Развитие мышления и речи у дошкольников 4 -7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности

  пн., 15.01.2018

Автор:

Клещевникова Татьяна Борисовна,

воспитатель

I квалификационной категории

МАДОУ «Сказка» г. Лабытнанги

 

           «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Введение:

Аннотация

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

В речи детей существует множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Тема опыта: «Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»

Идея опыта

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

       Учитывая опыт предыдущих лет по результатам исследований уровня речевого развития выпускников имеются трудности в развитии грамматического строя речи, связной речи, поэтому для решения данной проблемы поставила цель: развить речь и мышление дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством дидактических игр.

Сведения об авторе

Ф.И.О.: Клещевникова Татьяна Борисовна

Образование: высшее, Тобольская государственная социально – педагогическая академия им. Д.И. Менделеева по специальности «педагогика и психология», квалификация «педагог-психолог», 2013 год

 Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 10 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 10 лет

Квалификация: первая квалификационная категория

Награды и достижения:

В 2016 году награждена благодарственным письмом от Законодательного Собрания ЯНАО за участие в качестве педагога – наставника в окружном творческом конкурсе «Экология в рисунках детей», посвящённом проведению в 2017 году в РФ Года экологии.

В 2016 году награждена благодарственным письмом от Председателя Городской Думы Е. Г. Зуйкова за активную жизненную позицию, высокое профессиональное мастерство и творческий поиск в деле воспитания подрастающего поколения.

В 2016 году вручена благодарность от муниципального учреждения «Управления образования Администрации города Лабытнанги» за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и значительные успехи в организации образовательного процесса.

В 2016 году награждена благодарственным письмом от муниципального учреждения «Управления образования Администрации города Лабытнанги» за активное участие и высокий уровень подготовки творческих работ для благотворительной ярмарки «Поделись теплом своей души». Проводимой в рамках X городского фестиваля детского творчества «Лабытнанги – адрес детства»

Условия формирования опыта

          Я занималась проблемой развития речи на протяжении двух лет, работала над темой: «Развитие мышления и речи у дошкольников 4-7 лет при ознакомлении с окружающим миром посредством игровой деятельности»

          Изучая углублённо эту тему, обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на общеобразовательную программу дошкольного образования, предназначенную для работы с детьми от 2 до 7 лет«Радуга», под редакцией Т, Н. Дороновой.

        На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; активное участие в работе городских методических объединений.

Теоретическая база опыта

Самым благоприятным периодом для развития способностей у ребёнка является раннее детство и дошкольный возраст. Для детей в этом возрасте характерна усиленная познавательная активность потребность в умственной нагрузке, повышенная впечатлительность. Наглядно-действенное и наглядно - образное мышление особенно тесно связаны с речью. Развитие логического мышления имеют особое значение для подготовки детей к школе. Чтобы ребёнок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённой в словах.

         Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что особую роль природы и окружающего мира в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо, – писал он, – чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

          Интересные данные об умении детей среднего и старшего дошкольного возраста сравнивать предметы и явления природы были получены Е. И. Золотовой, она считала, что нахождение внешних общих и отличительных признаков животных (форма, цвет и покров тела, количество конечностей, место обитания и др.) должно проходить через сравнение двух животных, которые имеют существенные отличия. Исходя из концепции Золотовой Е.И. и того, что игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста использую дидактические игры, направленные на развитие мышления и речи представленных   авторов: Л.Г. Селиховой «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", В.В. Гербовой "Занятия по развитию речи в старшей группе», З.М. Богуславской Развивающие игры для детей дошкольного возраста», В.Цвытарного "Играем пальчиками и развиваем речь», а также интернет ресурсы.

Дидактические игры имеют очень большое и важное значение в развитии у дошкольников умственной активности. С помощью дидактических игр мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных ими знаний в различных ситуациях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Формированию у ребенка мышления и речи способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Развивать речевые навыки, грамматический строй речи

2. Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление

3. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности (игровая, продуктивная и т.д.).

4. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

5.Упорядочить сведения детей об окружающем мире, сформировать представления об его целостности.

6. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

7. Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей

Для реализации поставленных задач выработала следующий алгоритм действий:

  1. Изучить специальную литературу.
  2. Подобрать соответствующий дидактический, наглядный материал.
  3. Разработать циклограмму применения игр, упражнений на развитие речи и мышления при ознакомлении с окружающим миром.
  4. Использовать данный материал в непосредственно - образовательной и в совместной деятельности воспитателя с детьми. 
  5. Провести мониторинг результатов развития мышления и речи.

В своей деятельности использовала следующую литературу:

  1. Л.Г. Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи", 1991г
  2. В.В. Гербова "Развитие речи в детском саду" М.: Мозаика-Синтез, 2008г
  3.  В.В. Гербова "Занятия по развитию речи в старшей группе», 2008г
  4.  З.М. Богуславская Развивающие игры для детей дошкольного возраста», 2005 г
  5.  В. Цвытарный "Играем пальчиками и развиваем речь», 2001 г
  6. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Попенова; Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008 г.
  7. Путляева, Л.О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2006 г.
  8. Сидорчук Т А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов / Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева; Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007 г.
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. – М.: ТЦ “Учитель”, 2004 г.
  10. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - М.,1992г
  11. А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М.,1982г
  12. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» - М., 1981

          Актуальность и перспективность опыта

В процессе ознакомления с окружающим миром развивается мышление и речь.Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе игры, задавая вопросы ребёнку мы побуждаем его фантазировать, размышлять, самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.Поэтому так актуально и важно заботиться о своевременном формировании речи и развитии мышления посредством игровой деятельности.

Новизна опыта

          Новизна в моей работе заключается в том, что проводятся интегрированные занятия с педагогом дополнительного образования в картинной галерее. Мы используем дидактические игры, которые предполагают творческий подход   в решении педагогических задач:

  • игры – путаницы;
  • игры путешествия;
  • игры   с продуктивными видами деятельности.

Эти игры развивают познавательный интерес, несут сюрприз, ожидание радости.

В комплексном использовании занимательного дидактического материала  через организацию игровой деятельности.

Адресность опыта

           Мой педагогический опыт будет полезен молодым воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям. Опыт поможет понять значение и необходимость развития мышления и речи у дошкольников; подобрать материал для развития детей.

Трудоёмкость опыта.

      Практическая применяемость данного опыта не требует больших затрат и ресурсов. Необходимо сделать наглядный материал, что так же не составляет большого труда. Опыт по данному направлению разрабатывался и внедрялся мною в практику педагогической работы в течение трёх лет. Материал может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, родителями.

Технология опыта

          Обучающие и развивающие задачи успешно решаю при правильном выборе методов, приёмов. Использую игры – путаницы: «Кто где живет?», «Где чей хвост?», «Угадай чей след». Такие игры очень интересны детям тем, что в них они видят противоречия. У детей это вызывает радость и интерес, а также желание помочь героям найти выход из сложившейся ситуации или исправить это противоречие.

В игре дети учатся группировать предметы по отдельным признакам. Для этого применяю игры – путешествия, такие как: «Без чего не бывает…», «Мы пошли на огород», «Прогулка по нашему городу».

Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны». В игре «Угадай чего не хватает и дорисуй» закрепление материала проходит посредством продуктивной деятельности (рисование и лепка).

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.

  

Специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус».

Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи используя такие игры как  «Назови детенышей», «Кто где живет?», «Без чего не бывает ….» Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим играм, на закрепление звукопроизношения, пальчиковым играм, Провожу хороводные, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.

Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Большую роль в современном образовательном процессе играют презентации, которые создаем для лучшего освоения  материала.

В рамках школы профессионального мастерства делюсь опытом работы,  с педагогами детского сада участвуя в мастер-классах, в открытых мероприятиях,  на педагогических советах.

В дальнейшем по данной теме планирую использовать дидактические игры на развитие творческого мышления, которое способствует находить ответы на вопросы не стандартным путем.

Результативность опыта

          В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. По наблюдениям за воспитанниками в свободной и непосредственно – образовательной деятельности пришла к выводу у них улучшилась речь, а именно грамматический строй речи, они легко  устанавливают причинно-следственные связи, находят общие признаки предметов, явлений.

По результатам психолого-педагогической диагностики уровень развития мышления у детей старшей группы в 2015-2016 году увеличился на 7%. по сравнению с 2014-2015 годом. Уровень речевого развития в 2015-2016 году увеличился на 5% по сравнению с 2014-2015 учебным годом.

 

         Таким образом, при ознакомлении детей 4-7 лет с окружающим миром посредством игровой деятельности, а именно использование дидактических, развивающих игр, речь и мышление развивается эффективнее. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения эмоциональной речи.

        Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний.

      Для меня результат работы — это видеть своих воспитанников счастливыми, успешными в жизни, любознательными, общительными.

  "Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А №  0004665

 

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4321
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.