Занимательный математический материал в различных видах деятельности детей

  сб., 19.01.2019

Автор: 

Давыдова Ольга Александровна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №40 –ЦРР» г. Тобольска

 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В РАЗЛИЧНЫХ

ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается развитие начальных математических представлений, познавательных и речевых умений у детей на основе использования занимательного математического материала в различных видах деятельности.

Ключевые слова: математика, логические игры, игровая задача, дошкольник.

На современном этапе становится все более актуальной проблема предшкольной подготовки дошкольников. Поэтому необходимо последовательно накапливать логико-математический опыт у детей в  практических и умственных действиях в различных видах деятельности. Целесообразно как можно более ранее вмешательство в процесс формирования элементарных математических представлений.

Осознав актуальность этой проблемы, поставила цель: обеспечение системного характера начальных математических представлений, познавательных и речевых умений у детей  на основе использования занимательного математического материала в различных видах деятельности.

Определила задачи.

  • Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
  • Формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки;
  • Развивать образное и элементы логического мышления.
  • Способствовать проявлению у детей самостоятельной инициативы, активности.

 Направления работы:

– изучение содержания и направленности развивающих игр для старшего дошкольного возраста 
– отбор игр в соответствии со следующими критериями: включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения; доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала,
– работа с родителями (проведение семинаров-практикумов с родителями и разработка рекомендаций, оформление буклетов)

Свою работу построила на следующих принципах:

Принципа развивающего обучениязаключается в том, чтобы четко знать развитие мышления конкретного ребенка и обеспечить его дальнейшее развитие.

Принцип воспитывающего обучения характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает самостоятельность интерес к знаниям, а также стремление к активному их использованию.

Принцип доступности  формируются элементарные, но научно достоверные математические знания. Обучение тогда результативно, когда посильно и доступно детям.

Принцип системности и последовательности самый важный в математике – логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

Принцип осознанности и активности. Активность педагога соединяется с активностью каждого ребенка.

Принцип наглядности. Золотое правило дидактики. Важно задействовать все анализаторы.

Работу провожу поэтапно.

I этап. Подготовительный, который включает в себя:

 -  изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме,

- анкетирование родителей,

– отслеживание результативности, 

- отбор игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа,

– изучение передового педагогического опыта педагогов по данной проблеме.

II этап. Деятельностный:

  • Дополнение с помощью родителей развивающей среды (игры, математические развлечения, игры – головоломки);
  • Разработка картотеки задач-шуток, оформление кроссвордов, ребусов;
  • Последовательное проведение игр с использованием занимательного материала; 
  •  Организация совместных мероприятий с родителями,
  • Оформление  наглядной информации;
  • Осуществление мониторинга промежуточных результатов.

III этап. Итоговый

– анкетирование родителей 

– прогноз дальнейшей работы.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала разнообразный занимательный материал, который условно разделила на 3 основные группы:развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В группу развлечения включены:

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, математические кубы.

В группу математические (логические) игры включены:“Колумбово яйцо”, “Кубики для всех” Игры с блоками, палочками Кюизенера.

В группу дидактические игры включены:Словесные игры, игры с наглядным материалом.

В своей работе использую наглядный метод:

При использовании наглядного материала, математические понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти, для чего я использую различные образцы, игровые поля для действия с предметами, план – карта, фишки, разрезные картинки, различные иллюстрации с лабиринтами. При этом я стараюсь, чтобы используемый материал был эстетичным, привлекал внимание детей, а также нёс четкую обучающую значимость.

Использовала в работе с детьми разрезные картинки, различных иллюстраций с лабиринтами, план – карта группы.

Использую счетные палочки, с помощью которых дети строят и преобразовывают простые и сложные фигуры по условиям. Палочки способствуют развитию у детей смекалки и сообразительности, активизируют самостоятельность; развивают волевые качества, поиск нестандартного решения. Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом. Посредством слова я поощряю, направляю и помогаю осмыслить... Всегда показываю ребенку, что он может делать еще лучше. Оценку действий даю конкретную. Примером словесного метода служат словесные игры, такие как “Логические концовки”, задачки – шутки, загадки, которые я использую в работе. Загадки, пословицы, поговорки, инсценировки дают хороший эффект в формировании навыков самостоятельного поиска.

Обеспечиваю осмысленное восприятие материала с помощью вопросов. Формулирую их по-разному, чтобы разбудить мысль ребенка. Элемент соревнования использую при организации математических развлечений. При этом стараюсь, чтобы соперники в игре были равны по силам. Постоянные неудачи с более сильным противником отбивают у детей желание играть. Использую прием поисковых проб. Мышление у ребенка старшего дошкольного возраста в основном наглядно-образное и сохраняется наглядно-действенное, поэтому многие задачи ребенок решает путем подбора, перестановки. Включаю моделирование с целью формирования элементарных математических представлений, развития мыслительных операций.

Место данного материала в структуре образовательной деятельности определяю в соответствии с возрастом детей, программным содержанием. Так, например, решая задачу - учить детей отражать в речи пространственные отношения предметов по отношению к себе, между предметами была предложена игра “Найди предмет”. Спрятанный предмет ребенок должен был найти, медленно продвигаясь по нарисованным стрелкам – указателям. Это оказалось полезным для ориентировки в пространстве и пополнения активного словаря детей. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании.

На утренней гимнастике детям интересна игра “Разминка”, в которой человечки на картинках выполняют разные движения, а детям их надо продолжить.

Также формирую у детей умение последовательно выполнять действия при конструировании из бумаги (в технике оригами). В результате игры дети поняли, что и в конструировании существует строгая последовательность действий, нарушив которую можно не достигнуть желаемого результата.

Для успешной организации самостоятельной деятельности детей совместно с коллегой и с помощью родителей создала мини – игротеку, в которой находятся дидактические и занимательные игры, игровой материал и пособия.

Не менее важна работа из сказок – задачки: на основе знакомых сказок составлять интересные задачи. Сказочного материала много, главное – научить детей преобразовывать сказки в задачки. Для дошкольников это происходит не только путем объяснения, сколько с помощью образца. Например: сказка «Волк и семеро козлят». Задачка: «Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?» и др.

Сказки от «грамматической арифметики: «грамматическая арифметика» - загадка, представленная в виде двух слагаемых. Первое слагаемое – первая часть слова, второе – зашифрованное объяснение второй части слова. Сумма – распространенное пояснение значения слова, которое нужно отгадать. Например: Ба + пресноводное животное с клещами = временное жилище (барак), С + спрятанные ценности = (склад), С + тонкая ветка = (спрут) и др.

В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.

Для того чтобы моя работа по направлению была успешной, я наладила связь с родителями, ознакомила с темой моей работы, объяснила ее значение. Для этого я провела родительское собрание “Использование занимательного материала”, на котором познакомила с видами игр и различными видами занимательного материала, рассказала, как лучше использовать их в домашних условиях, какую литературу можно приобрести, какие правила при этом учитывать. Были проведены консультации для родителей “Игры в развитии умственных способностей детей”, “Игровые занимательные задачи”. Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. Родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе.

Результаты диагностического обследования детей показали, что разработанная система работы по обеспечению системного характера начальных математических представлений, познавательных речевых умений у детей на основе использования занимательного математического материала в различных видах деятельности детей способствовало достижению положительных результатов.

Использованная литература

  1. Касицина, М.А., Смирнова, В.Д. Дошкольная Математика. Первый год обучения: Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей / М.А.Касицина, А.Д.Смирнова. -М.:Издательство «Гном-Пресс»,1999.
  2. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова.

– Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.

  Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005377

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 9873
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.