методическое пособие «Рече – кубики»

  пн., 04.11.2013

Автор:

Писаревская Полина Сергевна,

Учитель-логопед

МБДОУ «Центр развития ребенка -

детский сад №15 «Страна чудес»

г. Ханты- Мансийска

Введение

Учебно-методическое пособие «Рече – кубики» по коррекции лексико – грамматических категорий и связаной речи у детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию сложных предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения с помощью упражнений и заданий  

 Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями. Одна  из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста - подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка  к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Логопедия, как наука, позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка на непосредственно образовательной деятельности и в  игре.  Для детей, имеющих проблемы в лексико-грамматических формах и связаном высказывании, это, как правило, дети группы  общего недоразвития речи. Пособие  сохраняет  значение и роль игровой деятельности в дошкольном возрасте, и своевременная коррекция речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация  дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи,  и учит правильно и грамотно говорить.

Цель учебно-методического пособия «Рече - кубики» развитие лексико – грамматических категорий и связаной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи пособия раскрываются с помощью  игр и упражнений, как фрагментарно непосредственно образовательной деятельности, так и на индивидуальной работе в качестве сюрпризного момента.

  1. Привлечение интереса, формирование мотивации взаимодействия  ребенка к  логопроцессу: Игра «Настроение».
  2. Развитие навыка, через тактильное ощущение, ассоциации слово - признак  и предмет: игра с кубиком «Сенсорик».
  3. Формирование навыка согласования существительного с относительными прилагательными,  игра «Раскрась картинку»;  притяжательным прилагательным и развитие представлений об окружающем мире: Игра «Потеряшка».
  4. Овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Игра «Сосчитай-ка».
  5. Закрепление навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире. Игра «Поваренок».
  6. Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем. Игра «Жадина».
  7. Закрепление словаря по лексической теме. Например игра «Времена года».
  8. Развитие зрительного гнозиса. Игра «Найди картинку»
  9. Научить ориентироваться на плоскости; в пространстве. Игра «Поймай муху».
  10. Формирование навыков подбора антонимов: слова – признаки, слова - действия. Игра «Наоборот».
  11. Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики. Игра «Описательный рассказ», «Сочиняй-ка»
  12. Закрепление  употребления предлогов в составление предложений, связаной речи.[1]

Комплект методического пособия:

        Коробка……..………………………..…….…..1 шт.,

        Кубики…………………………………….……6 шт.,

        Картотека игр ………… ……………………..  8 шт.,

        Картинки к заданиям …………………….. .…30 шт.


Из истории к действительности

Создание  пособия как необходимость увлечения ребенка в процесс коррекции речи, с помощью меняющегося  наглядного - демонстрационного материала. От  плоского –  книга, карточки, картинки и т.д. к объемному предмету – например кубик. Увиденные в магазине деревянные кубики для чтения, натолкнули меня на мысль, о возможности использования кубика как вариант в коррекции речи ребенка в помощь созданным авторским логопедическим пособиям.  Например, к логотехнологиям  С. В. Коноваленко; Е.О. Астафьевой;  О.С. Гомзяк;  Л.А. Комарова;  Е.Н. Спивак; Т.А. Ткаченко на этапе автоматизации звука и коррекции лексико–грамматических категорий речи. Простая, совершенная форма куба воплощена в методическое пособие «Рече - кубик» из целлюлозного материала, слюды и других подручных материалов и канцелярских принадлежностей.

Работа началась… Пособие «Рече – Кубик» представляет собой серию шести кубиков, размером 7,5 / 7,5 см.  Оформление  граней кубов, как  постоянно, так и съемными изображениями, картинками. Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Комбинированность заданий направлена на формирование лексико-грамматических категорий (словообразование и словоизменение)  и развитие связаной речи, не как отдельных предложений, а высказывания, описание, рассуждения. Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность его минимизируется, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения коррекционно - образовательного процесса. Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)  в педагогики дает возможность на практике  в играх  развивать  связаную  речь  воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Каждый символ может быть использован в сочетаниях  по заданию упражнений других игр. Суть данного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через  знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГТ. Принцип построения обучения  лексико - грамматическим категориям, связаной речи по пособию «Рече-Кубик» от простого к сложному с использованием, как логопедических технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания. [3] приложение.docx (1.46 МБ)

Научить человека быть счастливым нельзя,

Но воспитать так, что бы он был счастливым, можно.

А. С. Макаренко

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОГО ПОСОБИЯ «РЕЧЕКУБИКА» ПОКАЗЫВАЕТ, ребенок  не отвлекается в игре от занятия, а наоборот занимается в игре. Он сосредотачивает внимание, интерес на упражнение или задание, выбирая самостоятельно ответ, фантазируя, размышляя. Пособие хорошо еще и тем, что в него могут играть дети  любого возраста (уровень сложности заданий должен соответствовать речевым возможностям ребенка) как индивидуально, так и на фронтальных занятиях.  [4]

Вариант 1.Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами с кубом в руке. Дети идут по кругу со словами:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем кубик мы вращать!

Вариант 2.  Дети стоят кругом. Куб передают по цепочке, произнося любую знакомую считалку. Ребенок, на котором остановился куб, по желанию выбирает грань по заданию.

Вариант 3.Водящий ребенок идет по кругу и говорит считалку.  Ребенок, на котором закончилась считалка, берут куб, закрывает глаза, вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняет сам или все дети вместе.  

Понятие как актуальность, интерес ребенка  в определенный момент времени заставляет  искать  и создавать многофункциональные, творческие  пособия, реализовывая задачи  коррекционно – образовательного процесса обучения и  развития детей в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования.[5]

Игра «Настроение»

Тренинг в форме соревнования

Задача: изобрази настроение героя на выпавшей грани куба, проговори чувства, которые герой испытывает - чувства сопереживания по мимики лица.

Задание: передача  мимики героя выпавшего на грани куба. 

Игра с мимическими изображениями различных настроений  позволяет провести мини диагностику проблемных зон и сфер, требующих коррекции для дальнейшего взаимодействия внутри коллектива. Такая диагностика зачастую куда более точна и вовремя действенна, чем проводимая с помощью разнообразных тестов и опросников. Этот тренинг снимает напряжение между незнакомыми людьми,  выявляет не то, что человек думает, а то, с какой мимикой лица он взаимодействует. Кроме того, обучаться в процессе игры взаимодействию – это безопасно, эффективно, и просто интересно и приятно.

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением лиц детей. [6]

Игры на образование и склонение прилагательных от существительного.

«Раскрась картинку»

 Задача: согласование существительного с относительными прилагательными

Задание: по цветным граням куба расставить трафареты полых картинок и назвать цветное изображение предмета. Например, красный помидор, голубое небо, золотой квадрат. Теперь, немного усложним задание. Куб вращаем под считалочку и выбреем цвет грани куба. Задание: назовите фрукты и овощи  красного цвета или предмет любого другого цвета, которое выпадет на верхней стороне грани (Яблоко, гранат, редис, свекла, помидор – красного. Облака - голубого …) Молодцы!

Оборудование: кубик с цветными гранями, картинки с полыми изображениями[7]

«Потеряшка»

Задача: согласование притяжательного прилагательного с существительным.

Используются  сюжетные картинки с отдельными элементами предметов, части животных с помощью двух кубиков со съёмными гранями.

  1. Задание: по картинкам на гранях одного куба подобрать не достающие части на гранях другого. Например: Чей хвост? – лисий хвост, приставить лисий хвост к изображению лисы. Чье колесо? – автомобильное, подставить колесо к изображению машины. Чьи уши? – заячьи уши, приставить уши к изображению заячьи головы.
  2. Задание: подбор картинок на опознание   деревьев, их листьев.

Вариант игры может быть организован как развивающие лото: где беседу продолжают вопросы по результату подбора дерево – листок.Например: название дерева, формы листья, где растет, меняет ли окрас осенью и т.д.

Оборудование: два кубика с гранями кармашки, картинки к заданию.[8]

Игры на словообразование

«Наоборот»

Задача: Сформирование навык подбора слов антонимов

Задание по игре выполняется  на одном кубике, так и с привлечением второго, который заполняется по граням при с подбором слов антонимов.

Задание: на подбор слов антонимов к словам – действия. Например: открывает – закрывает, наливает – выливает, одевает – снимает и т.д;

 - подбор антонимов к карточкам по схемам: какого цвета? (черный - белый); что ощущаем? (тепло - холодно); какого размера? (большой - маленький); что слышим? (тихо - громко); что видим? (день - ночь), какой вкус? (кислый - сладкий);

-  подбор антонимов  к слову – признак: широкий – узкий, завязанный – развязаный, высокий – низкий, большой - маленький

Оборудование: два кубика с гранями кармашки, картинки к заданию. [9]

 «Поварёнок»

Задача: закрепить навык словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.

На гранях оного кубика поместить  изображения: свекла, томат, персик, яблоко, морковь, груша.

Задание: определить из чего,  можно сделать сок или сварить компот, затем образовать прилагательные от существительного, называние сока или компота. Что будет лишним для компота. Разделить понятие сок и компот. Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением овощей, фруктов.[10]

 «Жадина»

Задача: согласование местоимения с существительными повторение лексической тем

Упражнение на закрепление в согласование местоимения и существительного. Картинки используются на обобщающие темы: одежда, игрушки, фрукты и т.д.  Размещаются на гранях кубика. Прокручиваясь,  определяют вопрос,  по изображению на верхней грани кубика. Например: чей предмет ..?- мой;  чья одежда..?- мая; чьи игрушки? – мои

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением  одежды, обуви, игрушек…

 

Игры на согласование и словоизменение существительного с местоимением, с числителем

«Сосчитай-ка»

Задача: овладеть согласование существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.

Используется кубик с арабскими цифрами и каточками с картинками на счет.

Задание: на каждую грань размещается картинка с подобранным количеством предметов по изображению (цифра на грани) согласовать существительное с  числителем в роде, числе, падеже. Играть очень просто. Ребенок, глядя на верхнюю грань куба, говорит: «У меня две морковки». Затем переворачивает его любой другой гранью и передает следующему со словами «А у тебя?» - «У меня пять яблок».

Оборудование: кубик с постоянными гранями изображением цифр, приложение картинки с числовым изображением.[11]

Игра на ориентирование во времени, на плоскости; в пространстве.

«Поймай  муху!»

Задача: научиться  ориентироваться на плоскости; в пространстве.

Задание на пространственный ориентир. Умения ориентироваться на плоскости – картина, лист бумаги с изображением; предмет; в пространстве закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре. Задание определяется выпавшее направление по  стрелке или центральное положение. Ориентир (обозначение) зависит от возраста игроков или индивидуальных условий игры. Например: раз, два, три, четыре, пять нужно муху мне поймать на…(положение) определяем по грани направление, например стрелка показывает вверх- на потолке и т.д.

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки направления, стрелки[12]

«Время года»

Задание: расположить на  кубике (съемными гранями) картинки одного времени года.

Определить лишний признак  например: осени, зимы, весны, лета.

Упражнение 1. Прослушать загадку, пословицу, отгадку подобрать по картинке на кубе. Например:

Готовь сани…(летом), а телегу …(зимой).

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт, и постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (тучи).

Весной вырастают, осенью опадают. (листья)

Упражнение 2. Подбор признаков к месяцам года. Вращать куб с проговариванием считалки: кручусь, верчусь, сказать хочу…

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением признаков времени года.[13]

Игры на внимание и память

«Найди картинку»

Задача: развитие зрительного гнозиса

Задание с предметными картинками, идентификация зрительных изображений. Материал картинок подобран  от простого к сложному: два, три контура силуэта наложенных друг на друга.

Упражнение 1. Определить и перечислить изображения всех силуэтов по контуру на выпавшей грани куба. С помощью второго кубика подобрать предметные цветные картинки  к каждому силуэту контура.

 Далее можно расширить зрительное восприятие контуров изображений на обобщающие темы: например по контурам назвать обобщающие слово. Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением

Упражнение 2. «Незаконченная картина». На гранях одного кубика расположить черно- белые картинки незаконченных изображений.  Назвать, то, что забыл нарисовать художник. Задание позволяет правильно склонять слово - предмет по падежам от заданного вопроса: Что не нарисовал художник лошадке – гриву, нет чего у котенка  - ушей и т.д.

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением  контуров в черно-белом изображении. [14]

Игры на связаную речь

 «Предлоги»

 Задача: употребить в составление предложений предлоги

Игра помогает закреплять умение употреблять предлоги в связаной речи. Используются два кубика. На одном размещаются схемы предлогов, на другом картинки карточки с использованием того или иного предлога по сюжету.

 Задание:

  • подобрать схему предлога на одном кубике по смыслу изображения на картинке;
  • составить предложение с нужным предлогом по картинке или самостоятельно.

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением схем предлоги, картинки по предлогам.

«Сенсорик»

 Кубик «Сенсорик» используется для тактильного восприятия и получения положительных эмоций. На поверхности гранях расположены постоянное покрытие из ткани, бумаги и других предметов. Задание: ребенок с закрытыми глазами на ощупь дает название  определение покрытия на грани, а также сопоставить, на память, что бывает   такого покрытия, что за предмет может быть?

Оборудование: кубик с постоянными гранями.

«Описательный рассказ»

Игра составлена по технологии ТРИЗ в педагогики.

Задача: научиться составлять с помощью схем описательный рассказ.

С помощью схем - картинок определяем подбор слов признаков к описываемому предмету, активизируется словарный запас, конкретизируется и уточняется описательный момент в рассказе. Игра проводится при условии знакомого предмета, знание условных схем на карточках.  Задание игры в том, что по любой  выпавшей на грани кубика схемы подобрать слово-признак или действие к описываемому предмету для составления характеристики – описания по любому из выпавшей схеме. Т.е., какая бы характеристика не выпала вначале от нее и продолжать описание. Таким образом рассказ может получиться не менее шести предложений. Другой вариант составить загадку по описанию предмета.

Оборудование: кубик с гранями кармашки, картинки с изображением схем по технологии ТРИЗ.[16]

«Сочиняй-ка»

Задача: научиться составлять рассказ, перемещая  изображения по граням куба.

Задание: составить рассказ или сказку по предложенным изображениям.

Используется мягкий кубик со съемными изображениями.

Куб «Сочиняй-ка» обучает рассказыванию с элементами творчества с опорой на предметные картинки. К этому пособию предлагается дополнительное оборудование: фигурки персонажей, домашних и диких животных, птиц, сделанных из ткани с липучками. Сам куб обтянут тканью флис. Каждая грань куба служит опорой для развития сюжета. Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани героев сказки или рассказа. Это пособие также может быть использовано для пересказа коротких рассказов или для выборочного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей послужат в качестве наглядного плана.[17]

 Список литературы:

1. Рубрика: 2006 28 ноября,:№ 6, Борисова Е.А., Речевые игры и упражнения

2. Ж/ л «Воспитатель» №7  2009 год. Самообразование. Стр. 104

3.  Ж/ л  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1 2010 г

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№ 655 от 23 ноября 2009 года

5. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В.В. Коноваленко В.С. Коноваленко I, II, III период. Москва.  Издательство «ГНОМиД», 2005.

6. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» Л.А. Комарова;  Москва. Издательство «ГНОМ», 2011.

7. Логопедический альбом.  «Правильно произносим звуки»

Т.А. Ткаченко Екатеринбург. Издательство «Литур», 2009.

8. «Тренируем пальчики – развиваем речь!» О.И. Крупенчук

Санкт-Петербург. Издательство «Литера», 2009.

9. Формируем предметно-развивающую среду. Проект "Речевой куб" стр. 54

10. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Е.О. Астафьева Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2004.


[1] 28 ноября, 2006 Рубрика: 2006 :: № 6, Борисова Е.А., Речевые игры и упражнения

[3] Ж/ л «Воспитатель» №7  2009 год. Самообразование. Стр. 104

[4] Ж/ л  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1 2010 г

Формируем предметно-развивающую среду . Проект "Речевой куб" стр. 54

[5] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года

приложение.docx (1.46 МБ): [6] Рис.1,[7] Рис.2,[8] Рис.3,[9] Рис.4,[10] Рис.5,[11] Рис.6,[12] Рис.7,[13] Рис.8,[14] Рис.9,[16] Рис.10,

Св-во о публикации в СМИ  Серия А 0002220 ШПИ 62502666132182 дата отправки 16.11.2013г

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Комментарии 2
Елена 20.06.2014 03:38 #
Здорово придумано!
tanya 29.11.2014 00:13 #
Умница!!!! Очень полезная и многогранная игра. Обязательно сделаю такую же. Дети будут в восторге.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7525
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги