Сенсорное развитие детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности |
пн., 27.11.2017 |
Автор: Григорьева Анна Александровна воспитатель МБОУ НШ-ДС №76 города Тюмени I квалификационной категории педагогический стаж - 8 лет |
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно. А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе - это главный источник развития ребенка. Поэтому сенсорное развитие детей происходит через дидактические игры, реализующие ряд принципов активного обучения.Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Огромный вклад в теорию и практику сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори. Она разработала ряд упражнений, способствую-щих развитию тактильных ощущений. Автор отмечала, что самое важное, чтобы игры и пособия своими размерами, видом, удобностью и цветовым сочетанием соответствовали потребностям детей.
Данная тема была мною выбрана, так как сенсорное развитие имеет огромное значение в жизни дошкольников. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Поэтому, важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.
Цель - повышение профессиональной компетентности в вопросах сенсорного развития детей 3-5 лет.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Систематизировать и оформить материал для организации сенсорно – моторных игр (в соответствии с возрастом детей).
3. Изготовить игры и пособия, способствующие сенсорному развитию детей 3-5 лет.
Принципы организации работы:
- Дифференцированный подход.
- Принцип вариативности.
- Принцип сотрудничества.
Методы и приемы:
ü Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
ü Показ и объяснение.
ü Словесная инструкция.
Работая с группой детей 3-5 лет, большое внимание уделялось обогащению и накоплению сенсорного опыта через игровую деятельность.Для успешной организации сенсорно-моторного развития в группе создана предметно - развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, в котором преобладают игры и пособия, сделанные своими руками.Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги, создаём свои, которые не менее, а порой и более любимы детьми.
Для обогащения сенсорного развития младших дошкольников в нашей группе используются следующие игры и пособия:
- тактильные дорожки и таблички;
- дидактические игры на восприятие цвета и формы;
- тактильные карточки «Животные наших лесов»;
- разнообразные шнуровки;
- массажеры (массажные мячи, грецкие орехи, ребристые палочки и др.);
- сухие бассейны с крупой и игрушками;
- игры с прищепками;
- игры с цветными камешками («Большой-маленький», «Подбери по форме», «Заготовки на зиму» и др.);
- игры с пуговицами («Подбери по цвету», «Цветочная полянка»);
- многофункциональное игровое пособие «Обитатели Земли»;
- тактильная книга «Мир насекомых»;
- многофункциональное игровое пособие «Шумелки»;
- игры с пособиями Марии Монтессори и другие.
Игровое пособие «Обитатели Земли» создано в соавторстве с коллегой, воспитателем 1 квалификационой категории, Одышевой Евгенией Юрьевной. Пособие развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое мышление и пространственное восприятие, навыки сортировки и классификации, терпение и координацию движений. Пособие отвечает принципу мобильности, ребенок самостоятельно может выбрать пространство для игры. Фигурками можно манипулировать и перемещать на игровой поверхности, придумывать сказки и интересные истории.
Тактильные карточки «Животные наших лесов» подарила деткам родительница, любящая мамочка, коррекционный педагог и рукодельница –Хабибуллина Наиля Ташбулатовна. Ребята с удовольствием занимаются и играют с данным пособием. Она яркое, красивое и приятное на ощупь.
Родители воспитанников активно участвуют в жизни группы, а также, в изготовлении игр и пособий для своих детей. В преддверии праздника «День Матери» Наиля Ташбулатовна Хабибуллина организовала и провела мастер-класс по созданию многофункционального игрового пособия «Шумелки». Замечательные зайчики украсили наш сенсорный уголок. Дети особо дорожат этой игрой, ведь она сделана добрыми, умелыми руками дорогих мамочек.
В результате первого года работы с сенсорным материалом у младших дошкольников прослеживалась положительная динамика, а именно:
- проявление словесной активности;
-интерес к предметам ближайшего окружения и их свойствам;
- активное включение в экспериментальную деятельность;
- выполнение простейшего сенсорного анализа.
Мы не останавливаемся на достигнутом! Опыт работы по данной теме будет пополнятся и активно использоваться в практике.
Список литературы:
1.Интернет-ресурс:http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-viktorovna bardina/nauchno-metodicheskaja-razrabotka-sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html
2. Монтессори М. Помоги мне следать это самому: Статьи, советы и рекомендации. Издательство: «Карапуз», 2002.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Фотографии из личного архива педагога.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004568
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf