Формирование основ здорового образа жизни средствами проектной деятельности

  вс., 03.03.2019

Автор:

Белова Ольга Алексеевна,

заместитель заведующего 

МАДОУ д/с № 146 города  Тюмени

 

Формирование основ здорового образа жизни средствами проектной деятельности

 «Здоровье это вершина, которую каждый должен покорить сам…» гласит восточная мудрость.

Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не, создав фундамент здоровья в дошкольном детстве,  трудно сформировать, здоровье в будущем. Ведь  именно  дошкольном возрасте  закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Важнейшая задача каждого дошкольного образовательного учреждения организовать педагогический процесс таким образом, чтобы воспитывать у  ребенка ценностное отношение к своему здоровью.

Как показывает наш опыт, одним  из ценностных  методов, способствующих формированию основ здорового образа жизни у ребенка, накоплению знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,  является метод проектной деятельности.

Общесадовый  детско - родительский   проект «Мы – за здоровый образ жизни»

Условия и порядок организации проектов: В проекте принимали участие: педагоги,  дети и родители воспитанников.

Длительность проектов – 2 месяца.

Все участники подошли  творчески  к оснащению групп  в соответствии с темой проекта.  Создали  в своих группах игровое оборудование, дидактический материал,  сюжетно - ролевые  игры, макеты, выставки по выбранной тематике.  Погружение  в темы, происходило  разными средствами: в ходе непосредственно  образовательной деятельности, разнообразных игр, чтения  художественной литературы, поиске  информации в интернете,  создания  презентаций и др.

Основная цель проектов -  обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,   правильному питанию.

Основные методические позиции, на которые  опирались  педагоги  при реализации проекта:

- стимуляция  любознательности ребенка,  поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;

- эмоциональная   вовлеченность  взрослого и ребенка в совместную деятельность;

 - передача инициативы от взрослого ребенку; 

- разнообразие деятельности. 

Итак,   12 групп – 12  тем проектов  –  12  разнообразных итоговых мероприятий, которые проходили совместно с родителями в виде конференций. Каждое мероприятие имело свою сюжетную линию, соответствующую теме  проекта.

Младшие группы

  1. Здоровые дети –  счастливая семья!
  2. Очень каши хороши – для здоровья и души!
  3.  Расти здоровым,  малыш!

Средние группы

  1.  Капуста – королева питания!
  2.  Да здравствует, мыло душистое!
  3.  Овощи и фрукты – полезные продукты!

Старшие группы

  1.  Здоровые зубы – здоровью любы!
  2.  Молоко и молочные продукты …
  3.  Чеснок и лук - от семи недуг!

Подготовительные группы

  1.  Секреты здорового позвоночника .
  2.  Пейте дети молоко – будете здоровы!
  3.  Движение – это жизнь!

  Итоговые мероприятия прошли в каждой группе совместно с родителями:

Младшая группа, тема  «Здоровые дети – счастливая семья!»  – формирование основ здорового жизни и интереса к занятиям физической культурой, конечно же,  через взаимодействие с семьей! Еще ранней осенью, в  субботу,  организовали спортивный досуг в сквере Депутатов – возле Современника. Масса позитивных эмоций у всех участников! С малышами  в детском саду проведен целый ряд спортивных развлечений: «В гости к зайцу», «Мой веселый, звонкий мяч» и др. Итоговое мероприятие проходило при активном участии родителей и любимого мультяшного героя  Фиксика.  Все вместе  посмотрели   и прокомментировали семейную  презентацию о том, как активно проходят выходные дни в семье -  поэтому и дети здоровы.

А веселый и здоровый Фиксик, показывая картинки,  выяснил у детей,  что нужно делать для того, чтобы быть здоровым:

-         гулять на свежем воздухе

-         кушать,

-         делать зарядку,

-         умываться,

-          кататься на велосипеде, на самокате, на санках,

-         купаться в реке (в море….) и др.

Дети сложили в корзину картинки с полезными и  в ведерко, с большим сожалением картинки с вредными для здоровья продуктами: мороженое, жевательную резинку, чипсы и др. А далее  веселая музыкальная разминка, игры – эстафеты, получение медалей и полная корзина яблок! 

Младшая группа, тема  «Очень каши хороши – для здоровья и души».

Появление куклы Кати, у которой болит животик от того, что на завтрак она покушала чипсы и сухарики с лимонадом, мотивировало детей к тому, что они  с удовольствием рассказали ей, что у них здоровье в порядке, т.к. на завтрак дети кушали овсяную кашу.

В ходе дидактической  игры  «Поварята» рассмотрели и назвали различную  крупу. Рассказали Кате: если каша из гречки – гречневая каша, если из пшена – пшенная каша и  т.д.

Родители и дети «помогли»  повару детского сада в «создавшейся проблемной ситуации»,   перебрали рисовую  крупу и фасоль.

И конечно, с большим удовольствием посмотрели презентацию, послушали Матвея и его папу о том, как они готовили гречневую кашу дома. А видео, где Маша с мамой варили манную кашу,  смотрели просто с открытыми ртами! 

Все игры и физкультминутка: «Горшочек вари», «Варим кашу», «Маленький Гномик кашу варил…»  подобраны в соответствии с темой проекта, и  не удивительно, что дети знают названия всех каш!

Младшая группа, тема:  «Расти здоровым,  малыш!»

Желание помочь появившемуся чихающему Лунтику, способствовало тому, что дети отправились в город Здоровья.

Остановка «Спортивная», позанимались вместе с Лунтиком  зарядкой, посмотрели видеофильм, созданный одной из семей, как активно проходит отдых в семье.

На остановке  «Чистюля», дети,   встретившись с Мойдодыром,  рассказали о том, как нужно ухаживать за собой, помогли почистить зубы крокодилу, сделанные из белой фасоли.

На остановке «Витаминной» -  посетили «Магазин», где  купили целую  корзину полезных  продуктов: овощей и фруктов,  угостили ими  Лунтика, а  еще собрали  из пазлов  картинки ягод, фруктов и овощей.

Средняя группа, тема:  «Капуста – королева питания!»

Мероприятие  прошло в виде «Капустника». Дети  просто удивили  тем, с какой легкостью они различают и называют разные виды капусты: белокочанная, пекинская, цветная  савойская, брюссельская, краснокочанная, кольраби, брокколи.

Разыгранная детьми сценка показала, что капустой не прочь полакомиться и зайцы, а в игре «Гусеница», дети пытались уберечь капусту от  ее злейшего врага -  гусеницы. Народная игра «Вейся, капустка», помогла  сформировать у детей представление о том, как  вызревает и вырастает вилок капусты.

Родители приняли непосредственное участие в  «Капустнике»: рассказали,  чем полезна и богата капуста,  подготовили презентации, показали и рассказали вместе с детьми о том,  какие разнообразные вкусные блюда готовят в семье из капусты и дети их стали кушать с большим удовольствием! 

И конечно, самым удивительным и эмоционально - насыщенным моментом явилось то, когда постряпанные вместе с родителями из соленого теста пирожки с капустой унесли на кухню и через несколько минут принесли  - горячие ароматные пироги! И конечно, дело закончилось чаепитием!

Средняя группа, тема:  «Да здравствует мыло, душистое!»

Посещение выставки туалетного мыла у Мойдодыра, созданной в процессе проекта, вызвало у детей массу положительных эмоций: разнообразные формы, цвет, запах… дети увлеченно рассматривали, нюхали друг у друга, рассказывали, что мыло пахнет бананом, арбузом, елочкой…  и вдруг, внесение какого-то серого невзрачного большого куска мыла! Реакция детей: «Фууу!!!»  И тут видео - фильм, в котором   воспитатель раскрывает секреты хозяйственного мыла:  показывает  и рассказывает, как в домашних условиях  хозяйственным мылом  можно мыть овощи и фрукты, мыть посуду, стирать вещи и даже промыть рану на руке!

Появление на экране Замарашки, способствовало тому, что дети показали ей, как нужно намыливать руки  и смывать водой мыльную пену!

Экспериментирование  с сухим мылом позволило детям создавать  рисунки и надписи на темной ткани.

А далее все происходило, как в настоящей лаборатории: добавление  жидкого мыла в воду, внесение коктейльных трубочек  позволило детям с восторгом создавать пену и мыльные пузыри!

Но и это еще не все! Презентация  семьи о том,  как можно изготовить мыло в домашних условиях, и вот тут-то началось самое главное- мыловарение!

Дети,  совместно с родителями,  соблюдая все технологии, порезали  мыльную основу на кубики и растопили в микроволновке, добавили цвет, базовые  масла. Размешали, разлили в формы и результат,  в дальнейшем, удивил и  очень порадовал детей, а в группе  - коллекция мыла  пополнилась мылом, сделанным руками детей! 

Средняя группа, тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты!»

Дети отправились в удивительное приключенческое путешествие по сказке «Чиполлино», на поиски домика Тыквы! Вредный Синьор Помидор смешал овощи и фрукты. В ходе этого удивительного путешествия, дети:

- помогли  фруктам и овощам  вернуться в свои корзины - домики,

- рассадили овощи на грядках, так, как они растут  –  под землей и над землей;

- дали названия фруктовым блюдам: если сок из яблок – сок яблочный, если начинка для пирога из груш – грушевая начинка, если варенье из мандарин – мандариновое варенье и т.д.;

- посмотрели и послушали, подготовленные  родителями,  презентации о  приготовлении в семье любимых фруктовых и овощных  блюд;

-         назвали массу вкусностей, которые готовят из фруктов: пастила, мармелад, компот, фруктовый салат, фруктовое мороженое и т.д.

Перехитрив  стражников Лимончиков, подобрали по форме необыкновенные фруктово – овощные ключи к замочным скважинам в виде геометрических фигур –  и конечно же, преодолев все препятствия, отыскали домик для тыквы!

«Старшая группа, тема: Здоровые зубы – здоровью любы!»

Появление Маши с зубной болью, мотивировало детей к тому, чтобы рассказать ей о том, как нужно ухаживать за зубами, пересмотреть все продукты в ее корзине, убрать вредные для зубов!

А далее, как на научной конференции сообщение за сообщением: о строении зубов,  о молочных и коренных зубах, о том,  как происходит их смена, о вредных бактериях, которые сначала питаются налетом на зубах, далее повреждают их эма  ль, вот тут-то и возникает кариес!  Удивление и глубокий  интерес к этим сообщениям пережили не только дети, но и их родители!

Для того, чтобы сохранить зубы здоровыми, дети подобрали и наклеили  картинки с полезными продуктами на макеты здорового и больного зуба. Разделившись  на группы,  родители совместно с детьми составили  несколько меню на 1 день, чтобы  в меню было, как можно больше блюд,   приготовленных из полезных для зубов продуктов,   и торжественно вручили Маше!

Старшая группа, тема: «Молоко, и молочные продукты…»

Отправившись с Незнайкой  на ковре – самолете в Молочную страну, дети побывали на ферме, рассказали ему о том, кто ухаживает за коровами, как заготавливают для них корм, чем кормят и,  как все-таки молоко приходит к нам на стол?

В ходе творческой деятельности, совместно с родителями создали стадо пятнистых коров, наполнили бидоны молоком и рассказали о других животных (коза, овца, лошадь, олень, верблюд), которые дают молоко и из него тоже готовят молочные продукты: сыр, брынзу и другие…

Родители совместно с детьми подготовили презентации о пользе молочных продуктов и продемонстрировали приготовление разнообразных полезных блюд из творога: домашний сыр, запеканка, сырники,  пирожки с творогом и др.

Кроме того «лабораторные исследования творожка» (а в группе в этот день работала «научная лаборатория»!), который Незнайка несколько дней носил в рюкзаке, показали, что творог испорчен. Дети просветили Незнайку  о том, что молоко и все молочные продукты необходимо хранить в холодильнике и соблюдать сроки годности, которые написаны на упаковке!

Старшая группа, тема: «Чеснок и лук – от семи недуг!»

Итоговое мероприятие началось с приглашения Чиполлино -  детей и родителей на чесночно - луковую вечеринку. Место встречи – огород».

Поскольку вечеринка чесночно - луковая, родители вместе с детьми из фетра и картона сделали шапочки Лука и Чеснока. На вечеринке дети  поделились знаниями о их пользе: эти овощи улучшают аппетит, борются с микробами, содержат много витаминов, фитонцидов,  хорошее средство при лечении зубной боли, кашля, насморка, настой луковой шелухи уничтожает вредных насекомых!

Видео эксперимента, проведенного ребенком в домашних условиях,  выявил содержание меди в чесноке!

А еще одно видео, созданное родителями, где «папа  очень простыл»,  продемонстрировало   удивительные лечебные свойства чеснока!   

Эксперименты, проведенные в группе,  выявили другие удивительные свойства чеснока: с помощью чесночного сока склеили полоски картона, стеклышки. Это позволило сделать  просто научное открытие: сок чеснока липкий, как у  сахарного  сиропа  потому,  что  в чесноке, как и в  сахаре, содержатся растительные белки и углеводы.

Игры с картинками, разыгранная сценка «Лук и чеснок», игра,  в ходе которой дети продемонстрировали знания о блюдах, в которые добавляют  лук или чеснок, все это говорит  о  том, что у детей сформировалось  представление об этих овощах, как об очень полезных продуктах!

Подготовительная группа, тема:  «Пейте дети молоко – будете здоровы!»

Блицтурнир, «Черный ящик», викторина – все это о молоке и молочных продуктах!  Потрудиться пришлось и родителям и детям!

Дети подготовили презентации о молочных продуктах, секретах приготовления блюд, и  их пользе.   Игра  «Приготовьте блюдо!»  показала, что у детей сформировано полное представление о том, какие блюда готовятся на основе  молока (каши, блинчики, омлет, какао и др.).

Кроме того, в  рамках этого проекта прошла  ДЕГУСТАЦИЯ  родителями,  трех видов запеканок из творога  в формате «Контрольной закупки». Как показало интервью, взятое у родителей, лидером среди творожных запеканок оказалась Царская ватрушка!

Подготовительная группа, тема:  «Секреты здорового позвоночника!

История про то, как знакомая смастерила своей маленькой дочке куклу из отрезков ткани, набив ее  мягким поролоном, внесение этой куклы, которая не может ни сидеть, ни стоять, навела детей на мысль о том, что  ее тело нужно сравнить  с телом человека. И дети   обнаружили отсутствие у куклы - позвоночника. И вот тут, как на настоящей научной конференции, дети выступили с докладами о позвоночнике, рассмотрели его строение, рассказали про спинной мозг, о возможностях позвоночника  (его гибкости – более 360%, выносливости – выдерживает вес более 400 кг), а самое главное о том, что позвоночник нужно развивать, тренировать, беречь!

А появление мультяшных героев АХ и ОХ, позволило сравнить здоровье с солнышком,  создать Модель солнца, лучики которого и есть наше здоровье:

-         занятия физкультурой и спортом,

-         правильное питание,

-         свежий воздух,

-         режим дня,

-         гигиена тела.

И наконец, упражнение с  этим  удивительным валиком, который позволяет укрепить и правильно сформировать наш позвоночник!

 

Подготовительная группа  «Движение – это жизнь!»

Итоговое мероприятие выстроено таким образом, что дети и взрослые взаимодействовали друг с другом в течение всей встречи: поделившись на команды, совместно придумали название команд, нарисовали эмблемы, отвечая на вопросы викторины, подобрав необходимые принадлежности для определенного вида спорта, продемонстрировали друг другу свои знания о том, что касается спорта.

Один  из самых интересных и увлекательных моментов, когда дети представили презентации о себе и том виде спорта или танцев, которыми они занимаются: спортивная гимнастика, тхеквандо, плавание, спортивно-бальные  танцы, народные танцы.

Просмотр видеофильма семьи  «Активный образ жизни  семьи – залог здоровья наших детей!» и видео - фильма о том,  как протекает активная жизнь детей в детском саду,  вызвали массу положительных эмоций и выводов о том, что движение  и правильное питание  укрепляют наше здоровье!

Образовательный эффект проектов:

  •  В саду создаются условия  для формирования у ребенка основ здорового образа жизни.
  • У детей формируется представление об основах укрепления и сохранения своего здоровья: физическая активность, правильное здоровое питание, свежий воздух, режим дня, гигиена тела.
  • Родители осознанно относятся к выражению:  «Здоровье ребенка – в наших руках», т.к. своим примером, организацией правильного питания, активного отдыха детей и др.,  содействуют  не только формированию у детей основ здорового образа жизни, но и их прочному закреплению.

Подвести условный итог данных проектов  хочется словами  В.А Сухомлинского «… я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье детей  - это важнейший труд воспитателя. Но забота  об их здоровье  невозможна без постоянной связи с семьей…»  И как мы уже убедились, что именно средствами  проектной  деятельности, удается донести до родителей актуальность стоящих перед образовательным учреждением и семьей, задач.

Список литературы

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка - М.: Linka-press,
2012.
Боброва, Е. Взаимодействие семьи и детского сада по формированию
здорового образа жизни дошкольников [Электронный ресурс] http://pedsovet.org.
Шарманова С.Б., Бродягина О.Г. Роль родителей в приобщении
дошкольников к здоровому образу жизни // Управление ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 22.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» 0005617

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 255
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги