям, подбираю музыкальные произведения по теме.
Считаю уместным применение современных информационных технологий в детских садах, при условии регламентированного и безопасного для здоровья использования техники в работе с детьми дошкольного возраста. Медиазанятия позволяют сформировать у дошкольников грамматический строй речи в достаточно небольшие сроки. Благодаря организации с мультимедиа у детей происходит: стимулирование речевой активности; увеличение речевой деятельности; появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия.
Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Наличие в нашем детском саду мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана – дают возможность воспитателям и специалистам создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям.
Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке.
Задание 1. Это задание можно выполнить 3–мя способами. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
Задание 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
Задание 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.
Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х. картинок.
Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи:
Задание 1. Игрушки перепутали, требуется помощь ребят, они называют, что именно подарили Зое, а что Саше. (На интерактивной доске изображение мальчика и девочки, игрушек)
Варианты:
«Чья игрушка?» Зоина кукла. Сашин робот.
«Жадина» Мой самолет. Моя пирамидка.
«Подбирай, называй, запоминай» Дома (в магазине, в детском саду) с игрушками что можно делать? Рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
Задание 2. «Поможем маме» Необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник.
Закрепить названия кухонной посуды.
Задание . Следующее задание знакомит детей с зимующими птицами: «Рассмотри и назови
Варианты:
«Скажи одним словом»
«У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокой»
«Кто как голос подает?»
Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Рассказывание сказки по картинкам.
Определение последовательности сюжета по картинкам.
Таким образом, мультимедиа технологии активно входят в образовательный процесс нашего ДОУ наравне с традиционными средствами развития, воспитания, коррекции.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005838
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf