Сенсорное развитие детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности

  пн., 27.11.2017

Автор:

Григорьева Анна Александровна

воспитатель

МБОУ НШ-ДС №76 города Тюмени

I квалификационной категории

педагогический стаж - 8 лет

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе - это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей происходит через дидактические игры, реализующие ряд принципов активного обучения.Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Огромный вклад в теорию и практику сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори. Она разработала ряд упражнений, способствую-щих развитию тактильных ощущений. Автор отмечала, что самое важное, чтобы игры и пособия своими размерами, видом, удобностью и цветовым сочетанием соответствовали потребностям детей.

Данная тема была мною выбрана, так как сенсорное развитие имеет огромное значение в жизни дошкольников. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Поэтому, важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.

Цель - повышение профессиональной компетентности в вопросах сенсорного развития детей 3-5 лет.

Задачи:

1.     Изучить методическую литературу по теме.
2.     Систематизировать и оформить материал для организации сенсорно – моторных игр (в соответствии с возрастом детей).
3.     Изготовить игры и пособия, способствующие сенсорному развитию детей 3-5 лет.

Принципы организации работы:

  • Дифференцированный подход.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип сотрудничества.

Методы и приемы:

ü Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.

ü Показ и объяснение.

ü Словесная инструкция.

    

Работая с группой детей 3-5 лет, большое внимание уделялось обогащению и накоплению сенсорного опыта через игровую деятельность.Для успешной организации сенсорно-моторного развития в группе создана предметно - развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, в котором преобладают игры и пособия, сделанные своими руками.Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги, создаём свои, которые не менее, а порой и более любимы детьми.

Для обогащения сенсорного развития младших дошкольников в нашей группе используются следующие игры и пособия:

  • тактильные дорожки и таблички;
  • дидактические игры на восприятие цвета и формы;
  • тактильные карточки «Животные наших лесов»;
  • разнообразные шнуровки;
  • массажеры (массажные мячи, грецкие орехи, ребристые палочки и др.);
  • сухие бассейны с крупой и игрушками;
  • игры с прищепками;
  • игры с цветными камешками («Большой-маленький», «Подбери по форме», «Заготовки на зиму» и др.);
  • игры с пуговицами («Подбери по цвету», «Цветочная полянка»);
  • многофункциональное игровое пособие «Обитатели Земли»;
  • тактильная книга «Мир насекомых»;
  • многофункциональное игровое пособие «Шумелки»;
  • игры с пособиями Марии Монтессори и другие.


Игровое пособие «Обитатели Земли» создано в соавторстве с коллегой, воспитателем 1 квалификационой категории, Одышевой Евгенией Юрьевной. Пособие развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое мышление и пространственное восприятие, навыки сортировки и классификации, терпение и координацию движений. Пособие отвечает принципу мобильности, ребенок самостоятельно может выбрать пространство для игры. Фигурками можно манипулировать и перемещать на игровой поверхности, придумывать сказки и интересные истории.


Тактильные карточки «Животные наших лесов» подарила деткам родительница, любящая мамочка, коррекционный педагог и рукодельница –Хабибуллина Наиля Ташбулатовна. Ребята с удовольствием занимаются и играют с данным пособием. Она яркое, красивое и приятное на ощупь.


Родители воспитанников активно участвуют в жизни группы, а также, в изготовлении игр и пособий для своих детей. В преддверии праздника «День Матери» Наиля Ташбулатовна Хабибуллина организовала и провела мастер-класс по созданию многофункционального игрового пособия «Шумелки». Замечательные зайчики украсили наш сенсорный уголок. Дети особо дорожат этой игрой, ведь она сделана добрыми, умелыми руками дорогих мамочек.

В результате первого года работы с сенсорным материалом у младших дошкольников прослеживалась положительная динамика, а именно:

- проявление словесной активности;

-интерес к предметам ближайшего окружения и их свойствам;

- активное включение в экспериментальную деятельность;

- выполнение простейшего сенсорного анализа.

Мы не останавливаемся на достигнутом! Опыт работы по данной теме будет пополнятся и активно использоваться в практике.

 

Список литературы:

1.Интернет-ресурс:http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-viktorovna bardina/nauchno-metodicheskaja-razrabotka-sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html

2. Монтессори М. Помоги мне следать это самому: Статьи, советы и рекомендации. Издательство: «Карапуз», 2002.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008.

4. Янушко Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Фотографии из личного архива педагога.

 "Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004568

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5284
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.