Сопровождение профессиональной успешности педагога посредством использования технологии сотрудничества

  пт., 25.01.2019

Автор:

Рогова Оксана Сергеевна,

старший воспитатель

МАДОУ "Детский сад № 40-ЦРР" г. Тобольска

Современные условия развития образования побуждают всех сотрудников дошкольной организации к созданию условий, способствующих повышению качества образования.Поэтому в дошкольной организации необходимо создать условия, которые будут развить такие личностные качества педагогов как инициативность и самостоятельность. Традиционная методическая работа предполагает повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания качества знаний о новых методиках, приемах, технологиях, изменениях за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагогов как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самоорганизации, самоактуализации, самоорганизации. Такая переориентация методической работы определяет необходимость качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога.

На сегодняшний день педагогический коллектив нашего учреждения состоит из 21 педагога, из них 8 педагогов (38 %) составляет молодые специалисты и педагоги, имеющие опыт работы менее 2 лет. Отсутствие опыта работы с детьми дошкольного возраста, уверенности в себе, навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, несформированность навыков саморегуляции являются основными затруднениями в профессиональной их деятельности. Педагоги нуждаются в практической помощи, повышении уровня профессионализма и педагогической компетентности, в создании необходимых условий для успешной адаптации к новым условиям работы и творческой деятельности. Именно поэтому повышается роль методического сопровождения, предполагающего, прежде всего, психолого-педагогическую поддержку (создание успеха, поддержка и оценка успешности деятельности, систематическая помощь в решении выявленных у педагогов затруднений) и информационное сопровождение педагогов, что будет обеспечивать основу для успешного профессионального становления и личностного развития.

Создание имиджа современного педагога, сопровождения его профессиональной успешности являются основным направлением методической работы нашего учреждения. Только успешный человек может воспитать себе подобного, т. е. успешного человека. В настоящее время актуальным является поиск таких форм работы с педагогами, которые будут способствовать профессиональной их успешности.

Мастерство педагога проявляется, прежде всего в сфере его общения, эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности и это является  основным условием успеха и удовлетворенности своим трудом. Поэтому мы отводим значимость формам и методам технологии сотрудничества в методической работе с педагогами, основная идея которой ориентирована на создание условий для активной совместной деятельности педагогов в различных педагогических ситуациях, при которых условием успеха каждого являются успехи остальных. Всевозможное сотрудничество педагогов друг с другом в парах, группах позволяет каждому участнику получить возможность реализовать то, что является сильной его стороной и получать помощь в том, в чем он слабее других. Технологии сотрудничества способствуют формированию навыков совместной деятельности и работы в команде, готовности к творческому решению педагогических задач, выработке новых идей.

Для решения данных проблем была разработана модель сопровождения профессиональной успешности, которая обеспечивает систему организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, эффективного развития компетенций педагогов на основе сотрудничества.

Модель сопровождения профессиональной успешности педагога посредством использования технологии сотрудничества

 

УСПЕХ

 

 

 

Стимулирование

и поощрение педагогов

 

 

Актуализация «сильных сторон» деятельности педагога,

транслирование опыта успешной педагогической деятельности

 

 

Привлечение педагогов к решению общезначимых задач дляУчреждения, включение педагогов в рабочие и творческие группы

 

 

Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута

 

 

Организация активных форм методической работы с педагогами, основанных на методах коллективного взаимодействия, сотрудничества и педагогического сотворчества

 

 

Мотивирование педагогов

 

Создание благоприятно психологического климата

Данная модель выстроена в форме пирамиды, основой, или фундаментом, на которой является создание благоприятно психологического климата. Актуальными стали занятия-тренинги, проводимые педагогом-психологом: тренинг «Коллектив – это МЫ!»,«Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов», тренинг «Лоскутное одеяло», семинар «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ». Целью таких встреч являлось обучение навыкам работы в форме «круга», «в парах», развитие коммуникативных навыков педагогов, способности к  сплочению, сотрудничеству, взаимодействию друг с другом, обучение методам снятия мышечного напряжения и расслабления. Эффективными стали приемы «погружения в детство» для актуализации личного опыта и выработки участниками эффективных стратегий по отношению к детскому сообществу; построения модели взаимодействия, обеспечивающей эффективную социализацию детей и грамотного вовлечения родителей; содействию повышения уровня самосознания, саморазвития и психологической компетентности педагогов.

В рамках мероприятий педагоги неоднократно высказывались о необходимости проведения подобных мероприятий, их пользе для выстраивания взаимоотношений со и всеми членами коллектива, взаимодействия с детьми  и родителями.

Готовы к творческому решению педагогических задач!

Одним из важных компонентов данной модели является мотивирование педагогов. Основным ведущим мотивом и для педагога, и для коллектива является «стремление к профессиональному росту», что особенно важно для коллектива. Поэтому стоит задача – подготовить педагога к пониманию о необходимости по – иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями. Большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на ознакомление воспитателей с техникой самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний, на снижение негативных переживаний педагогов и трансформацию их в положительные эмоциональные состояния, на желание педагогов работать, понимание цели и задач работы, позитивные изменения в себе. Этому способствовали такие мероприятия как семинар-практикум «Мотивационные ресурсы педагогов», тренинг «Эмоционально-волевая саморегуляция педагога», тренинг «Пирамида Маслоу-мотивации и потребности человека», педагогическая мозаика «Формирование партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями».

Коллективное обсуждение, поиск решения, свободное выражение всех участников обеспечивает готовность к творческому решению педагогических задач.

Организация активных форм методической работы с педагогами, основанных на методах коллективного взаимодействия, сотрудничества и педагогического сотворчества.Педагогическая деятельность – творческий процесс. Здесь нужно учитывать и развивать творческий потенциал каждого из сотрудников, используя активные формы активного взаимодействия с педагогами: проблемные семинары, дискуссии, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры и т. д. Такие формы работы ориентированы на широкое взаимодействие педагогов друг с другом, на доминирование их активности. Так же помогают выстроить не только взаимоотношения со всеми членами коллектива, но и сформировать умения у педагогов принимать совместные решения и находить стратегию для решения той или иной задачи. Эффективными были семинар-практикум «Технология сотрудничества как ключевая технология образовательного процесса ДОУ», педагогическая мозаика «Развитие у педагогов личностно-ориентированного взаимодействия между педагогами и детьми, педагогами и родителями», мастер-класс «Мастерство общения», семинар «О слагаемых профессиональной компетенции». В рамках таких мероприятий педагогам предоставляется разнообразие содержания педагогических ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместном сотрудничестве и расширение возможностей самостоятельности каждого педагога при решении совместных задач, где результат действия, выполненного одним человеком, становится предметом деятельности другого и условием успеха каждого являются успехи остальных. Ценным такого взаимодействия педагогов является то, что педагог, имея опыт проживания и переживания такого совместного сотрудничества, сам сможет на практике с детьми реализовывать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сотрудничества, единства и принятия. Овладение технологией сотрудничества обеспечивает профессиональное развитие педагогов, формирование у них готовности к творческому решению педагогических задач.

Осваиваем новые современные технологии в работе с детьми.

Прием «погружения в детство» актуален для накопления личного опыта

В структуру модели методического сопровождения входит оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки воспитателя, где принципиально важный компонент маршрута – самооценка успешности работы педагога, выступления на заседаниях педагогического совета, методических объединений, проведение открытых мероприятий и т. п. Маршрут мы рассматриваем как совокупность образовательных линий, обеспечивающих создание условий для непрерывного самообразования педагога через организацию открытого образовательного пространства; развитие профессиональных потребностей, расширение возможностей выбора наиболее приемлемых способов собственного развития.

В организационном контексте индивидуальный образовательный маршрут реализуется в трех плоскостях, такие как профессиональное самообразование (изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, прохождение курсов повышения квалификации); деятельность педагога в профессиональном сообществе (методические объединения, творческие, проектные и проблемные группы); участие в методической работе учреждения.

Поэтому главными задачами является ориентирование педагога на достижение успеха, создание условий для наиболее полной реализации педагогами его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога.

Простые упражнения позволяют снять мышечное напряжение в конце рабочего дня.

Работа в парах обеспечивает развитие коммуникативных навыков педагогов.

Привлечение педагогов к решению общезначимых задач для учреждения, включение педагогов в рабочие и творческие группы позволяет повысить статус и самооценку педагога, сформировать партнерский тип взаимодействия между педагогами, создать образовательные продукты, имеющие коллективное авторство. В учреждении действует несколько творческих и проектных групп:

- проектная группа по разработке ООП ДО;

- проектная группа по разработке АООП ДО для детей с тяжелым нарушением речи;

-творческая группа по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды в учреждении;

- творческая группа по подготовке мероприятий в рамках стажерской площадки для молодых специалистов города Тобольска.

Успешная работа этих групп зависит от следующих факторов: от качественного и количественного состава групп, лидера, руководителя, ведущего рациональную и результативную работу с ее членами. Удачным решением является применение приема «Мозаика», при котором осуществляется просмотр видеозаписей фрагментов совместной деятельности с детьми с применением различных технологий, и выработкой рекомендаций по их применению. А также применение эффективного метода коллективного обсуждения, поиска решения в котором определяется путем свободного выражения всех участников – «Мозговой штурм».

Анализ работы творческих групп показывает достаточно высокую результативность ее деятельности:

- членами групп созданы методические продукты (ООП ДО, АООП ДО для детей с тяжелым нарушением речи, разработка совместной деятельности с детьми и родителями, статей, выступлений и презентаций);

- результаты работы групп были представлены на различных уровнях от городского до всероссийского;

- педагогический коллектив учреждения является стажерской площадкой для молодых специалистов города Тобольска;

- с 2017 года в состав групп влились новые педагоги.

Творческая группа позволяет повысить самооценку педагога.

Актуализация «сильных сторон» деятельности педагога проходит через организацию «площадки» успешной деятельности педагога. В рамках таких мероприятий как блицтурниры, выставки педагогических достижений, фестиваль педагогического мастерства, калейдоскоп творчества, творческие педагогические лаборатории, ярмарка педагогических идей и другие конкурсы демонстрируют все грани мастерства педагогов.

Творческая коллективная работа позволила создать радостный коллаж воспоминаний из детства.

У каждого свой лоскуток и воспоминания о детстве.

Стимулирование и поощрение педагогов. Идея успешности педагогической деятельности напрямую связывается с личным смыслом профессии и эффективностью труда педагога.В учреждение создана определенная система стимулов, позволяющая активизировать работу педагогов. Это материальное стимулирование в денежной форме, так и моральное стимулирование в таких формах,  как публичное признание профессиональных успехов, выражение благодарности родителями и детьми, награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации, благодарность в приказе, выдвижение педагога в резерв на повышение, включение в состав жюри конкурсов, экспертных советов.

Успех каждого педагога -залог общего успеха коллектива.

Успешная работа зависит от лидера, качественного и количественного состава группы.

Таким образом, опыт работы показал, наш коллектив профессионально состоялся, выйдя на новый уровень самоуважения, самодостаточности, уверенности в себе, пройдя все ступеньки успешности. Этому свидетельствуют следующие результаты и достижения:

- Повышение самооценки педагогов;

- повышение квалификационного уровня педагогов: с 2016г. по 2018г. повысился на 3,4% и составляет 58% с высшей и 1 квалификационной категорией;

- повышение мотивации педагогических кадров на участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;

- увеличение количества педагогов в работе творческих и проектных групп на 15%;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в области коммуникативных способностей: умении вырабатывать стратегию, тактику, взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально-значимых целей;

- повышение профессиональной компетентности в части реализации принципов и подходов ФГОС ДО;

- сравнительный анализ результатов диагностики профессионально-педагогической компетентности педагогов (ПКП) за 2016-2017 и 2017-2018 учебный год показывает увеличение количества педагогов, имеющий оптимальный уровень ПКП (с 30% - 45%) и снижение количества педагогов, имеющий достаточный уровень ПКП (с 70%-55%), отсутствие педагогов, имеющий допустимый уровень ПКП;

- результаты диагностики степени удовлетворенности участников образовательного процесса свидетельствуют о высоком качестве предоставляемых услуг, ежегодно повышаются и в настоящее время составляет 94%;

- увеличение количества педагогов в транслировании успешного педагогического опыта в конкурсах, фестивалях различного уровня: «Педагог года-2018» в номинации «Воспитатель года», Пономарева И. В. – лауреат конкурса; Всероссийский конкурс стипендий и грантов им. Л. С. Выготского. Фонд «Институт ускорения экономического развития (Рыбаков Фонд), г. Москва. Редикульцева И. А. - победитель, обладатель гранта; 2017-2018г.г. Областной Креатив – фестиваль педагогических проектов «Исследование. Творчество. Успех.», Молокова Л. А., Редикульцева И. А. - дипломы  III степени, Пономарева И. В.-сертификат участника;2017г. городской конкурс эссе молодых педагогов образовательных организаций города Тобольска «Кино на все времена», Редикульцева И. А. - диплом I степени, Колобова М. С. – диплом III степени; 2018г. городской конкурс эссе молодых педагогов образовательных организаций города Тобольска «Мой наставник», Логинова С. А. и Редикульцева И. А. (участники); 2017-2018г.конкурс интегрированных занятий «Интеграция в действии» в рамках Методического фестиваля «От идеи до результата» , Редикульцева И. А., Кутнякова Е. Н., Доронина Н. Н., Денисова В.В., Кабирова О. Е., Липовая К. В. – сертификаты участников. Ежегодные публикации в сборниках материалов педагогических чтениях, Всероссийских Менделеевских чтениях и т. д.

Не насаждать, а сопровождать,

Не навязывать, а инициировать,

 Не оценивать, а осмыслять» -

вот три кита нашего подхода к сопровождению

профессиональной успешности педагога.

Список литературы

1. Белая К. Ю. «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ТЦ «Сфера», 2015.

2. Майер А. А., Богославец Л. Г. «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012.

3. Иохим Л. С. «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО через организацию творческой педагогической лаборатории» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 276–280.

4. Панкова Г. В., Лузан М. М., Сергеева М. А. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 231–235. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56854.htm.

5. Хамдеева Г.Р. «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ». [Электронный ресурс]. URL:http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou

«Свидетельство о публикации в СМИ»  № 0005391


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4490
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.