«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста посредством сенсорно-игровых пособий» |
вс., 31.03.2019 |
Автор:
Кузнецова Оксана Владимировна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №1» г.Тобольска
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности
у детей раннего возраста посредством сенсорно-игровых пособий»
Ребёнок – это маленький исследователь окружающего мира, который открывается для него через опыт личных ощущений и действий, через познание и исследование. В ходе исследования, заключающегося в практическом знакомстве с предметами и объектами окружающего мира, их особенностями и свойствами, совершенствуется все психические процессы ребёнка: восприятие, память, внимание, развивается мышление и речь, что является основой формирования познавательно-исследовательской деятельности. Важной её составляющей является и сенсорная культура. Мария Монтессори, знаменитый итальянский педагог и психолог, основоположница сенсорного воспитания, считала, что «… развитие чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и высказывая суждения о предметах...»
Ранний возраст является периодом активного экспериментирования ребёнка с предметным миром: вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое вызывает у него исследовательский интерес. Действия с предметами развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивую познавательную мотивацию, являющейся основой дальнейшего активного развития и успешного обучения.
Нельзя не упомянуть и о наиболее важном промежутке времени для малышей - периоде адаптации к условиям детского сада. Одним из основополагающих факторов успешной адаптации является сохранение привычных для ребёнка индивидуальных привычек и приёмов ухода, а также создание эмоциональной благоприятной среды в группе. Такой средой может стать только наполненная и развивающая среда.
Наша группа называется «Ромашка». О её названии можно догадаться уже с порога! Общее дизайнерское оформление группового помещения, приёмной, спальни и даже туалета, цветовая гамма, наличие стилизованных элементов в виде ромашек – всё для того, чтобы создать яркую, и в то же время, благоприятную и развивающую обстановку. Выбор названия группы не случаен. Ромашка, как многим известно, является символом семьи, а группа-это наша большая семья, где мы проживаем день за днём, ежедневно испытывая радость и разочарования, радуемся удаче и преодолеваем сложности. Цвет в интерьере соответствующий. О влиянии цвета на детей раннего возраста говорилось много, психологи советуют продуманно относится к выбору цвета в интерьере дошкольного учреждения. Изучая литературу на тему цвето - терапии мне удалось выяснить, что светло – жёлтый цвет в групповом дизайне стимулирует жизнерадостное и оптимистичное настроение, доброжелательность в общении. Зелёный цвет помогает педагогу создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, способствующую формированию у детей уверенности при выполнении сложных действий с предметами. Именно эти цвета доминируют в нашей группе, ненавязчиво создавая комфортную среду.
Для организации познавательно – исследовательской деятельности в группе созданы все условия: сенсорный стол (лабиринты, деревянные каталки и шнуровки, стучалки, логические домики, кубы и многое другое), набор «Водный мир» для игр с водой, космический песок в мини-песочнице, разнообразные деревянные вкладыши, крупные и средние конструкторы, пирамидки и многое другое.
Для более эффективного развития процесса познания и организации с маленькими детьми познавательно - исследовательской деятельности я использую разнообразные сенсорно-игровые пособия. К их выбору подошла творчески, решив использовать самостоятельно и совместно с родителями созданные, как мы в последующем их назвали познавательные сенсорно-игровые пособия. Каждое из них было заранее продумано: материал, безопасность, оформление, а самое главное, то каким образом будет использоваться для достижения основной уели, а именно развития у детей познавательно - исследовательской деятельности. В процессе изготовления каждого пособия приходили новые идеи и решения, которые помогали модернизировать и обогащать развивающую значимость пособия - игры. После были разработаны и небольшие рекомендации по использованию готовой игры, продуманы варианты её применения в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста.
Представляю Вашему вниманию описание наиболее интересных созданных нами пособий.
1. Сенсорно-познавательные юбки "Времена года"
«…Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума » писал Сухомлинский. Знакомство моих воспитанников с многообразием природы я решила организовать, примерив её на себя. В итоге появились в нашей группе 4 сезонные юбки. Каждая оформлена по одному из времени года: основным элементом является дерево, имеются съёмные детали на липкой ленте (облака, листочки, птицы, цветы и др.)
Надевая юбку, я без слов могу собрать своих малышей вокруг себя и организовать познавательно-исследовательскую деятельность на следующие темы:
«Найди то, что я назову»
« Собери разноцветные листочки..игрушки»
«Найди и назови»
«Найди такой же»
«Когда это бывает»
«Какого цвета?»
«Чего не хватает?»
«Собери листочки в кармашек»
«Много и один» и т д.
2. Пособие «Бабочки»
На круглом основании – деревянном кольце кольца прикреплены цветные полоски ткани разной длинны, на концах которых расположены бабочки . Бабочки вырезаны из плотной фетровой ткани. С помощью пособия использовать с целью ознакомления с насекомыми- бабочками, стрекозами, их строением, закрепление знания цветов (зелёный, жёлтый, красный, жёлтый)
3. «Ёлки- зелёные иголки"
Пособие представляет собой несколько елочек, сшитых из мягкой трикотажной ткани, в виде чехлов, которые одеваются на кольцевой каркас, выполненный из проволоки и конусы из плотного картона. С помощью таких замечательных ёлочек можно не только создать хорошее настроение, нарядив её прищепками, бантами, снежинками, предварительно рассмотрев их и подействовав с ними. Научиться находить большую и маленькую ёлочку, поиграть в игру «Кто спрятался под ёлочкой».
4.«Облака»
Облака сшиты из флиса и закреплены на резинке. Набивка - синтепон.
Варианты игровых заданий:
«Найди и покажи»
«Какого цвета облачко»
«На какое облачко села птичка, бабочка и т.д.»
5. «Мы посадим огород…»
Мягкий макет грядки с набором овощей - капуста, морковь, горох. Всё оборудование изготовлено из мягкой ткани, набивка - синтепон, использовались замки - молнии.
Варианты игровых заданий:
«Мы посадим огород»
«Накормим домашних животных»
«Что растёт в огороде?»
«Кто что любит?»,
«Как овощи растут»,
«Собираем урожай»
«Кто в домике живёт…?»
Вместе с родителями мы изготовили простое но функциональное пособие, которое помогает нам отправляться в любое путешествие – машинка, которая сшита из ткани в виде чехла на стульчики. Кроме этого в группе есть и такие пособия, как чудесные корзинки, цветные мешочки, сенсорный коврик и многие другие. Все пособия поддаются обработке (стирке, отпариванию), при этом они не деформируются и не теряют цвет.
Используя данные познавательные сенсорно-игровые пособия, мне удалось создать неповторимую среду группы, сделать её интересной и развивающей, где каждый малыш может удовлетворить свою любознательность, проявить стремление к познанию и исследованию окружающего мира.
Литература:
1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер 1988г
2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т.В. Галанова 1996г
3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой 2010г
4. «Первые шаги»Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова 2008г
5. Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С.58-70
6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л.Н. Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова 2003г
7. Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель ДОУ 2008г №1 С.24-28
8. Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель ДОУ 2008г №11 С.51-59
9. Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105-111
10.Гореева С.В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С.23-26
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005829
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf