«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста посредством сенсорно-игровых пособий»

  вс., 31.03.2019

Автор:

Кузнецова Оксана Владимировна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №1» г.Тобольска

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности

у детей раннего возраста посредством сенсорно-игровых пособий»

Ребёнок – это маленький  исследователь окружающего мира, который открывается для него  через опыт личных ощущений и  действий, через  познание и исследование. В ходе исследования, заключающегося в практическом знакомстве с предметами и объектами окружающего мира, их особенностями и свойствами, совершенствуется все психические процессы ребёнка: восприятие, память, внимание, развивается мышление и речь, что  является основой формирования познавательно-исследовательской деятельности.   Важной её составляющей   является и сенсорная культураМария Монтессори, знаменитый  итальянский педагог и психолог,  основоположница сенсорного воспитания, считала, что «… развитие чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах...»

Ранний возраст является  периодом активного экспериментирования ребёнка с предметным миром: вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое  вызывает у него исследовательский интерес. Действия с предметами развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивую познавательную мотивацию, являющейся основой дальнейшего активного   развития и успешного обучения.

       Нельзя не упомянуть и о наиболее важном  промежутке времени для малышей -  периоде адаптации к условиям детского сада. Одним из основополагающих факторов успешной адаптации является  сохранение привычных для ребёнка индивидуальных привычек и  приёмов ухода, а также  создание эмоциональной благоприятной среды в группе.  Такой средой может стать только наполненная и развивающая среда.

        Наша группа называется «Ромашка».  О её названии  можно догадаться уже с порога! Общее дизайнерское оформление  группового помещения, приёмной, спальни и даже туалета,  цветовая гамма,  наличие  стилизованных элементов в виде ромашек – всё для того, чтобы создать яркую, и в то же время, благоприятную и развивающую обстановку. Выбор названия группы  не случаен.  Ромашка, как многим известно, является символом семьи, а группа-это наша большая семья, где мы проживаем день за днём, ежедневно испытывая радость и разочарования,  радуемся  удаче и преодолеваем сложности.  Цвет в интерьере  соответствующий. О влиянии цвета на детей раннего возраста говорилось много, психологи советуют продуманно относится к выбору цвета в интерьере дошкольного учреждения. Изучая литературу на тему цвето - терапии мне удалось выяснить, что светло – жёлтый цвет в групповом дизайне стимулирует жизнерадостное и оптимистичное настроение, доброжелательность в общении. Зелёный цвет помогает педагогу создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, способствующую формированию у детей уверенности при выполнении сложных действий с предметами. Именно эти цвета доминируют в нашей группе, ненавязчиво создавая комфортную среду.

         Для организации познавательно – исследовательской деятельности в группе созданы все условия: сенсорный стол (лабиринты, деревянные каталки и шнуровки, стучалки, логические домики, кубы и  многое другое), набор «Водный мир» для игр с водой, космический песок в мини-песочнице, разнообразные деревянные  вкладыши, крупные и средние конструкторы, пирамидки и многое другое.

         Для более эффективного  развития процесса познания и организации с маленькими детьми познавательно - исследовательской деятельности я    использую  разнообразные сенсорно-игровые пособия. К их выбору  подошла творчески, решив использовать самостоятельно и совместно с родителями созданные, как мы в последующем их назвали   познавательные сенсорно-игровые пособия. Каждое из них  было заранее продумано: материал, безопасность, оформление, а самое главное, то каким образом  будет использоваться для достижения основной уели, а именно развития у детей  познавательно - исследовательской деятельности. В процессе изготовления каждого пособия приходили новые идеи и решения, которые помогали  модернизировать и обогащать  развивающую значимость пособия - игры. После были разработаны и небольшие рекомендации по использованию готовой игры, продуманы варианты её применения в организации  познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста.

          Представляю Вашему вниманию описание наиболее интересных созданных нами пособий.

1. Сенсорно-познавательные юбки "Времена года"


        «…Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума »  писал  Сухомлинский.   Знакомство моих воспитанников с многообразием природы  я решила организовать, примерив её  на себя. В итоге появились в нашей группе 4 сезонные юбки. Каждая оформлена по одному из  времени года: основным элементом является дерево, имеются съёмные детали на липкой ленте (облака,  листочки, птицы, цветы и др.)

Надевая  юбку, я без слов могу собрать своих малышей вокруг себя и организовать познавательно-исследовательскую деятельность на следующие темы:

«Найди то, что я назову»

« Собери разноцветные листочки..игрушки»

«Найди и назови»

«Найди такой же»

«Когда это бывает»

«Какого цвета?»

«Чего не хватает?»

«Собери листочки в кармашек»

«Много и один» и т д.

2.  Пособие «Бабочки»

      На круглом основании – деревянном кольце кольца прикреплены  цветные полоски ткани разной длинны, на концах которых расположены бабочки . Бабочки вырезаны из плотной фетровой ткани. С помощью пособия  использовать с целью ознакомления с насекомыми- бабочками, стрекозами, их строением, закрепление знания  цветов  (зелёный, жёлтый, красный, жёлтый)

3. «Ёлки- зелёные иголки"

     Пособие представляет собой несколько елочек,  сшитых из мягкой трикотажной ткани, в виде чехлов, которые одеваются   на кольцевой каркас, выполненный из проволоки и  конусы из плотного картона.  С помощью таких  замечательных  ёлочек можно не только создать хорошее настроение, нарядив её прищепками, бантами, снежинками, предварительно рассмотрев их и подействовав с ними. Научиться находить большую и маленькую ёлочку, поиграть в игру  «Кто спрятался под ёлочкой».

4.«Облака»

        Облака сшиты  из флиса и закреплены на резинке. Набивка - синтепон.

Варианты игровых заданий:

«Найди и покажи»

«Какого цвета облачко»

«На какое облачко села птичка, бабочка и т.д.»  

5. «Мы посадим огород…»

         Мягкий макет грядки с набором  овощей -  капуста, морковь, горох. Всё оборудование изготовлено из мягкой ткани, набивка - синтепон, использовались замки - молнии.

Варианты игровых заданий:

 «Мы посадим огород»

«Накормим домашних животных»

«Что растёт в огороде?»

 «Кто что любит?», 

«Как овощи растут»,

 «Собираем урожай» 

«Кто в домике живёт…?»

            Вместе с родителями мы изготовили простое но функциональное  пособие, которое помогает нам отправляться в любое  путешествие – машинка, которая сшита из ткани в виде чехла на стульчики. Кроме этого в группе есть и такие пособия, как  чудесные корзинки, цветные мешочки, сенсорный коврик и  многие другие. Все пособия поддаются обработке (стирке, отпариванию), при этом они не деформируются и не теряют цвет.

         Используя данные  познавательные сенсорно-игровые пособия,  мне  удалось создать неповторимую    среду группы, сделать её  интересной и развивающей, где каждый малыш может удовлетворить свою любознательность, проявить стремление к познанию и исследованию окружающего мира.

 

      Литература:

1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер 1988г

2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т.В. Галанова 1996г

3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой 2010г

4. «Первые шаги»Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова 2008г

5. Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С.58-70

6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л.Н. Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова 2003г

7. Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель ДОУ 2008г №1 С.24-28

8. Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель ДОУ 2008г №11 С.51-59

9. Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105-111

10.Гореева С.В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С.23-26

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005829

 

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4777
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.