Развитие творческих способностей детей через работу с бумагой |
вс., 20.01.2019 |
Автор:
Ишимцева Светлана Ивановна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №40 - ЦРР» г. Тобольска
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С БУМАГОЙ
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Одной из главных целей дошкольного образования является развитие творческих способностей детей. Как показывает практика, активному развитию детского творчества способствуют разные виды продуктивной деятельности и рукоделия, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования: лепка, техническое и художественное конструирование, моделирование, вышивание, вязание крючком, работа с тканью.
Наибольшее внимание в своей работе уделяю развитию творческих способностей детей средствами художественного конструирования. Художественное конструирование предполагает два вида деятельности: работу с бумагой и работу с природным материалом. Исходя из интересов детей и уровня собственных знаний, значительную часть учебного времени уделяю работе с бумагой. Использую разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, начиная с младшего дошкольного возраста.
Выделяю следующие направления работы с бумагой: бумажная мозаика, конструирование из бумаги, папье-маше, киригами, оригами, квиллинг или бумажная филигрань, бумажная скульптура, бумажные цветы.
Считаю, что из всего перечисленного большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами. Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка. Детальное изучение искусства оригами показало, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) – в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации («Игра в молчанку»), складыванию по словесному описанию.
В своей работе придерживаюсь строгой последовательности: от плоскостной формы к объёмному художественному образу.
Использую поэтапную систему обучения детей:
1. Вынесение способов конструирования из контекста практической деятельности конкретного характера и последующее введение их в процесс изготовления различных игрушек.
2. Постановка перед детьми задач проблемного характера, требующих соотнесения усвоенных способов с новыми условиями и их переноса в новую ситуацию либо прямого (младший возраст), либо трансформированного (старший возраст), что обеспечивало их обобщение.
3. Самостоятельное конструирование по замыслу.
Такое обучение, построенное по принципу «от общего к частному», обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.
В младшем дошкольном возрасте, совместно с детьми провожу большую подготовительную работу, которая включает в себя: сбор материала и оформление коллекции «Виды бумаги», выполнение упражнений, позволяющих изучить свойства бумаги, выполнение упражнений, позволяющих производить простейшие преобразования бумаги (сгибание, разгибание, смятие и т.д.), знакомство с искусством оригами (получение сюрпризной посылки, чтение «Сказки о весёлом человечке»).
В среднем дошкольном возрасте предлагаю детям изготовить плоскостные модели, руководствуясь их возрастными особенностями. Моторика движений рук детей ещё недостаточна для создания моделей оригами. С целью её совершенствования я провожу пальчиковые игры и изготовление изделий в технике бумажной мозаики.
В старшем возрасте умственная работоспособность дошкольника заметно повышается, за счёт чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщённых знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. На этом этапе предлагаю детям изготовление объёмных моделей из бумаги. В этом возрасте я использую в работе операционные карты, чертежи, схемы. Данная работа требует индивидуального подхода, больших затрат времени и сил на усвоение специальных символов, раскрывающих поэтапный процесс изготовления какой-либо модели.
Работа с бумагой в технике оригами дала определённые результаты в развитии творческих способностей детей: возрос интерес к конструктивной деятельности, у большинства детей увеличился объём произвольной памяти и внимания, дети научились работать по операционным картам.
Используемая литература:
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России, - 2009. - № 2. - с. 47.
2. Дёгтева, В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет / В.Н. Дёгтева. - Мозаика-Синтез, 2012. -128 с.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
5. Кирсанова, С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией / С.В. Кирсанова. Детство-Пресс, 2013. - 144с.
6. Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги / В.И. Коваленко. - Беларусь, 2011. - 376 с.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2009. - 335с.
8. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009. - 400 с.
9. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю.В. Рузанова. - КАРО, 2009. - 176 с.
10. Сизова, З.Г. Сделаю сам. Альбом для детей 5-6 лет / З.Г. Сизова. - Просвещение, 2011. - 40 с.
11. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. - 208с.
12. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2009. - 96 с.
13. Бывальцева, М.В. Востребованность художественных навыков и способностей младших школьников в подготовке к праздникам / М.В. Бывальцева // Начальная школа - 2009. - №11. с. 45-50.
14. Долидудо, Т.А. Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике "Квиллинг" (2010 / 2011 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/602425/]
15. 16. Корнеева, С.Г. Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста (2011 / 2012 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/603731/]
17. Кудряшова, М.П. "План-конспект урока на тему "Бумажные фантазии", техника: квиллинг, аппликация "Поросенок", слайдовая презентация в Microsoft PowerPoint (2009 / 2010 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/574249/]
18. Осипова, В.А. Авторская программа кружка "Волшебный квиллинг" (2009 / 2010 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/566126/]
19. Лютина, Т.В. Дополнительная образовательная программа "Конструирование из бумаги" (2011 / 2012 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/authors/232-363-273]
20. Москаленко, Т.Ф. Психологические особенности детей младшего школьного возраста (2010 / 2011 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/585259/]
21. Опаричева, С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами (2011 / 2012 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/623837/]
22. Полуэктова, А. О. "Авторская образовательная программа художественно-эстетического направления по декоративно-прикладному творчеству "Рукоделие. Кружевные тайны квилинга"" (2011 / 2012 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/619748/]
23. Степанова, О.А. История оригами. (2008 / 2009 учебный год) - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/538235/]
24. Урадовских, Г.В. Волшебная бумага. Серия занятий по художественному конструированию / Г.В. Урадовских // Дошкольное образование - 2010. - №7. - Режим доступа: [http://dob.1september.ru/articles/2010/07/06]
25. Урадовских, Г.В. Руки учат говорить. Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность / Г.В. Урадовских // Дошкольное образование - 2009. - №6. - Режим доступа: [http://dob.1september.ru/articles/2009/06/10]
http://www.tvorchistvo.ru/bumazhnoe-tvorchestvo/
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00263066_1.html
https://www.liveinternet.ru/users/petlya_mebiusa/rubric/5223636
https://www.4kiddy.com/ru/handcraft/paper-products/254-paper-art-origami-kirigami-quilling#.XERpOyyYS70
http://club.neolove.ru/community/kvilling-pape-mashe-izdeliya-iz-bumagi/
http://malishok2010.ucoz.ru/index/0-22
Публикация автора на других сайтах:
http://открытыйурок.рф/статьи/617750/
https://pandia.ru/text/77/407/71961.php
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005385
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf