Метод проектов - начальный путь обучения дошкольников правилам дорожного движения

  сб., 15.12.2018

Автор:

Ильиных Валентина Викторовна

воспитатель

Частный детский сад речевого развития

"Речецветик" город Тобольск

Работая воспитателем в детском саду города Тобольска по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и др. уделяла большое внимание безопасности детей, но в последнее время начала замечать, чтос каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается,растёт автопарк.В связи с этим особое значение приходится уделять обеспечению безопасности на дорогах.Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.Дети не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины,не способны установить реальность опасности и время,требующееся для того,чтобы удалиться на безопасное расстояние.

Самое ценное–это здоровье и жизнь ребёнка. Поэтому вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города уделяется большое внимание.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения(ПДД)?Как такую серьёзную и жизненно важную  информацию предоставить в доступной форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших маленьких детей-пешеходов,которых уже сейчас за воротами дома подстерегают опасности и трудности,и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.  

     Работу свою реализовывала в трёх направлениях:педагог – дети – родители.

Прежде всего,подобрала и изучила необходимую литературу, посетила инспектора ГИБДД нашего микрорайона, составила перспективный план работы. Считаю, что обучать правилам дорожного движения необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, постепенно усложняя знания дошкольников таким образом, чтобы к концу дошкольного детства они уже могли свободно ориентироваться на улицах города, знать правила дорожного движения. Мною составлены перспективные планы по ознакомлению с правилами дорожного движения для каждой возрастной группы детского сада.

При организации работы с дошкольниками использую разнообразные формы: занятия, прогулки, наблюдения, экскурсии, игры и т.д.

Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, именно ей уделяется в дошкольном возрасте особое внимание.С этой целью мною используются все виды игровой деятельности: игры с правилами(дидактические,настольные, познавательные,деловые);«Угадай транспорт», «Играй-смекай»,«Мы-водители», «Закон улиц и дорог»; спортивные игрыСветофор», «Ловкий пешеход»;досуги,развлечения,кукольные спектакли: «Как Буратино ходить учился»,«В гостях у Светофора», «Красный,жёлтый,зелёный» и другие.

Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра,в которой дети,играя с макетом,ставят себя в условия выполнения различных ролей.Здесь дети обыгрывают различные ситуации,моделируя взаимоотношения людей в условиях дорожного движения.

В процессе игр ребёнок самостоятельно или в группе сверстников решает определённую дорожную ситуацию,учится культуре общения,ведению диалога. Создавая в играх для детей определённый эмоционально раскрепощённый настрой, способствую развитию уверенности в своих силах.В играх вместе с детьми проигрываю различные ситуации: «Что ты будешь делать,если…» (на перекрёстке не работает светофор,прямо на пешеходном перекрёстке стоит машина).При работе также большую роль отвожу подвижным играм, развивающим ориентировку в пространстве: «Горелки», «Перебежки».Эти игры активизируют мышление ребёнка,ставят его перед необходимостью находить решение,используя имеющиеся знания.

Прогулка - идеальное место для того, чтобы поговорить с ребёнком о его безопасности. Поэтому одной из форм организации деятельности по профилактике детского дорожного травматизма являются прогулки.

На территории прогулочного участка мы совместно с детьми создаем мини- участок дороги с дорожной разметкой, дорожными знаками, светофором, где организовываем сюжетно-ролевые и подвижные игры, обыгрываем проблемные ситуации.

     Чтобы занимательная игровая деятельность по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили успешно, в группе детского сада оформила уголок дорожного движения.В уголок поместила настольно-печатные игры: «Дорожные знаки»;настольный перекрёсток (различные виды транспорта,фигурки людей,мини-модели дорожных знаков, светофоров и т. п.), «Собери знак»;атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной разметкой(жезл, свисток,фуражка,модель светофора);детскую художественную литературу,плакаты,иллюстрации по данной тематике.Всё это дети используют в свободной игровой деятельности,закрепляя знания,полученные в организованной деятельности и повседневной жизни.

Еще одно направление моей деятельности – это разработка проекта, в котором составила планы -схемы сюжетно-ролевых игр.Содержание проекта и схем сюжетно – ролевых игр направлено на развитие познавательной активности детей и на то,чтобы дети усвоили, необходимые для дошкольников знания, что транспортные средства могут предоставлять для беспечных людей опасность и что участники дорожного движения-пешеходы,водители,пассажиры транспортных средств- во избежание опасности, обязаны соблюдать установленные правила.

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах может быть эффективным при условии   тесного контакта с родителями воспитанников.Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.Взрослые часто недооценивают значение такого воспитания,пренебрегают необходимостью научить своего ребёнка правилам дорожного движения.Знакомить с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво,гуляя с детьми в парке, дворе, в том числе и на своем положительном примере.Успешных результатов в развитии и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда все действия педагога и родителей целенаправленны.Важно,чтобы родители были примером в соблюдении ПДД. Поэтому работу в этом направлении в группе начала с организации информационного уголка для родителей, где расположила наглядный и консультативный материал по данной теме.Подготовила памятки для родителей: «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановке»; «Советы по профилактике дорожного травматизма» и изготовила буклеты: «Правила поведения на улице»и т.д. Начала использовать в своей работе такой метод, как «игры на прокат»: родители имели возможность взять игрызакрепляющие знания правил дорожного движения домой и поиграть в них дома всей семьей.

     Использовала разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: консультации на темы: «Соблюдайте правила дорожного движения», «Берегите своих детей»; индивидуальные и коллективные беседы, в ходе которых рассказывала об успехах детей в освоении правил дорожного движения.

Проведение семинара-практикума на тему: «Взрослые -  пример для детей в поведении на дороге» вызвало неподдельный интерес у всех его участников. Приглашала родителей на «День открытых дверей» и совместные праздники «В гостях у Светофора», «На лесной дорожке» и т.д. Организовывала совместные тематические выставки для эмоционального контакта: педагог – дети - родители. Родительские собрания в группе проходят в нетрадиционной форме: с участием инспектора ГИБДД, в форме тренинга, игры, квеста и т.д.

Таким образом, единство требований семьи и педагога обеспечивает успешную подготовку детей к усвоению и применению правил дорожного движения.

Нельзя также пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно- транспортных происшествий, так как если в семью придёт беда из-за несчастного случая на транспорте по вине взрослых, недостаточно разъяснивших своему ребёнку его права и обязанности, как пешехода и жителя города, то никакого оправдания не будет, ни одному из членов происшествия.

ПОМНИТЕ: никто не позаботится о тебе лучше,чем ты сам. Мы,взрослые,должны позаботиться о своих детях и их безопасности; научить не допускать ошибок на улицах и дорогах жизни.

 Используемая литература:

  1. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8лет» -Т.А.Шорыгина-М.:Дрофа,2002.
  2. Журнал  «Воспитатель ДОУ» -№11-2008г.
  3. Дорожная безопасность обучение и воспитание младшего школьника: Учебное методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под общей редакцией В.Н.Кирьянова.
  4. «Дорожная грамота в картинках» - плакаты
  5. «Изучаем дорожную азбуку» - Ф.С. Майорова- Методические рекомендации по обучению школьников ПДД.-М.:Просвещение,1997.
  6. «Изучаем дорожную азбуку» - Ф.С. Майорова- Методические рекомендации по обучению школьников ПДД.-М.:Просвещение,1997.
  7. Журнал «Ребёнок в детском саду» - №4-2008г.
  8. Журнал «Справочник старшего воспитателя» -№4,8-2008г.
  9. «Правила и безопасность дорожного движения» -О.А. Скоролупова-Издательство:Просвещение,1985.
  10. Учебник«Основы безопасности жизнедеятельности».-М.:ТЦ Сфера,2002.
  11. А.Усачёв, Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
  12. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
  13. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Просвещение ,Киров, 1998.
  14. «Я на улице», «ПДД» - раскраски  

 

  "Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005359

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 379
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги