Формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста через обновление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок ДОУ |
ср., 26.07.2017 |
из опыта работы МАДОУ детского сада № 146 города Тюмени
Авторы:
Заместитель заведующего Белова Ольга Алексеевна
Старший воспитатель Азаматова Ольга Владимировна
Становление мотивационной сферы ребенка-дошкольника является основополагающей проблемой психологии и педагогики развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются родители и педагоги, работающие в системе образования.
Умственная активность ребенка в дошкольном возрасте, по мере его взросления, приобретает более самостоятельный характер. Если окружающая среда мотивирует любознательность и познавательный интерес, ребенок стремится познать новое, без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми, безынициативными, учатся подчиняться взрослому, действуют чаще репродуктивно (т. е. повторяют действия взрослого).
Поэтому и возникла идея формирования познавательной мотивации детей дошкольного возраста через обновление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок на тему: «Город мастеров – мир профессий».
Одним из ценностных методов, способствующих развитию любознательности и познавательной активности ребенка, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, является метод проектной деятельности, поэтому каждая группа, выбрала тему своего проекта, работа над которой осуществлялась в течение двух месяцев.
Цель: Проектирование и эстетическое оформление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок ДОУ.
Задачи:
- формирование у дошкольников представлений о людях разных профессий, их основных трудовых действиях;
- применение детьми полученных знаний и представлений в совместной и самостоятельной деятельности, в сюжетно-ролевых играх;
- стимулирование педагогов к дальнейшему улучшению единого образовательного эстетического пространства территории детского сада;
- приобщение родителей к совместной деятельности благоустройству
игровых площадок.
Критерии оснащения участков:
- оригинальность (креативность) оформления игровой зоны;
- полнота представления профессии в рамках мастер-класса;
- безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность;
- содержательная насыщенность разработанного игрового сюжета по теме.
Условия и порядок проведения:
В проекте принимали участие: педагоги, дети и родители всех возрастных групп. Все участники к оснащению прогулочных площадок в соответствии с выбранной темой игры, подошли творчески. Создали на своих участках развивающую среду в соответствии с той профессией, которую они представляли; разработали и изготовили игровое оборудование и дидактический материал по данной тематике; организовали сюжетно-ролевые игры с детьми. Было организовано взаимо - посещение между группами, между корпусами, т.е. дети посетили игровые площадки друг друга. Погружение в мир профессий происходило ежедневно в течение трех недель.
Основные методические позиции, на которые опирались педагоги в работе с детьми:
- эмоциональная вовлеченность взрослого в игровую деятельность;
- стимуляция любознательности ребенка;
- передача инициативы от взрослого ребенку;
- безоценочность;
- поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;
- разнообразие игр;
- способы организации детей в играх.
На каждом участке, в рамках мастер-классов педагоги знакомили детей с различными профессиями, их трудовыми действиями. Дети побывали в роли пчеловодов, ветеринаров, пожарных, археологов, строителей и др. Результатом всего проекта является созданный в каждой возрастной группе, паспорт профессий, который совместно с детьми заполнялся ежедневно после посещения игровых площадок. В дальнейшем, паспорт стал дидактическим пособием, которое позволяет в беседах с детьми вспомнить и закрепить приобретенные знания.
Педагоги представили различные варианты оформления прогулочного участка в соответствии с профессией:
- Строительный двор – дети познакомились с профессий строитель, научились забивать гвозди, строить различные здания по схемам – проектам из крупных конструкторов.
- Автосервис - представлены автомобили разных моделей, и назначений (легковой, грузовой, спец - транспорт) изготовленные из картона, дерева, ДВП, автомобили - игрушки; АЗС, мастерская по ремонту автомобилей.
- Археологические раскопки - педагоги познакомили детей с профессией археолога, дети вели раскопки на участке, находя «старинную посуду, домашнюю утварь» (из киндер-сюрпризов) и др., посетили археологический музей.
- Ферма кроликов и куриц - дети узнали про корм, который необходим этим животным, как его заготавливают, кто и как ухаживает за животными, сами выбирали корм для обитателей фермы, покормив курочек зерном, а кроликов травой и овощами.
- Пожарная часть – дети познакомились с очень важной и опасной профессией - пожарный, увидели, какую одежду носят люди этой профессии, попробовали потушить импровизированный пожар.
- Космодром - на участке создана ракета дети познакомились с профессией космонавта, побывали в «центре подготовки космонавтов»
- Цирк – дети побывали на репетиции циркового представления, познакомились с профессий клоуна, жонглера, фокусника, дрессировщика, с людьми, которые ухаживают за животными, наводят порядок на арене цирка.
- Театр – детям представили профессии в театре (режиссер, актер, костюмер, гример, осветитель и др.), попробовали поставить мини- спектакль, распределив между собой ответственность, т.е профессии и роли.
- Рыболовное судно - дети не только узнали о том, люди, каких профессий трудятся на рыболовном судне: капитан, рулевой, боцман, рыбаки, рыболовные снасти, но и сами побывали в этой роли.
- МЧС служба спасения, дети познакомились с профессией спасателя, обсудили, в каких ситуациях нужно обращаться в службу МЧС, узнали какую помощь они оказывают при ЧС, техногенных и природных катастрофах, научились оказывать первую медицинскую помощь пострадавшей кукле.
- Чистый двор - детей познакомили с рабочей профессией уборщика или дворника. Дети примерили специальные костюмы для уборки территории и узнали, как и для чего нужно сортировать мусор по разным контейнерам.
- Кафе - дети познакомились с профессией охранник, бармен, официант, уборщик, посудомойщик. Распределив роли, открыли кафе и поучились обслуживать посетителей.
- Поликлиника дети посетили кабинеты окулиста, педиатра, рентгенолога, хирурга; узнали кто такой регистратор, провизор; сами побывали в роли этих специалистов.
- Пасека - детей познакомили с профессией пчеловода, они увидели настоящий улей, дети доставали из улья соты, «окуривали его дымом», узнали, для чего это необходимо делать. Обогатились представления детей о жизни насекомых,
- Зоопарк - дети увидели животных в вольерах, узнали, кто их кормит, лечит, следит за их жизнедеятельностью.
- Почта. Некоторые дети впервые увидели почтовый ящик, марки. В рамках мастер-класса дети познакомились с профессией почтальон.
- «Ателье». Дети получили знания о профессиях: администратор, модельер - дизайнер, закройщик, портной, швея, гладильщица, все это обыграли.
- Супермаркет. В рамках мастер-классов дошкольники познакомились с профессиями: водитель-экспедитор, грузчик, продавец, уборщица, охранник, заведующий отделом, товаровед.
- Детей познакомили со спортивным туризмом. Они узнали, кто профессионально занимается подготовкой и сопровождением туристов в серьезные, длительные походы (инструктор, врач и др.). Дети научились собирать рюкзак в поход, преодолевать препятствия, узнали, что существуют несколько видов костров и научились их складывать.
- Салон красоты, где дети познакомились с профессией парикмахер, стилист, мастер маникюра.
Как показал наш опыт, на первом этапе, да и в дальнейшем, если это необходимо, в формировании познавательной мотивации обязательно должен участвовать взрослый, именно с его помощью удерживается внимание ребенка на познавательной деятельности, пробуждается инициативность, самостоятельность. Необходимо отметить, что при организации таких игр важен не только стиль общения взрослого, методы руководства, но и личная эмоциональность и заинтересованность педагога в процессе и результатах игр.
Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить деятельность ребёнка в новое содержательное, увлекательное русло.
Образовательный эффект организации проектной деятельности на тему: «Город мастеров – мир профессий»:
Дети:
- Содержательная насыщенность разработанного игрового сюжета по теме позволила детям почерпнуть много новых знаний о людях разных профессий, их трудовых действиях, приобщиться к этим трудовым действиям. Работа над проектом способствовала развитию речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения. Дети не только почерпнули много новых знаний, но и получили удовольствие от совместной деятельности друг с другом и педагогами других групп. В дальнейшем все оборудование используется в совместных сюжетно-ролевых играх.
Родители:
В ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества
с педагогами детского. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. Результативность проекта была отмечена родителями: дети рассказывают о своих впечатлениях дома. Проведенная рефлексия (в форме бесед), показала, что работа над проектом была интересна и нужна как детям, так и их родителям.
Педагоги:
Научились планировать деятельность детей, отталкиваясь от интересов
детей; привлекать родителей к активному участию в образовательной деятельности по теме проекта (организации развивающей среды). Молодые специалисты приобрели первый опыт работы над проектом.
Итак, каков результат в целом:
- Предметно-пространственная организация прогулочных площадок и
мастер - классы педагогически целесообразны, отличаются высокой культурой, эстетикой, создают комфортное настроение, способствуют эмоциональному благополучию, обогащению и расширению кругозора и познавательного интереса ребенка.
- Все площадки в достаточной мере обеспечены игровыми предметами,
игровыми пособиями и игрушками в соответствии с тематикой мастер-класса
- Система организации образовательной деятельности и рациональное
размещение оборудования, «перестройка» образовательного пространства позволили максимально использовать возможности пространства прогулочных площадок и веранд.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обновление предметно-развивающего пространства прогулочных площадок дает возможность использовать игру, как средство формирования познавательной активности ребенка. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой органично формируются качества, свойства, мотивы личности, складывается личностный и деятельностный опыт. Именно игра позволяет ненасильственно, естественным путем осуществить адекватное формирование познавательной мотивации ребенка.
Список используемой литературы:
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей/М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.
3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.
4. Виноградова, Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников/Е.Л. Виноградова// Журнал прикладной психологии - 2003. – №2. С 20-23.
5. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46.
6. Лисина, М.И.Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/М.И. Лисина//Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.
7. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург, 1999. – 154 с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf