Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства |
сб., 19.01.2019 |
Автор:
Гафурова Аминат Шамиловна,
воспитатель МБДОУ "ДС КВ "Золотой ключик"
ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале
«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается» В. А. Сухомлинский
Слайд №1
Воспитание ребёнка невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа. Дошкольный возраст - это возраст формирования основ личности. Он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться.
Работа по приобщению воспитанников к социокультурным нормам начинается с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми
Слайд№2,
Слайд № 3
самостоятельным творчеством.
Необходимо постепенно и целенаправленно воспитывать у детей любовь к родной семье, к детскому саду
(Слайд4),
к родному краю (Слайд№ 5), к своей малой Родине(Слайд №6). Это и будет фундаментом, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству.
Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается взаимодействие с семьей.
Семья имеет определяющее значение в воспитании патриотизма и любви к родному краю. Именно в семье закладываются базовые ценности и прививается любовь к родному краю.
В связи с этим, главная цель в работе со старшими дошкольниками — знакомство с родным краем, краеведческое просвещение детей с опорой на их творчество и включение в активную деятельность. В МБДОУ «ДС КВ «Золотой ключик реализуется сетевая образовательная программа «Моя Родина - мой Ямал». Она адресована детям дошкольного возраста ДОУ и призвана помочь дошкольникам освоить Ямал как среду своего существования, овладеть различными способами взаимодействия с городом, осознать собственное эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию региона. Программа является формируемой частью основной образовательной программы ДОУ.К тому же,для реализации регионального компонента мною был разработандолгосрочный, творческий, познавательный, межгрупповой проект: «На карте Ямала не точка малая…»
Слайд №7
Цель проекта: Воспитание у детей любви к родному краю. В
проекте выделены 4 блока:
БЛОК 1 - ПРИРОДА ЯМАЛА
БЛОК 2 - БЫТ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ.
БЛОК 3- КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ.
БЛОК 4 - НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА.
Разнообразны формы организации детской деятельности: игры; беседы; экскурсии и т.д.
Для ознакомления детей с родным краем уделила большое вниманиесозданию предметно-развивающей среды. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, ценности, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
Слайд №8
- Буровая в 80-е. детей знакомим детей с прошлым и настоящим какие буровые были в 80е годы и какое современное оборудование в настоящее время
- Профессии (традиционные и современные) так же знакомим детей с профессиями взрослыхСлад № 9
- Быт коренных народов (чум, нарты, посуда, люлька для младенца, покрытие для чума) дети могут подойти к чуму, посидеть, поиграть. Слайд №10
- Культурное наследие: сказки, легенды, загадки Слайд №11
- Декоративно-прикладное искусство. Знакомим детей с поделками из бисера, меха, кости. дети сами плетут не сложные изделия из бисера, вышивают.Слайд №12
- Так же приходят с Центра национальных культур проводят беседы, играют в национальные игры с детьми
Следует заметить, что многие экспонаты передали в дар музею родители. Дети этим очень гордятся.
В нашем ОУ стало доброй традицией приглашать родителей на такие мероприятия, как «День Матери», «Зарничка», «День защиты детей», музыкально-спортивные развлечения: «Папа, мама, я – дружная семья», «День Защитника Отечества» Слайд №13
Ежегодно проводятся экологические акции: «Живи, ёлочка!»,Слайд №14«Помоги птицам зимой!», Слайд №15
конкурс «Кормушка для друга» Педагоги вместе с детьми выпускают листовки-обращения для жителей Тарко-Сале.
Основные задачи: приобщение к социокультурным нормам; активное участие в экологически направленной деятельности; развитие творческих способностей детей.
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
Необходимо заметить, что образовательный процесс в ДОУ реализуется в соответствии с комплексно-тематическим принципом, учётом интеграции образовательных областей. В планировании отражено проведение праздников с народными традициями: Колядки, Масленица.
Слайд №16
Традиционно проводится акция «Письмо солдату», «Посылка солдату»
Дети совместно с родителями собирают посылку солдату. Вместе с детьми ходим на почту и отправляем посылку. Слайд №17
Так же ежегодно весной проводится спортивная игра «Зарничка» где принимают активное участие не только старшие дошкольники, но и их родители. После прохождения всех этапов организовывается полевая кухня где участники могут покушать солдатскую кашу. Слайд №18.
Неоднократно дети выступали с концертом в пансионате Слайд №19
Таким образом, в современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: семья, достояния культуры, родная природа, история народа, наша Родина — то, что составляет фундамент становления личности. Старший дошкольный возраст является благоприятным для приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства т. к. именно в этом возрасте дети наиболее интенсивно начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут.
Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005378
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf