Технология – метафорические ассоциативные карты в работе учителя-логопеда

  пт., 21.06.2024

Составитель:

Алимина Ирина Владимировна

учитель-логопед

МАДОУ д/с № 36города Тюмени

Цель: Познакомить коллег опытом использования технологии – метафорические ассоциативные карты в работе учителя-логопеда

Проблема:

В настоящее время в образовательные учреждения поступает большое количество детей с задержкой речевого и/или психоречевого развития, имеющие логопедическое заключение.

Причиной задержек речевого и психоречевого развития у детей с ОВЗ можно назвать дестабилизацию общества и отдельных семей, ухудшение здоровья родителей и неблагоприятную наследственность, алкоголизм, наркоманию, экологическое и социальное неблагополучие.

Работая с детьми ОВЗ, намечая основные пути коррекционного воздействия, понимаешь, как сложно вызывать звукокомплексы и слова без эмоциональной окраски, в специально созданных игровых ситуациях. Здесь на помощь учителю-логопеду приходит, заимствованная у психологов технология – метафорические ассоциативные карты (МАК).

Цель: Развивать компоненты устной речи у дошкольников с ОВЗ на основе ассоциативного ряда при работе с метафорическими ассоциативными картами.

Задачи:

1. Активизировать обогащение словаря словами – предметами, словами – действиями, словами- признаками.

2.Развивать связную речь: формировать у детей умения связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни на основе тех ассоциаций, которые возникают при просмотре карт.

3. Воспитывать коммуникативные умения у детей при составлении распространенных предложений

Содержание мастер - класса:

Метафорические ассоциативные карты (МАК) - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, которые применяются как средство формирования коммуникативных умений и навыков в работе учителя-логопеда, способствующие развитию устной речи, творческого мышления и воображения у детей с ОВЗ.

Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH».

МАК представляют собой набор красочных картинок размером 9×13 с изображениями различных реальных и/или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных историй. Метафорические ассоциативные карты можно использовать для различных игр, занятий на развитие творческого мышления и воображения, а также в ходе сеансов сказкотерапии. Карты-картинки предназначены для сочинения и рассказывания историй, сказок, как вымышленных, так и реальных. Каждая карта -это мостик в хорошо знакомую нам историю или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал.

МАК используется в работе со следующими категориями детей с ОВЗ:

- с тяжелыми нарушениями речи;

-  с задержкой психоречевого развития;

- с элементами расстройства аутистического спектра.

Каждая колода карт соответствует определённой лексической теме, на основе которой строится коррекционно-развивающий процесс с детьми с нарушениями речи.

Работа с МАК может проводиться индивидуально, в паре, в подгруппе.Учитель-логопед при формировании пар или подгрупп включает в коррекционную работу детей, имеющих схожие речевые нарушения или контрастные, противоположные (неговорящий ребёнок - говорящий фразы).

Достоинства МАК:

1. Использование для всех возрастов.

2. Развитие всех компонентов речи.

3. Реализация диалога между внутренним и внешним миром ребёнка.

4. Создание комфортной обстановки для доверительных отношений в паре друг с другом или в деятельности «ребёнок-взрослый».

5. Снижение у дошкольников с ОВЗ тревожности, способствует раскрепощению замкнутых, стеснительных детей.

Каждый ребёнок, придя на занятие по развитию речи, с интересом разглядывает карты и с удовольствием готов поделиться тем, что он видит на них. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы.

В своей работе я применяю следующие колоды карт«Разбуди своё воображение», «Поверь в себя», «Я и все-все-все», «Робот», «Дружок»

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки.

 

Варианты игр с МАК:

«Рассказывание историй»

Цель: Развитие речи, воображения.

Ход упражнения:

Для этого упражнения понадобится (колода «Дружок»).

Способ 1. Предложите ребёнку вытянуть карту из сюжетной колоды, попросите его, глядя на карту,рассказать историю «Однажды…» Историю можно сочинить по 1 карте, можно добавлять другие.

Способ 2:Предложите ребёнку вытянуть 3 карты,рассмотреть их и выложить в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем попросите рассказать историю, основываясь на картах: начинать следует с первой карты, основной сюжет составить из второй карты и закончить третьей.

Способ 3: Сочинение коллективных историй. Дети садятся за круглый стол и каждому участнику даётся карточка изображением вниз. Первый участник

переворачивает свою карточку и начинает рассказ.Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку

и продолжает рассказ. Таким образом создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берёт из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.

«Роботы»

Цель: Развитие речи, воображения.

Ход упражнения:

Для этого упражнения понадобится (колода «Роботы»).

Каждый набор включает в себя 3 вида карточек:

- изображение голов,

- изображение туловищ,

- изображения ног.

Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом. В результате можно создать робота из любых деталей.

  1. Карты можно использовать в парах, группах детей, рассказ в группе по кругу, каждый последующий участник добавляет что – то свое, исходя из изображения на его карте.
  2. Составление индивидуальных историй

1        Пол, возраст и предназначение робота?

2        Где живёт робот? С кем?

3        От чего он работает?

4       Ломается ли он? Если да, то что чаще всего ломается? Кто чинит.

5        Что  нравится  в своём роботе?

 

«Как это называется?»

Цель: Развитие речи, воображения.

Ход упражнения:

Для этого упражнения можно использовать любые колоды с чётким изображением предметов. Карты раскладываются рубашкой вверх. Ребёнок вытягивает карту, и начинается её совместное исследование.Показывая на какой-либо предмет, спрашивает ребёнка:

«Как это называется?» Ребёнок называет предмет, после чего можно составить историю, рассказ про предмет: для чего он нужен, как его можно использовать, кому он может пригодиться. Если ребёнок затрудняется ответить,взрослый рассказывает про него.

«Угадай настроение»

Цель: Развитие речи, воображения.

Ход упражнения:Для этого упражнения используется (колода «Я и все-

все-все»). Взрослый показывает детям карточки, а дети стараются определить какое сейчас настроение у персонажей и почему?

 

«На кого похож сосед»

Цель: Развитие речи, воображения.

Ход упражнения:

Для этого упражнения понадобится (колода «Я и все-все-все»). На столе лежат карточки, дети должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и выбрать

ту карточку, на персонажа которой похож их сосед. Каждый должен выбрать карточку и рассказать, почему выбрали именно эту карточку. Почему их сосед похож именно на этого персонажа, может быть это внешние признаки, а может быть эмоциональная схожесть.

Результативность

По данной технологии я работаю в течении 2-х лет. Имеющийся опыт свидетельствует, что комплексная, содержательная, структурированная коррекционная работа с применением МАК эффективна и способствует:

1. Активизации познавательных процессов.

2. Развитию связной речи.

3.Повышению речевой активности, обогащению словаря

4. Совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

5. Снижению у детей тревожности, раскрепощению замкнутых, стеснительных детей.

При систематическом использовании в коррекционной работе МАК дети с речевыми нарушениями проявляют интерес к ярким образам окружающего и сказочного мира, устойчивое внимание к звуковой оболочке слова. Ассоциативные карты в работе с детьми с нарушениями речи способствуют самостоятельному составлению простых распространенных предложений.

Данная технология развивает психические процессы, формирует умение вступать в контакт со взрослыми и детьми.

Использование предложенной технологии в сочетании с творческим подходом к её применению показывает позитивную динамику в речевом развитии детей с- с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психоречевого развития, с элементами расстройства аутистического спектра, а также позволяет успешно и эффективно внедрять ее в работу с детьми ОВЗ.

Перечень оборудования:

  1. Стол
  2. Стул - стулья
  3. Ковер
  4. Карты «Поверь в себя», «Я и все-все-все», «Дружок», «Роботы», «Разбуди свое воображение»

Перечень используемых технологий

    1.    Игровые технологии
    1. Коррекционно-развивающие технологии
    2. Технологии личностно-ориентированного обучения
    3. Технологии проблемного обучения

Интернет-источники:

https://урок.рф/library/ispolzovanie_metaforicheskih_assotciativnih_kart_v_172915.html?ysclid=lxour4767a647407527

https://creative-pedagog.ru/wp-content/uploads/2022/09/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F.pdf

https://infourok.ru/metaforicheskie-associativnye-karty-kak-sredstvo-razvitie-emocionalnogo-intellekta-detej-doshkolnogo-vozrasta-7200194.html?ysclid=lxousfllg7474206128

https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-ispolzovanija-metaforicheskih-asociativnyh-kart-pri-rabote-s-detmi-roditeljami-i-kolegami.html?ysclid=lxoutdxaj4760592297

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2023/11/01/praktika-pedagoga-psihologa-po-rabote-s-detmi

Список используемой литературы

1. Михаил Ингерлейб. Метафорические ассоциативные карты
2. Кац, Мухаматулина. Метафорические карты. Руководство.
3. Орда Ирина. Метафорические карты - принципы и методики
4. Толстая. МАК в семейном консультировании
5. Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества
6. Фёдоров Сергей. Копилка МАК. Техники. Медитации. Игры. Визуализации
7. Дмитриева Н.В., Богачек И.С. Неврозы и невротики. Глубинная терапия с помощью ассоциативных карт
8. Сборник упражнений для психологических карт: часть 1. Мария Алексеева; часть 2. Мария Кравцова; часть 3. Финансы и бизнес; часть 4. Самопознание

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011802

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 68
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.