Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС |
вс., 16.12.2018 |
Автор: Вельмова Светлана Петровна, педагог-психолог. Высшая квалификационная категория. МДОУ ДС "Буратино" с.Красноселькуп, ЯНАО, Тюменская область |
«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования лозунг «Здоровье детей — здоровье нации!» нашел свое отражение.
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса и особенно актуальны для детей:
с низким уровнем развития познавательной активности;
детей – инвалидов;
детей с речевыми патологиями;
детям с ограниченными возможностями здоровья.
По словам профессора Н. К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к образованию и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”
В своей деятельности как педагог – психолог, руководствуюсь следующими принципами:
непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;
комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех специалистов участников образовательного процесса;
соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности индивидуальным особенностям детей.
В профилактической, коррекционно-развивающей, инновационной деятельности, для формирования осознанного отношения к своему здоровью, широко использую возможности:
«Интерактивной песочницы iSandBOX»;
Монтессори педагогику;
пальчиковую гимнастику;
игротерапию.
Занятия на интерактивной песочнице осуществляются на основании программы «Песочные фантазии». Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются информационные технологии, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников и в процессе занятий существенно усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать, работать самостоятельно. В играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные процессы, а также речь и моторика.
Все режимы интерактивной песочницы iSandBOX имеют информационно-образовательный компонент. При использовании режимов песочницы дети изучают цвета, форму, величину, формирование навыка ориентации в пространстве, таким образом происходит развитие познавательной сферы.Эмоционально - насыщенные игровые постройки способствуют стабилизации психоэмоциональной сферы. Все базовые эмоции адекватно проживаются в интерактивной песочнице. При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость ребенка.
В 2016 году Проектным советом детского сада «Буратино» с целью построения инклюзивного образовательного пространства коллективом детского сада «Буратино» разработан проект «Детский сад для всех и для каждого». В мае данный проект получил Грантовую поддержку Главы района. В рамках проекта приобретено Монтессори оборудование и создан Монтессори кабинет.
В современной литературе педагогическая система Марии Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе.
В ходе занятий в кабинете Монтессори дети в «подготовленной среде» работают в зоне упражнений практической жизни, где учатся переливать водичку, складывать аккуратно салфетки т.д. Ребёнок, находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.
Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей.
В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Ведущий вид деятельностиу дошкольников является игра. Поэтому одно из обязательных здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Игротерапия подразумевает привлечение воспитанников к участию в разнообразных играх, где дети могут проявить эмоции, переживания, фантазию;снять психоэмоциональное напряжение;избавиться от страхов.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005г.
- Хилтунен, Е. Монтессори – материал. Школа для малышей [Текст]: книга / Е. Хилтунен. – М.: Издательство «Мастер», 1992. - Часть 1.
- М.Монтессори Разум ребенка. Москва. 1997.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0005369
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf