Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья детей дошкольного возраста посредством валеологического образования |
пт., 08.09.2017 |
Автор - составитель:
Спивакова Валентина Анатольевна,
воспитатель
МАДОУ "ДС "Огонёк" город Новый Уренгой
Аннотация: В данной статье автор выделила основные аспекты необходимости формирования здорового образа жизни и культуры здоровья детей, особенности организации обучающего курса и его этапы, для воспитанников и родителей по валеологическому образованию «Школа здоровья» в детском саду.
Автор считает, что совместная деятельность педагогов и родителей в деле формирования и развития здорового образа жизни посредством валеологического образования способствуют снижению уровня простудных заболеваний и улучшению показателей физического развития.
Охрана и укрепление здоровья детей является неотъемлемой частью работы педагогического коллектива МАДОУ «ДС «Огонёк».
Важная задача воспитания- приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, формирование навыков охраны личного здоровья и бережного к нему отношения,соблюдение безопасности жизнедеятельности, развитиефизических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих раннюю социальную успешность.
В нашем ДОУ реализуется обучающий курс для воспитанников и родителей по валеологическому образованию «Школа здоровья», в котором учитываются возрастные психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Материал соответствует познавательным возможностям и интересам детей данного возраста, с постепенным наращиванием знаний дошкольников, и предлагает сохранение естественных механизмов развития ребенка.
Обучающий курс реализуется согласно принципу развивающего обучения и деятельностного подхода: каждая последующего ступень обучения опирается на знания и опыт детей и усложняется на каждомэтапе. Содержание процесса обучения конкретизируется учебно-тематическими планами для каждой возрастной группы. Реализация обучающего курса дополняет образовательные области образовательной программы дошкольного образования.
Образовательное содержание курса интегрирует разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, восприятие художественной литературы и фольклора). Интегративный подходдает возможность развивать в единстве познавательную и практическую сферу личности ребенка.
Каждый этап соответствует учебному году и решает определенные задачи:
I этап (I младшая группа). Деятельность с детьми направлена на развитие двигательной активности, укрепление опорно-двигательного аппарата, проявление положительных эмоций.
II этап (II младшая группа).Дети знакомятся с валеологическими понятиями: организм, кожа, основные части тела, предназначение рук, ног, глаз, носа. Осваивают навыки ухода за зубами, руками; познают основы безопасности жизнедеятельности и др.
III этап (средняя группа). Дети знакомятся с понятиями: гигиена, витамины, органы, с правилами личной гигиены, полезными и вредными привычками, расширяются знания о строении тела.
IV этап (старшая группа). Дети знакомятся с понятиями: здоровье, мозг, режим, микробы; усваивают знания о полезных и вредных привычках, о правилах приема питания, учатся строить свой деньпо расписанию, расширяются знания о личной и гигиене и безопасности жизни.
V этап (подготовительная к школе группа).Дети знакомятся с понятиями: прививка, осанка, режим питания, лесная аптека; закрепляют знания о своей личной гигиене, правила культуры поведения, безопасного поведения.
Формирование здорового образа жизни происходит непрерывно на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, в процессе всех режимных моментов: прием пищи, прогулка, игры, гимнастика, факультативная деятельность, воспитательные мероприятия в детском саду и в повседневной жизни ребенка за пределами детского сада.
Воспитание у детей привычки к ведению здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающих умений в полной мере невозможно без тесного сотрудничества дошкольного учреждения и родителей.
Вовзаимодействии с родителями используются разнообразные формы:
анкетирование семей (анкеты, опросы), индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, информирование посредством Internet-ресурсов (ведение официального сайта ДОУ в сети Internet), рекламные кампании, акции, Дни открытых дверей, организация родительских собраний, мероприятий с приглашением специалистов (образовательного учреждения (инструктор по ФИЗО, логопед, психолог), учреждения здравоохранения, социальной службы, правоохранительных органов и т. д. – в зависимости от запроса семей), организация семинаров, мастер-классов, лекций, привлечение родителей к организации досуговой деятельности (тематические вечера, конкурсы (в т. ч. семейные), экскурсии, театрализованные представления с участием семей и т. д.), создание совместных проектов.
В результате этой работы родители становятся единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.Таким образом, результатом внедрения обучающего курса «Школа здоровья», является не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их положительный эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми основных движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.
Статья "Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья детей дошкольного возраста посредством валеологического образования" является разработкой наших педагогов детского сада что подтверждается изданием в "Вестнике Ямала" № 3, 2015 г стр. 77. http://tgunur.ru/yamalskiy-vestnik/ya2015%2003k.pdf.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004410
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf