Опыт реализации проекта «Добрый мир» в духовно-нравственном воспитании дошкольников |
сб., 12.01.2019 |
Авторы - составители:
Былинина Марина Петровна,
Кликунова Татьяна Васильевна
воспитатели МБДОУ ДС № 31 "Медвежонок"
г. Нижневартовск
Методическая разработка «Добрый мир»
Представленная методическая разработка включает в себя сценарии занятий для детей дошкольного возраста от 5 – 7 лет, сценарий мероприятия с родителями по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.
Формируя нравственно-патриотические чувства наших детей, мы основываемся на понимании общественного опыта России, которое в полной мере возможно лишь при условии включения маленького ребенка в проблемные ситуации, где он сам действует как субъект, сам задает вопросы и учится ставить проблемы, над которыми уже работали предыдущие поколения и трудятся современники, сам включается в процесс решения, в общий поток творческих поисков и усилий.
Представленная методическая разработка направляет естественную активность ребенка дошкольного возраста к социальному действию, социальному поступку, получению социально значимого результата. Принимая участие в реализации проекта «Добрый мир», он получает опыт отношений к людям, к обществу, труду, природе, традициям. В итоге – наш ребенок через приобщение к Истокам общей русской культуры активно готовится жить во благо этого общества, самостоятельно выбирать приоритеты и следовать им. Без такой самостоятельной включенности ребенка в творческий процесс не может быть истинного понимания или адекватного усвоения никаких фрагментов человеческой культуры, духовно-нравственных норм и ценностей своего народа.
При разработке представленных мероприятий, педагоги стремились обеспечить такое образование, которое позволяет самому ребёнку быть субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие основных свойств личности ребенка. Если ребенок действует только по подсказке и не может принять самостоятельного решения, то он к концу дошкольного детства утрачивает одно из фундаментальных свойств личности – способность проявлять инициативу.
Используя в совместной деятельности с воспитанниками проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой, нравственно-эстетической направленности, педагоги при активном участии родителей предоставляют детям возможность получать новые знания о разных сторонах окружающей действительности; побуждают и развивают интерес к разным видам детской деятельности, благодаря чему ребенок усваивает все то лучшее, что накоплено в культурно-историческом наследии России. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску.
Технология проектирования, используемая нами в решении задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результату.
Не меньший эффект проектная деятельность дает другим участникам образовательного процесса – родителям и педагогам. Представленные конспекты в совместной деятельности педагогов и родителей, разработаны с учётом того, что дошкольник живет в большей степени в пространстве семьи, в окружении самых близких людей, поэтому туда он несет все, чем мы наполнили его душу.
Цель методической разработки: обобщение имеющейся практики духовно-нравственного образования и воспитания детей в детском саду.
Цель методической разработки: -формирование базы данных эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников в образовательной организации;
- внедрение комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
- обеспечение решения задач духовно-нравственного развития воспитанников на основе национальных ценностей, взаимодействия социальных субъектов воспитания.
1. Конспект интегрированного занятия по формированию социокультурных аспектов у детей старшего дошкольного возраста «Весенний праздник «Сороки»
Цель: Познакомить детей с традициями весенних народных праздников
Авдотьи Плющихи и Сороков.
Задачи занятия:
Образовательные: познакомить детей с традициями весеннего народного праздника «Сороки». Формировать умения лепить жаворонков из теста разными способами с опорой на схему (крестик, петля, лепешка). Закреплять знакомый речевой и музыкальный материал, навыки игры на детских музыкальных инструментах. Активизация словарного запаса.
Развивающие: развивать мелкую моторику и общую моторику, координацию движений, быстроту реакции, умение сопровождать движения речью. Развивать речевое дыхание, умение производить длительный, плавный выдох. Развивать слуховое внимание, долговременную память, интонационную выразительность речи, ритмический звук и высотный слух.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа, воспитывать желание радоваться приходу весны. Приучать детей работать аккуратно, дружно.
Словарная работа: праздник «Сороки», за клички, жаворонки, перелетные птицы, способ лепки, стеки, хоровод, весна, с солнце, считалки.
Оборудование:
-свистульки, музыкальные инструменты, тонирующий колокольчик, платочек, музыкальный центр, аудиозапись (русские народные мелодии, отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года», пение жаворонка).
-массажеры Су-Джок, русские народные костюмы по количеству детей и взрослых, утварь для русской избы, печка, презентация PowerPoint, тесто, стеки, салфетки, столы, стулья, фартуки, доски для лепки, бублики, кадка и полотенце для имитации мытья рук.
Предварительная работа:
-беседы и рассматривание иллюстраций о русских народных праздниках, предметах быта, о временах года, о перелетных птицах. Экскурсия в музей «Русская изба». Проигрывание русских народных подвижных игр с правилами, игр-хороводов. Знакомство с разными способами лепки «жаворонков».
Ход НОД:
Вход детей, упражнение на дыхание.
Под весёлую русскую народную мелодию дети входят в зал, играя на музыкальных инструментах (свистульки, При убавления звука мелодии, дети произносят звук у-у-у на выдохе.
К ним выходит Авдотья Плющиха
Авдотья (обращаясь к детям):
- Доброго здоровья!
Воспитатель и дети:
- Здравствуй, Авдотья
Плющиха! Куда путь держишь?
Авдотья:
- Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьи
бегут. Вот решила я посмотреть, как снег в лесу оседает, как дети весну встречают.
Воспитатель и дети: (хором)
- И мы с тобой!
Авдотья:
- Возьму вас, коли, загадку отгадаете.
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
Дети:
-Весна – Красна! –Весна-Красна!
Весенний хоровод «Солнышко, солнышко»
Дети поют и выполняют ритмические движения согласно тексту.
Авдотья:
- Вставай, народ, в весенний русский хоровод!
Воспитатель:
-Сегодня ребята я вам расскажу об одном старинном празднике, который отмечают 22 марта – праздник «Сороки». Почему Сороки? Послушайте. (Демонстрация иллюстраций: воины Древней Руси).
Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов и встречают весну (дети поют за кличку).
Малоподвижная музыкальная игра «Жаворонок». Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Жаворонок».
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.
Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Играющие закрывают глаза.
«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
-Ребята, хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.
Авдотья:
-Давайте и мы испечём своих жаворонков. У меня и тесто подоспело.
Воспитатель:
-Но прежде ребята мы разогреем свои пальцы. Присаживайтесь в круг!
Тили-теле, тили-теле,
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-серенькое перышко
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей
Цапля, лебедь утка, стриж, аист, ласточка и чиж
Все вернулись, прилетели.
Песни звонкие запели!
-Давайте споем, как жаворонки. Подняли руки вверх-вдохнули глубоко. Выдох, руки опускаем – «ти-и, ти-и, ти-и» (высокие звуки) тю-ю,тю-ю, тю-ю» (низкие звуки)
Авдотья: -Надевайте фартуки, мойте руки, за работу принимайтесь.
Имитация мытья рук.
Практическая часть – лепка жаворонков
Показ способов лепки.
-Какие способы лепки жаворонков вы знаете?
-Подумайте и выберите каким способом вы будете лепить жаворонка?
Индивидуальные пояснения, указания, вопросы
- Каким способом вы будете лепить клюв?
-Для чего нужны стеки?
-С помощью чего можно сделать крылья у жаворонков?
Воспитатель проводит занятие (дети работают с тестом)
Дети читают заклички и передают «птиц» на противень Авдотье.
1 ребёнок.
Жаворонушки - перелётушки,
Прилетите к нам.
Весну ясную, весну кра сную
Принесите к нам!
2 ребёнок:
Ой, вы, жаворонки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
3 ребёнок:
Грач на горе – весна на дворе.
4 ребёнок:
Принесите весну на своём хвосту,
5 ребёнок:
Скворушка, прилетай, себе домик выбирай!
6 ребенок:
Жаворонки, прилетите,
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите!
Авдотья:
- Осталось посадить птах в печь.
(уходят вместе с Солнцем «ребенком»)
Воспитатель:
-Пока жаворонки пекутся, мы с вами поиграем в игру «Гори, гори ясно». Дети стоят в кругу и держаться за руки. В середине ребенок с платочком вруке Такты 1-8 – все идут в право по кругу, а водящий машет платочком. Такты 9-16 – дети движутся в лево топающим шагом. А водящий выполняет поскоки внутри круга. С окончанием музыки останавливается между двумя стоящими в кругу детьми. Такты 7-22- играющие поют закличку:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Раз,два,три….!
После этого двое ребят, где остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Кто быстрее, тот водящий.
Воспитатель:
- Ребята, а ведь пора и Солнышко позвать, да и
жаворонки наши испеклись.
Дети:
- Солнце, Солнце, выходи! Птиц с собою приноси!
Выходит Солнце (ребёнок). На подносе – испечённые жаворонки.
Солнце: - Здравствуйте, люди добрые!
Авдотья:
- Ой, да во зелёном во бору,
Да во высоком терему,
Да жило ясно Солнышко – колоколышко.
Да к солнцу птицы прилетели
Свои песенки запели.
Солнце на небо взошло
Лучами землю обожгло.
Солнце:
- Попало ваше тесто
В горячее место
Попало, не пропало!
Жаворонками стало.
Авдотья:
Слышите, ребятишки, жаворонки поют, весну зовут.
Жаворонушки, пташки малые,
Пташки малые, голосистые.
Летят по воле, несут весну на хвосте.
Дети слушают пение жаворонка.
Солнце:
Настало время, птицам возвратится.
Весна идёт, весь мир преображая!
Авдотья:
- А счастье – удивительная птица!
Пускай у вас живёт не улетая!
Угощайте ребята жаворонками всех гостей.
(Дети угощают гостей булками-жаворонками, раздают выпечку)
В центр зала выходят 2 ребёнка.
Один – со связкой бубликов, другой – с птицей на палочке с цветными
лентами .
1 ребёнок:
Мы на Сороки птичек лепили,
2 ребёнок:
Нашей Авдотье - по обычаю – сорок бубликов подарили.
Подходят к Авдотье с поклоном:
-Ах, Авдотья, принимай,
Нас почаще вспоминай.
Авдотья:
- Спасибо, детушки, спасибо, касатушки!
Приглашаю вас всех на чай с бубликами к русскому самовару.
Под русскую народную мелодию дети уходят.
2. Сценарий развлечения «Банные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Русская банька»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста мотивации навыков здорового образа жизни, воспитание социально активного ребёнка, через традиции и ценности русской культуры и укрепление семейных ценностей.
Задачи:
1.Расширение представлений детей о традициях русского народа.
2. Приобщение детей и родителей к ценностям здорового образа жизни.
3. Развитие творческого потенциала дошкольников.
Оформление зала: Зал оформлен в русском стиле. На заднем плане- декорации русской бани (слайды), плакаты с пословицами о бане, венике, банные атрибуты.
Действующие лица и исполнители: Ведущая, Петрушка, Дед и Бабка-родители группы.
Ход деятельности
Ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы приглашаем вас на посиделки. Да не простые, а банные!
В этот праздничный денек мы пришли на огонек.
Баня греется давно, да и нам не все равно,
С кем досуг свой проводить, с кем нам в баньку ходить.
Баня жаром славится, приходите париться.
Баня жаром славится, приходите париться.
Дети читают стихотворение И. Бутримовой «Русская баня»
1-й ребенок: Русскую баню любит народ, русская баня силы дает.
Печку затопим, квасу плеснем, ярким румянцем все расцветем.
2-й ребенок: Если нахлынет в душу тоска, баня поможет в этом всегда.
Вместе с друзьями в баню иди, сердце забьется громче в груди.
3-й ребенок: Тело расслабит ласковый пар, трав ароматных терпкий отвар,
Сгинут печали, радость придет, ведь только в бане душа отдохнет!
В зал под русскую народную музыку входит «Петрушка», в руках у него лоток с веником
Петрушка :
-Поклон вам, гости званные и желанные!
-Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте молодушки!
Да ребята удальцы, веселые молодцы!
Да мужчины –усачи, да дедушки – бородочи !
Ведущий: Здравствуйте Петрушка, милости просим на банные посиделки ! А что это у тебя за ветки? (это веники)
- А что это у тебя веники какие- то все разные! Совсем не банные. Странные?
-Петрушка: Как это не банные! Да мои веники самые банные в мире! Они волшебные от всех болезней вылечивают! В этих вениках все витамины есть! (разные масла) Они для бани просто необходимы!
Голова же в бане - веник!
И проказник и затейник!
Он не только кровь гоняет наше тело исцеляет!
Ведущий : Неужели твои веники такие полезные?
Петрушка: Веники могут быть разными! (дети подходят и берут веники у Петрушки)
1 ребёнок: Этот веник дубовый. Дубовым веником лечат каждые заболевания. Его аромат понижает давление, успокаивает нервную систему. Подходит людям с жирной кожей . делает ее матовой и упругой
2 ребёнок: А это веник еловый. В его веточках много витамина С. Помогает при болях в позвоночнике и снижает давление.
3 ребёнок: А вот березовый веник . В нем все витамины есть . Березовый веник в бани кости расправит , любую болезнь из тела выгонит .
Петрушка: А еще веники и другие бывают. Из можжевельника – он полезен против выпадения волос . помогает при простуде заживляет ранки.
Ольховый – в листьях содержит целебные вещества, он хорош при боли в мышцах и суставах.
Смородиновый – ароматный, полезен для кожи.
Рябиновый – если вы хотите выглядить свежо и бодро после бани, то пользуйтесь этим веником .
Липовый – в старину его называли царским. Лечит: ангину, кашель, успокаивает нервы, укрепляет волосы .
Петрушка:
- Вот так, уважаемые!
Знайте теперь, что в бане веник дороже денег!
Ведущий: Вот так чудо! Петрушка от куда ты все знаешь?
Петрушка : Я по миру хожу, на народ всегда гляжу!
Все всегда запоминаю и в копилку собираю!
А народная мудрость - великие дело !
Ведущая: И мы пословиц много знаем, в них мы баню величаем!
1-й ребенок: Баня свое дело знает - больному да хворому здоровье возвращает.
2-й ребенок: В баню шел усталый, а из бани - бравый да румяный.
3 ребенок: В бане помыться – как вновь народиться.
4 ребенок: После банного веничка душа добреет.
5 ребенок: Банный денек все хвори уволок
Петрушка: Чтоб поднять вам настроенье, мы устроим представление
СЦЕНКА «Дед и бабка»
Ведущая: Чтоб поднять нам настроение,
Я устрою представление!
Летит время, век уходит,
Русь меняется опять.
Только баня остается,
Баню будем величать!
Баня парит, баня правит,
Наша баня все поправит.
Смыть усталость, пыль и пот
В баню тянется народ.
Кого надо - выпарит,
А не надо – выгонит.
Это присказка - не сказка,
Сказка будет впереди.
Только слушай да гляди.
Ведущая: Я по миру колесил, много пар лаптей сносил.
Ну а в этой деревеньке отдохнуть чуток решил.
Гляжу - домик на горе стоит, из трубы дымок валит.
Старый дед в субботний день баньку истопить решил.
Веник Дед сломал большой, будет париться с душой!
Дед: Леса берегу красу! Я на вырубке в лесу
Наломал охапок пять – будет в бане чем махать.
Бабка: Отправляю в баню деда, баня топится с обеда.
Парься лучше, дорогой, будешь вечно молодой
Ведущая: Баня – чудо, баня – свет! Ароматов трав букет!
В бане сразу же добреешь и как будто молодеешь!
Долго дедушка пыхтел, выходить он не хотел!
Так прошел один часок, перестал валить дымок.
Смотрит бабка перед ней Королевич Елисей!
Под русскую народную музыку из-за декорации выходит помолодевший дед.
Бабка: Где мой Дед? Скажи на милость!
Что со старым приключилось?
Дед: Ты старуха, глаз раскрой:
Пред тобой же Дед родной!
Здесь во всем он виноват!
(Показывает на веник)
Бабка: Ну-ка, дай мне это чудо!
Может, я красоткой буду!
Ведущая: Стоит баня на пригорке, снова из трубы дымок.
Бабка вмиг помолодела, как уселась на полок.
Парится и парится наша раскрасавица!
Под русскую народную музыку выходит помолодевшая Бабка.
Бабка: После бани - благодать!
Красота, ни дать ни взять!
Дед: Ай да веник - молодец!
Ну, хоть снова под венец!
Ведущая: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Чтоб всегда здоровым быть, надо в баню всем ходить.
И поэтому у нас банный день для вас сейчас!
Соревнование.
Ведущая: Внимание, внимание! Приглашаю на веселые соревнования!
Разделимся на две команды, и каждая команда получит свое «банное» название. Первая команда – «Веничек березовый». Вторая – «Печки – лавочки». Судить соревнования будет наше многоуважаемое жюри……..
Ведущая: Конец недели, банный день.
Помыться в баньке нам не лень.
Нам надо баньку затопить-
Пора дровишек наносить.
Проводится эстафета: каждый член команды (по очереди) приносит по полену.
Второе задание:
Ведущая: Из трубы идет дымок, значит, баня топится,
Наносите-ка воды, а потом помоемся!
Проводится эстафета: из одного большого ведра нужно перелить воду одним стаканом в маленькое ведро, затем перенести и вылить воду во второе большое ведро.
Третье задание.
Ведущая: Ну- ка, вспомним- ка, друзья, что для бани надо. (Загадывает загадки на «банную» тему)
- Полна коробушка золотых воробушек. (Угли в печке)
-Маленький, мохнатенький, всех людей перебил и царя не упустил. (Веник)
-Наша толстая Федора наедается не скоро. А затем, когда сыта, от Федоты теплота. (Печь)
-На крыше всех выше, дымом дышит. (Труба)
- Я кудрявый, я мохнатый, а зимой – над каждой хатой,
Над пожаром и заводом, над костром и пароходом,
Но нигде, нигде меня не бывает без огня. (Дым)
- Вафельное, полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою. Что это такое? (Полотенце)
- Пузыри пускало, пеной сверху лезло – и его не стало, все оно исчезло. ( Мыло)
Четвертое задание.
Ведущая:
Знать меру нужно в этом деле – здоровый дух в здоровом теле!
Проводится эстафета «Будем парится» участники команд (по очереди) бегут до стула по ребристой доске, садятся на него и три раза ударяют себя веником по спине.
Ведущая: Не устали париться?
Баня паром славится!
Навострите ушки, мы споем частушки!
1-й родитель: Поглядите: ой-ой-ой!
В небе дым плывет густой.
По традиции народной
Баню топят в выходной!
2-й родитель: Баня в гости приглашает всех друзей попариться!
Захватите с собой веник, чтобы разрумяниться!
3-й родитель: Истопили все дрова, чтобы было жарко.
Приходите в баню к нам, нам воды не жалко.
4-й родитель: Мы заходим в баню – ух! Перехватывает дух!
Из котла повалит пар, значит, в бане будет жар!
6-й родитель: Торопилась очень в баню,
Все с собою принесла.
Истопить ее забыла, вот такие – то дела!
7-й родитель: В бане хорошо помыться, чтоб зимой не простудиться.
Спрячу веник про запас, приду в баню еще раз!
8-й родитель: Ах вы, гости дорогие, что под душем маяться.
Приезжайте к нам скорей в баньке нашей париться!
Ведущая: Отдохнули? Продолжаем!
Мыться дружно начинаем!
«Шоркать» спину нам не лень,
Будем мыться целый день.
Сядем в тазик мы, ребята,
В бане нынче жарковато.
Проводится эстафета: «Потрём спинку» оббегая ведра, ребенок бежит до ребенка, сидящего в тазике, три раза «трёт» ему спину губкой и возвращается.
Ведущая: Славно мы попарились и повеселились! Пора подводить итоги соревнований.
Жюри объявляет победителей.
Ведущая: Проигравших нынче нету-
Все равны ведь в бане!
А теперь пора на чай-
Русский, с пирогами!
Дети и родители идут в группу пить чай из самовара с пирогом.
Интернет-ресурсы:
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210699/
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=10371
https://irorb.ru/files/kafedri/DIPO/5.pdf
https://schoolfiles.net/1684407
https://infourok.ru/scenariy-folklornogo-prazdnika-zhavoronki-2922128.html
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17368
https://урок.рф/library/prazdnik_vesni_soroki_194440.html
http://kurkino.reg-school.ru/download/13218
https://infourok.ru/razvlechenie-dlya-podgotovitelnoy-gruppi-bannie-posidelki-536145.html
http://veravverav.blogspot.com/2014/01/blog-post_3386.html
https://volga37.ru/bannye-posidelki/?doing_wp_cron=1547299316.3184530735015869140625
https://vseuroki.pro/doc/razvlechenie-dlya-podgotovitelnoy-gruppy-bannye-posidelki.html
http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani
Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005374-75
Публикации авторов на других сайтах:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17368
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf