Формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста через обновление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок ДОУ

  ср., 26.07.2017


из опыта работы МАДОУ детского сада № 146 города Тюмени

 

Авторы:

Заместитель заведующего Белова Ольга Алексеевна

Старший воспитатель Азаматова Ольга Владимировна

 

Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника является основополагающей проблемой психологии и педагогики развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются родители и педагоги, работающие в системе образования.

     Умственная активность ребенка  в дошкольном возрасте, по мере  его взросления,   приобретает более самостоятельный характер. Если окружающая среда мотивирует  любознательность и познавательный интерес, ребенок  стремится познать новое,  без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов.  Дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми, безынициативными, учатся подчиняться взрослому, действуют чаще репродуктивно (т. е. повторяют действия взрослого).

Поэтому и возникла идея формирования познавательной мотивации детей дошкольного возраста  через обновление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок  на тему: «Город мастеров – мир профессий».

Одним  из ценностных  методов, способствующих развитию любознательности и познавательной активности ребенка,  установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, является метод проектной деятельности, поэтому каждая группа, выбрала тему своего проекта, работа  над которой осуществлялась в течение двух месяцев.

Цель: Проектирование и эстетическое  оформление предметно-развивающего пространства  прогулочных площадок ДОУ.

Задачи:

- формирование у дошкольников представлений о людях разных профессий,  их основных  трудовых действиях;

- применение детьми  полученных знаний и представлений в совместной и  самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевых играх;

- стимулирование педагогов к дальнейшему  улучшению  единого образовательного эстетического пространства территории детского сада;

- приобщение родителей к совместной деятельности благоустройству

игровых площадок.

Критерии оснащения участков:

- оригинальность (креативность) оформления игровой зоны;

- полнота представления профессии в рамках мастер-класса;

- безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность;

- содержательная насыщенность разработанного игрового  сюжета по теме.

Условия и порядок проведения:

В проекте принимали участие: педагоги,  дети и родители всех возрастных групп. Все участники к оснащению прогулочных площадок в соответствии с выбранной темой игры, подошли  творчески. Создали на своих участках развивающую среду в соответствии с той профессией, которую они представляли; разработали  и изготовили  игровое оборудование и  дидактический материал по данной тематике; организовали сюжетно-ролевые игры с детьми. Было организовано взаимо - посещение между группами, между корпусами, т.е. дети посетили игровые площадки друг друга. Погружение в мир профессий происходило ежедневно в течение трех недель.

Основные методические позиции, на которые  опирались  педагоги в работе с детьми:

- эмоциональная   вовлеченность взрослого в игровую деятельность;

- стимуляция  любознательности ребенка; 

-  передача инициативы от взрослого ребенку; 

-  безоценочность; 

-  поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;

- разнообразие игр; 

-  способы организации детей в играх.

 На каждом участке, в рамках мастер-классов педагоги знакомили детей с различными профессиями, их трудовыми действиями. Дети побывали в роли пчеловодов, ветеринаров, пожарных, археологов, строителей и др. Результатом всего проекта является созданный в каждой возрастной группе,   паспорт профессий, который совместно с детьми заполнялся ежедневно после посещения игровых площадок. В дальнейшем, паспорт стал дидактическим пособием, которое позволяет в беседах с детьми вспомнить и закрепить приобретенные знания.  

Педагоги представили различные варианты оформления прогулочного участка в соответствии с профессией:

- Строительный двор – дети познакомились с профессий строитель, научились забивать гвозди, строить различные здания по схемам – проектам  из крупных  конструкторов.

- Автосервис - представлены автомобили разных моделей, и назначений (легковой, грузовой, спец - транспорт) изготовленные  из картона, дерева, ДВП, автомобили - игрушки;  АЗС, мастерская по ремонту автомобилей.

- Археологические раскопки - педагоги познакомили детей с профессией археолога, дети вели раскопки на участке, находя «старинную посуду, домашнюю утварь» (из киндер-сюрпризов) и др.,  посетили археологический музей.

- Ферма кроликов и куриц - дети узнали про корм, который необходим этим животным, как его заготавливают, кто и как ухаживает за животными, сами выбирали корм для обитателей фермы, покормив курочек зерном, а кроликов травой и овощами.

- Пожарная часть – дети познакомились с очень важной и опасной профессией - пожарный, увидели, какую одежду носят люди этой профессии, попробовали потушить импровизированный пожар.

- Космодром - на участке создана ракета дети познакомились с профессией космонавта, побывали в «центре подготовки космонавтов»

- Цирк – дети побывали на репетиции циркового представления,  познакомились  с профессий клоуна, жонглера, фокусника, дрессировщика, с людьми,  которые ухаживают за животными, наводят порядок на арене цирка.

- Театр – детям представили  профессии  в театре (режиссер, актер, костюмер, гример, осветитель и др.),  попробовали поставить мини- спектакль, распределив между собой ответственность, т.е профессии и роли.

- Рыболовное судно -  дети не только  узнали о том,  люди,  каких профессий трудятся на рыболовном судне: капитан, рулевой, боцман, рыбаки, рыболовные снасти, но и сами побывали в этой роли.

- МЧС служба спасения, дети познакомились с профессией спасателя, обсудили, в каких ситуациях нужно обращаться в службу МЧС, узнали какую помощь они оказывают при ЧС, техногенных и природных катастрофах, научились оказывать  первую медицинскую помощь пострадавшей кукле.

- Чистый двор - детей познакомили с рабочей профессией уборщика или дворника. Дети примерили специальные костюмы для уборки территории и узнали, как и для чего нужно  сортировать мусор по разным контейнерам.

- Кафе -  дети познакомились с профессией охранник, бармен, официант, уборщик, посудомойщик.  Распределив роли, открыли кафе и поучились обслуживать посетителей.

-  Поликлиника дети   посетили кабинеты окулиста, педиатра, рентгенолога, хирурга; узнали кто такой  регистратор, провизор; сами побывали в роли этих  специалистов.

- Пасека -  детей познакомили с профессией пчеловода, они увидели настоящий улей,   дети доставали из улья соты, «окуривали его дымом», узнали, для чего это необходимо делать.  Обогатились  представления детей о жизни насекомых,

- Зоопарк - дети увидели животных в вольерах, узнали,  кто их кормит, лечит, следит за их жизнедеятельностью.

- Почта. Некоторые дети впервые увидели почтовый ящик, марки. В рамках мастер-класса дети познакомились с профессией почтальон.

-  «Ателье». Дети получили  знания о  профессиях: администратор, модельер - дизайнер, закройщик, портной, швея, гладильщица, все это обыграли.

- Супермаркет. В рамках мастер-классов дошкольники познакомились с профессиями:    водитель-экспедитор,  грузчик, продавец, уборщица, охранник, заведующий отделом, товаровед.

- Детей познакомили  со спортивным туризмом.  Они узнали, кто профессионально  занимается подготовкой и сопровождением туристов в серьезные, длительные походы (инструктор, врач и др.). Дети научились собирать рюкзак в поход, преодолевать препятствия, узнали,  что существуют несколько видов костров и научились их складывать.

- Салон красоты, где дети  познакомились с профессией парикмахер, стилист, мастер маникюра.

Как показал наш опыт, на первом этапе, да и в дальнейшем, если это необходимо,   в формировании познавательной мотивации обязательно должен участвовать взрослый, именно с его помощью удерживается внимание ребенка на познавательной деятельности, пробуждается инициативность, самостоятельность. Необходимо отметить, что при организации таких игр важен не только стиль общения взрослого, методы руководства, но и личная эмоциональность и заинтересованность педагога в процессе и результатах игр.

Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности,  но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить деятельность  ребёнка в новое содержательное,  увлекательное русло.

Образовательный эффект организации проектной деятельности на тему: «Город мастеров – мир профессий»:  

Дети:

 - Содержательная насыщенность разработанного игрового сюжета по теме позволила детям  почерпнуть  много новых знаний о людях разных  профессий, их трудовых действиях, приобщиться  к этим  трудовым действиям. Работа над проектом способствовала развитию речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения.  Дети не только почерпнули много новых знаний, но  и получили удовольствие от совместной деятельности друг с другом и педагогами других групп. В дальнейшем все оборудование используется в совместных сюжетно-ролевых играх.

Родители:

В ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества

с педагогами детского.  Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. Результативность проекта была отмечена родителями: дети рассказывают о своих впечатлениях дома.  Проведенная рефлексия (в форме бесед), показала, что работа над проектом была интересна и нужна как детям, так и их родителям.

Педагоги:

Научились планировать деятельность детей, отталкиваясь от интересов

детей; привлекать родителей к активному участию в образовательной деятельности по теме проекта (организации развивающей среды). Молодые специалисты приобрели первый опыт работы над проектом.

Итак, каков результат в целом:

  • Предметно-пространственная  организация прогулочных площадок и

мастер - классы педагогически целесообразны, отличаются высокой культурой, эстетикой, создают комфортное настроение, способствуют эмоциональному благополучию,  обогащению и расширению кругозора и познавательного интереса ребенка.

  • Все площадки в достаточной мере обеспечены игровыми предметами, 

игровыми пособиями и  игрушками в соответствии с  тематикой мастер-класса

  • Система организации образовательной деятельности и рациональное

размещение  оборудования, «перестройка» образовательного пространства позволили   максимально использовать возможности  пространства  прогулочных площадок и веранд.

Таким образом,  можно  сделать вывод о том, что обновление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок дает возможность использовать игру, как средство формирования познавательной активности ребенка.  Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой органично формируются качества, свойства, мотивы личности, складывается личностный и деятельностный опыт.  Именно  игра позволяет  ненасильственно, естественным путем осуществить адекватное формирование познавательной мотивации ребенка.

 

Список используемой литературы:

 

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей/М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.

3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.

4. Виноградова, Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников/Е.Л. Виноградова// Журнал прикладной психологии - 2003. – №2. С 20-23.

5. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46.

6. Лисина, М.И.Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/М.И. Лисина//Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.

7. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург, 1999. – 154 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3404
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.