Квест – технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников

  пт., 19.05.2017

Авторы:

Белова Ольга Алексеевна,

заместитель заведующего

Азаматова Ольга Владимировна

старший воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

 

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.

Дошкольный возраст – возраст почемучек.   А любознательность  - это  естественное стремление ребёнка к приобретению  новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных,  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Одна из годовых задач, решаемых в нашем детском саду,  в этом учебном году: «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников средствами игровой деятельности». Именно  игра – основная деятельность ребенка – дошкольника,  которая  мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно  в игровой деятельности развивается   любознательность   ребенка.

 В связи с тем, что 2017 год, Указом президента объявлен «Годом экологии», а  формирование  у  детей экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир - одно из основных направлений  образовательной деятельности в МАДОУ ЦРР – д/с №  146 города Тюмени,  решение годовой задачи осуществлялось через ознакомление с природой, через экологические игры.

Одним  из ценностных  методов, способствующих развитию любознательности и познавательной активности ребенка,  установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, является метод проектной деятельности, поэтому каждая группа, выбрала тему своего проекта, работа  над которой осуществлялась в течение двух месяцев.

В рамках своих тем, совместно с родителями - группы оснащались иллюстрированным материалом, дидактическими  играми и атрибутами,  которые помогли  сформировать у детей представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Созданы  различные дидактические игры, в  группах появлялись  разнообразные  макеты, изготовленные совместно с воспитанниками и родителями, использующиеся воспитанниками, как игровое поле для режиссерских игр. Педагоги создавали разнообразный дидактический материал, который позволил дать и закрепить знания по теме проекта.

Итоговыми мероприятиями явились экологические квесты,  которые проходили в детском саду в течение  12 дней, в вечернее время (в 16.30),  совместно с родителями.

  Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в  увлекательный мир приключений и разнообразных событий.   В   ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала  развитию активной, деятельностной позиции ребенка, развитию  у него любознательности и познавательного интереса.

Как были организованы и протекали Квесты?  Погружение  в темы, происходило в рамках проектной деятельности. В ходе Квест- технологии  реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

  • Образовательная -  вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
  • Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и  познавательной активности,  творческих способностей каждого ребенка;
  • Воспитательная – воспитание личной ответственности   за  выполнение

         работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квестов, все педагоги детского сада  объединили свои усилия и разработали их таким образом, чтобы по ходу следования,  с детьми поработал каждый специалист (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог, педагог по изобразительной деятельности, инструктор по физ. воспитанию). Решая свои образовательные задачи, педагоги каждый раз перевоплощались в разных персонажей, в соответствии с темой игры (это и муравей, у которого разрушили домик, и Лесовик, которому нужно помочь посадить деревья; русалка, у которой загрязнена  река, добрая фея Вселенной и т.д.). Получились очень интересные, содержательные  Квесты, которые проходили в виде  приключенческой игры,  с одной сюжетной линией, на каждом этапе решались  задачи с установкой   дальнейшего продвижения по сюжету. Дети действовали  в условиях обогащенной образовательной среды, использовались  возможности ИКТ. Вся деятельность  осуществлялась в соответствии со  следующими принципами:

  • доступность т.е. задания были приемлемо сложными для ребёнка;
  •  системность – все  задания логически связаны друг с другом;
  • эмоциональная окрашенность заданий;
  • разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий

рассчитывалось таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

  • наличие видимого  конечного результата  и  обратной связи (т.е.,  на каждом этапе следования,   дети получали часть пазла, или ключ для разгадывания)
  • интеграция областей и всех  видов детской деятельности протекала естественным образом.

При подготовке и проведении квестов  учитывались три основных условия:

  • игры и задания  должны быть безопасными;
  •  вопросы и задания соответствуют возрасту;
  •  споры и конфликты решаются только мирным путем.

Итак,  12 групп - 12 тем проектов – 12 разнообразных квестов!

Младшие группы:

1.«Букашкина тропинка». Появление маленького трудолюбивого Муравья, у которого  кто - то разрушил дом, мотивировало детей отправиться на поиски места, где находился  муравейник и  его строительство.

По пути следования, расселяя  насекомых, в места их обитания, малыши  удивили всех  своими знаниями о том,  как насекомые спасаются от врагов, например,  кузнечик становится невидимым в траве, а майский жук на ветках деревьев,  почему Божья коровка не прячется от птиц? И есть ли у насекомых враги?

 А еще дети усвоили, как сложно муравьям построить дом и очень легко его  сломать, о том,  как нужно вести себя в природе, чтобы этого не произошло. И только с помощью родителей детям удалось помочь муравью.

2. «Животные  - наши друзья» Проблема заключалась в том, что в лесу случился пожар... В ходе спасательной операции,  дети не только затушили пожар, спасли животных,  их детенышей, узнали о страшной силе огня, о правилах поведения в лесу, в ходе творческой деятельности  создали образ  леса, за что и награждены медалями «Юный эколог»! 

3. «Жила – была речка» Вся история началась с поставленной родителями, инсценировки  «Жила – была речка...».  И в процессе преодоления и решения различных проблемных задач, спасения речки, у детей сформировалось представление о необходимости чистой воды для всех живых существ. И как результат –  спасение водоема  и его заселение созданными совместно с родителями -  различными рыбками.

Средние группы:

4. «Оберегайте берега».  Здесь дети узнали и увидели, что вред водоемам наносят и засоренные человеком берега: разный мусор,  металлические и пластиковые предметы,  масляные пятна на берегу и в воде и как результат: погибшая и заболевшая рыба, почерневшие кувшинки.

Дети действовали, как настоящие МЧС. Поделившись на команды,  выловили из воды мусор, перенести заболевшую рыбу сачком в чистый водоем; собрали  «масляные пятна».  Получая, на каждом этапе детали пазла, в конце выяснили «Кому нужна вода?» Еще раз,  отразив это в созданном коллаже.

5.  «Кому нужны деревья в лесу».  Полученное письмо от жителей леса о  том, что лес, в котором они живут, вырубается, люди его загрязняют, устраивают  пожары, из-за этого «теперь белочка без  домика, птица без гнезда и ежику негде укрыться от знойного солнца…», мотивировало детей  отправиться   на помощь животным. За каждое доброе дело,  дети получали  «дерево» для  леса и  как результат, у  детей сформировались  представления о том, что дерево может быть домом  животным, птицам, насекомым, а еще  приносит большую пользу для человека. В конце игры, благодаря усилиям команды спасателей, лес посажен. Но дети  усвоили представление о том, что от безжалостных действий человека погибает лес и его обитатели.

6. «Наши пернатые друзья». Отправляясь вместе с родителями на поиски домика, для скворца, дети удивили  их  своими знаниями о  разнообразии птиц, обитающих в наших краях, тем, с какой легкостью они отличают клеста от дрозда, почему эту птицу называют поползень и т.д.  А вот скворец – очень  полезная птица, которая из года в год,  живёт там, где живёт человек. Селится с его домом рядом, следит за его полем, садом – очищает от вредных букашек, поедает бабочек, жучков.  Вместе с родителями из собранных на участке веточек, перьев и клочков пакли, построили  гнезда для птиц, т.к. именно в теплом уютном гнездышке, согревая яйца своим теплом,  птицы высиживают птенцов. Получая пазлы, в конце приключенческой игры создали образ скворечника, а потом и еще и каждая семья создала свой скворечник.

Старшие группы:

7.  «Гибель животных». Просмотр презентации «Пожар в лесу» и сопровождение просмотра стихотворением:  Огонь траву с цветами вместе выжег,.. Кусты спалил, в зелёный лес вошёл … – передали детям трагизм ситуации о том, какой ущерб наносит пожар природе, животным и человеку: детеныши остались без своих родителей, а некоторые родители остались без своих детенышей – они погибли, в гнездах сгорели маленькие птенцы; насекомые: бабочки, стрекозы, пчелы, муравьи, кузнечики -  погибли в огне.  И теперь дети  точно знают, что нельзя делать в лесу, чтобы не произошел пожар: нельзя  разводить костер на сухой траве, разводить костры при ветре, оставлять не потушенный костер, бросать зажженную спичку;  залить костер  водой или засыпать землей. И когда дети, выполняя различные задачи на пути следования, в конце пути посадили деревья в лесу и  затем,  гуляя  по  нему  под звуки природы – получили неподдельное удовольствие.

8.  «Нужны ли болота, на планете Земля?» В процессе проектной деятельности  дети познакомились  с жизнью растений и животных на болоте, узнали о  значении  болот в природе. А содержание сказочного  Квеста «Как Иван-царевич на болото ходил» - помогло  детям взглянуть на болото не как на мутную трясину, а как на удивительный насыщенный мир растений, насекомых, животных. И именно поэтому, нельзя засорять и уничтожать болота на планете Земля.

9. «Природа – человек - техника» Просмотр,   в начале квеста, презентации «Экологические катастрофы»,   еще раз напомнил детям о том,  какой вред они причиняют  окружающей среде.

А вот знакомство с инновационными технологиями, которые причиняют минимальный вред окружающей среде,  произошло через презентацию детьми собственных «эко – роботов», которых они «изобрели» дома, совместно с родителями.

Появление в группе Фиксиков, которые тоже изобрели,   для защиты окружающей среды,  Эко - робота, мотивировало детей на поиски зашифрованного  ключа от его кода. Ребятам вместе с родителями  пришлось  пройти  множество испытаний.  Вступив в  команду «Юные  экологи» - в конце произнесли клятву:  « Клянусь -  не разводить костры, не ломать ветки, не разорять гнезда, не вытаптывать лекарственные растения! И еще много раз клянусь! Клянусь! Клянусь - быть защитником нашей планеты Земля навсегда!

Подготовительные группы:

10.  «Большие проблемы маленького города». Просмотрев видеофильмы, и узнав,  что каждый житель планеты Земля,  ежегодно выбрасывает тонну  мусора –  а это полный кузов грузовика, дети пришли в ужас от этой информации!    

Отправившись вместе  с родителями в путешествие по  нашему городу, побывали в Гилевской роще, где  используя экологические знаки, вспомнили и закрепили правила поведения в лесу.

Имея уже сформированное представление и том, как возможно сохранить чистый воздух на планете Земля, пояснили, что в городских парках люди отдыхают, занимаются спортом, именно потому,  что там чистый воздух. В состоявшейся дискуссии, дети уточнили что деревья – это легкие планеты, они очищают воздух, поэтому нужно высаживать больше деревьев!

А вот «на Цветном бульваре» столкнулись с проблемой мусора в местах отдыха. Дети,   сразу предложили отсортировать мусор. Вместе с родителями собрали и отсортировали  бумагу и  пластиковые отходы. Экспериментальным путем выяснили, что,  если смять пластиковую бутылку, она займет меньше места в контейнере, а чтобы смять бутылку, нужно сначала открыть крышку и выпустить воздух. На «набережной реки Тура»  обнаружив  загрязнение  реки, очистили водоем.

Отправившись вместе  с родителями в путешествие по  нашему городу, дети,  на каждой станции выполняя различные задания, решали экологические проблемы города.

11. «Космическая одиссея: в поисках новой Земли».  Дети вскрывают   капсулу, залитую воском, которую  утром нашли на прогулке. Обнаружив  в ней флешку и карту, посмотрели видео, прослушали голосовое сообщение, отправились в  «Космическую Одиссею, на  поиски новой земли!!!» Совершив космическое путешествие и не найдя другой такой планеты, убедились, что надо любить и беречь  родную Землю, сделали удивительный вывод:  «Земля – тарелка, что  на нее положишь, то и возьмешь».

12. «Проблемы Арктики».  Дети вместе с родителями отправились   в экспедицию помощниками ученых,  в ходе экспедиции рассказывают все  об обитателях Арктики, находят и называют животных, занесенных в «Красную книгу», возвращают родителям, потерявшихся после снежной бури - детенышей, делятся на команды,   проводят акцию «Кто быстрее уберет мусор!», помогают родителям разгадать кроссворд.  Вернувшись из экспедиции,  родители изображают на стекле северное сияние, а дети  в это время рисуют Арктических животных.

Предметно-развивающая среда -  «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании предметно-развивающей среды по  содержанию квеста: педагоги учитывали, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать.  Можно сказать, что предметно – развивающая среда  стала первым шагом к достижению поставленной цели - для  проведения всех Квестов использовались групповые помещения,  коридоры,  музыкальный и спортивный  залы.

В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществлялась  интеграция образовательных областей, комбинировались  разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Ориентирами, определяющими направление действий, были карты. Общая цель объединяла детей, являлась  главным «внутренним мотиватором  Квеста». Совмещались элементы отдыха и  обучения, которое  происходило совсем незаметно.

В группе озвучивалась  игровая «легенда», мотивация к действию, определялась общая игровая цель.

Задания  были самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание -  ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбирались таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе  имеющихся у детей, знаний,  и  умений -   не требующих специальной подготовки. 

При решении поставленных игровых задач дети  узнавали  много нового, реализуя   ранее приобретенные знания. Повышению познавательной  мотивации способствовали  условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям и конечно, участие и поддержка родителей.

В ходе  нескольких квестов, совместно с родителями,  поставлена  трогательная, несущая глубокий смысл,   инсценировка  «Сохраним Землю» -   о зарождении жизни на земле и о том, как беззащитна Земля, если к ней относиться небрежно. А разыгранные  в других группах, небольшие инсценировки,  помогли донести до детей глубокий смысл  о том, что только Человек может помочь планете Земля: посадить деревья, очистить моря и реки, очистить воздух, бережно относиться к окружающей природе! Образовательные задачи решались в совместной деятельности взрослого и  ребенка.

Каждая Квест – игра заканчивалась творческой деятельностью. В конце путешествия, после «выполненной миссии» дети возвращаются в группу и  дети, переполненные разнообразными эмоциями, создают  коллажи и  макеты:  восстанавливают  сгоревший лес, заселяют   его и водоемы их обитателями,  заселяют  планету Земля животными и растениями, изготавливают скворечники, и т.д.

Образовательный эффект квест-технологии:

 Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе  игры проявилась индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность.  Квест – игра, это  деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым,  открывал или приобретал новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что   именно игра,   для ребенка,  является средством познания окружающего мира.

Как показали наблюдения, самым первичным проявлением познавательного интереса являлось любопытство  ребенка, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке, а в  качестве более высокой формы познавательного интереса выступила любознательность. Познавательный интерес  и познавательная мотивация   возникали на основе присущей ребенку потребности в знании, которая является природным его свойством, и  мы еще раз убедились, что развитие познавательной  активности детей качественно осуществляется через личностно - значимую деятельность, т.е. игру.

 «Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них,  как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень  (французский писатель,  философ).

Список литературы

1. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет /Е.Л. Виноградова// Психологическая наука и образование - 2004. - №2. С 43-46

2. Лисина, М.И.Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/М.И. Лисина//Вопросы психологии. 1989. - № 4. – С 35 – 38.

3. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург, 1999. – 154 с.

4.  Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ учебное  пособие М.: Академия, 2001. - С. 272.

6. Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий  СПб. 2001.

7. Чечель И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов  1998. - № 4. - С. 3.

8. Ясвин. В.А.Мир природы в мире игр. Сборник экологических игр.

ЭкоЦентр "Заповедники". 1998. С.  40.

9.Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).

10. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm)

11. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).

12. Севрук Ю.А. Сборник экологических игр. По  материалам семинара

для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999. infourok.ru

           13. «Игры, в которые мы играем!»  Методическая разработка Детского

экологического центра Национального парка "Лосиный Остров" elkisland.ru

 

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А №  0004223 Серия А №  0004224

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Оставьте свой комментарий


Просмотров: 969
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги